25 апреля 2018 в 17:28 Испытано на себе

Дым, крики и железные трубы: как я был пожарным

«Был бы у меня противогаз, я бы всех спас!» – заявление, которое нередко можно услышать от очевидцев пожара. Иногда они справедливы, но чаще всего подобное безрассудство приводит к напрасным жертвам. Однако каждый внутри всё равно уверен: «Ну, со мной бы точно такого не случилось, я бы справился».

Корреспондент «Газеты Кемерова» решил на себе проверить, каково это – быть пожарным.

За «Пожарно-спасательной частью №1» – поле и уличные тренажёры. Там занимаются бойцы. Турники и брусья нужны, чтобы поддерживать физическую форму, поле – чтобы совершать своеобразные «марш-броски» в тяжёлой «боёвке»: форме, в которой спасатели работают на пожаре. Она громоздкая и неудобная, тело в ней моментально становится липким от пота и покрывается испариной, а пятикилограммовый баллон с кислородом за спиной уже через полчаса по ощущениям весит не меньше центнера. Этого мне никто не рассказывал – я узнал по своему опыту.

Причём, как бы смешно это ни звучало, форму сначала нужно надеть, что не так-то просто. Штаны, куртка, пояс, каска, сапоги – всё нужно затянуть и завязать за 24 секунды (21 секунда – на оценку «отлично»). У меня же на всё ушла минута сорок.

– Совсем плохо? – спрашиваю я.

– Это не плохо... Это никак, – сухо резюмирует капитан внутренней службы Сергей Степчук.

Самое страшное испытание ждёт новичка в неприметном контейнере синего цвета. Это учебно-тренировочный комплекс «Грот». За тонкими железными стенами слышны крики, а из дверных щелей валит дым: ситуация там максимально приближена к реальной.

Лабиринт внутри «Грота» многоуровневый, с кучей железных дверей на магнитных замках, которые контролирует оператор. Задача пожарных – пробраться через лабиринт от начала до конца, минуя узкие тоннели и завалы, пролезая через щели, куда человек по всем законам физики даже не должен поместиться. Всё это нужно делать в «сцепке» по три человека, постоянно помогать товарищам и ни в коем случае не терять их в дыму и шуме.

Общая протяжённость лабиринта всего около двадцати метров, но блуждать там можно бесконечно – всё зависит от оператора, который то открывает, то блокирует определённые участки. Наш маршрут оказался самым коротким, но и его хватило, чтобы почувствовать себя в западне. При этом мне не пришлось лезть ни в одну из труб: я был заметно крупнее своих товарищей по команде и наверняка бы там застрял. Мне и так приходилось то и дело снимать баллон и толкать его перед собой – не слишком упорно, чтобы не оторвать трубку дыхательного аппарата.

Перед тем, как запустить нас внутрь, меня спросили, нет ли у меня клаустрофобии. Я уверено помотал головой – я и правда никогда не боялся замкнутых пространств. Но даже несмотря на это, внутри, мягко скажем, было некомфортно. Словно очутился в одном из своих кошмаров, где я застреваю в какой-то узкой вентиляции, становится трудно дышать, а выбраться никак не получается.

Тут я встрял на самой первой балке, зацепился баллоном и не мог пошевелиться. Началась лёгкая паника, но я всё время думал о ровном дыхании, и это помогло. Кислород, которым я дышал, сильно отличается от уличного воздуха: он моментально сушит горло и обостряет насморк, если таковой имеется, потому я следил за каждым вдохом и выдохом. В итоге впередиидущий пожарный силком вытащил меня за шкирку. Он постоянно что-то говорил, но я его не слышал. Я вообще ничего не слышал кроме своего шумного и прерывистого дыхания – ни криков и стенаний абстрактных жертв несуществуюшего пожара, ни слов своих напарников. На безумно мерцающий стробоскоп мозг тоже поставил блок: запомнились только сапоги того, кто полз передо мной.

К своему стыду, о третьем, державшемся позади напарнике нашего звена я вспомнил только перед самым выходом. За бесконечные три минуты внутри я ни разу не оглянулся и не проверил, там ли он или сгинул в театральном дыму «Грота». Конечно, с ним было всё в порядке – подобный маршрут слишком прост даже для рядового спасателя.

Но главное, что я понял после того, как всё закончилось: в подобной ситуации сложно отвечать даже за одну – свою – жизнь. И уж точно вряд ли получится взять противогаз и спасти всех. Или хотя бы кого-нибудь.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика