21 ноября 2017 в 11:11 Спорт

«Лучший вид спорта»: как учатся фехтованию в Кемерове

В Кемерове много бесплатных спортивных секций для школьников. Но основные виды спорта в них футбол, волейбол, хоккей, боевые искусства, тяжёлая и лёгкая атлетика, шахматы. А как же такой благородный вид, как фехтование? Неужели в Кемерове этому не учат? «Газета Кемерова» выяснила, где в нашем городе живёт фехтование, кто его финансирует, сколько стоит один клинок и почему ему нужна поддержка.

 

Молниеносный бой

С торца школы №35 на Октябрьском проспекте есть пристройка, в окне которой висит табличка с надписью «Янтарь». Это клуб по месту жительства, здесь обитает один из самых благородных видов спорта в Кемерове – фехтование.

В этом году тренировки начались позже обычного – в середине октября. Виной тому ремонт, который своими силами делали тренер Татьяна Александровна Носкова и её муж.

В 10 утра воскресенья в зале собираются четверо ребят, все они фехтуют не первый год, кто-то уже имеет опыт соревнований и побед. Вообще тренировок по воскресеньям в расписании клуба нет. Но впереди у парней соревнования – в Новосибирске и в Кемерове.  

Юноши облачаются в белоснежную форму, берут в руки сабли, и начинается бой. Молниеносный. Атака, защита, снова атака. И вот уже тренер засчитывает бал одному из участников. Стороннему человеку, который первый раз наблюдает за фехтовальщиками, уловить, кто кого уколол, сложно. Но у тренера глаз намётан. Да и аппарат сигнализирует: бой ведётся с помощью электронного оборудования, которое фиксирует попадания в противника. Если попадание засчитано, на аппарате загорается красная или зелёная лампочка – в зависимости, с какой стороны был нанесён удар. Если не засчитано, загорается белая. 

Николаю Манькову 11 лет, фехтует он уже третий год.

– Мне кажется, самое тяжёлое – это стойка, не все могут её освоить. Мне поначалу тоже было тяжеловато, но потом разработался, стало получаться. Тренируемся часа по два три раза в неделю, а иногда и дополнительно. Работаем на быстроту и технику. Был на соревнованиях в Новосибирске и Барнауле, пока без наград. Планирую продолжать фехтовать, хочется добиться мастера спорта, – говорит юноша.

Родители мальчика хотят, чтобы из увлечения сына что-то получилось, но сам Коля пока не знает, хочет ли он связать свою жизнь с фехтованием: рано ещё по–серьёзному профессию выбирать. Недавно задумался о военном училище. 

11-летний Иван Тараймович в фехтовании с конца первого класса. В этот спорт его привёл старший брат. Самое интересное в фехтовании, на взгляд юноши, – побеждать. В прошлом учебном году Ваня завоевал свою первую награду – занял второе место на соревнованиях в Барнауле.

– Я буду поступать в медицинскую академию, моя мама – педиатр. Фехтование – просто увлечение, которое даёт хорошую спортивную подготовку. Я не люблю проигрывать, злюсь, появляется азарт и желание победить.

На тренировке Иван сначала фехтует вяло и сдаёт первый бой противнику со счётом 4:1. Но рвётся взять реванш, и ему это удаётся. Как отмечает тренер, ребята очень целеустремлённые, не хотят друг другу проигрывать на дорожке, хотя вне неё – все друзья-товарищи. 

Сабельные бои, как правило, незатяжные. Здесь важна быстрота. Вообще в спортивном фехтовании три вида оружия: сабля, рапира и шпага. Различаются они правилами судейства и площадью поверхности поражения. Например, саблисты могут наносить не только уколы, но и рубящие удары. Засчитываться будут те из них, которые попали в туловище до линии пояса, голову и руки. Не считаются кисти рук, затылок и ноги. Сабля – самое лёгкое по весу оружие. Но после горячего боя у соперников могут остаться ссадины, несмотря на то, что тело и голова хорошо защищены.

Основные действия в бою – атака, защита, контратака и контрзащита. Когда саблист идёт вперёд, он атакует, отходит назад – защищается. Бывают прямые атаки и обманные финты: показал, что собираешься ударить в маску, а сам ударил в плечо.

Сама Татьяна Александровна училась фехтовать на рапире, так как в её времена женщины не могли выбрать другое оружие. Сейчас этих ограничений нет.

 

Левша

Любовь к спорту у Татьяны Носковой была всегда: в юности ей особенно нравился баскетбол и волейбол, но таких секций в её школе не было. Желание играть в баскетбол привело девочку на фехтование: ей рассказали, что после занятий можно оставаться в зале и гонять мяч. Занятия проходили в спортзале Дома культуры на Предзаводской. Татьяна тогда училась в 9 классе.

– Тренер поставил в стойку. Ого, думаю, ну, ничего, потерплю. Все в правую руку взяли шпаги, а я, по идее, левша, отец меня переучивал, так как в те времена не принято было. В итоге я поняла, что левой рукой мне удобнее фехтовать, тренер  поддержал. У левши в фехтовании преимущество, потому что большинство на правой фехтует.

Левшу Уськову (девичья фамилия) тренер Эдуард Ильич Минскер приметил, стал заниматься с ней индивидуально. И уже в 10 классе девушка впервые поехала на международные соревнования в Минск. Конечно, к состязаниям такого уровня ребята были морально не готовы: страх превысил навыки, и все они остались без наград. Сейчас со своими учениками перед соревнованиями Татьяна Александровна всегда проводит беседы.

– Морально-волевая подготовка нужна очень хорошая. От страха они всё забывают, что умеют. Я говорю, противник тоже тебя боится. Поэтому надо собраться и сказать: я всё умею, я всё смогу, я всё сделаю. Проиграл – чёрт с ним, всё впереди. Так что не надо, а то будем вёдра заказывать для слёз. Естественно, здесь опыт нужен. Чем больше ты участвуешь в соревнованиях, тем дальше отодвигается этот страх, и появляется уверенность.

После школы Татьяна Уськова поступила в Омск, хотя могла поехать в Ленинград: звали, у девушки уже было звание мастера спорта по фехтованию. Но Ленинград был очень далеко от родного Кемерова. Все четыре года студентка выступала за сборную по фехтованию города Омска, ездила по всему Советскому Союзу. Однажды на спартакиаде России даже фехтовала за первое место. Её соперница из Казани была мастером международного класса: при счёте 3:3 победить Уськовой не дали.

– Аппарат звенит, а судья может не в твою пользу решить. Сейчас более объективное судейство. Если участник не согласен с каким-то решением, он может начать разбирательство. А тогда была хитреца.

После института Татьяну Уськову звали в Баку – выступать за республику. Но девушка решила вернуться на малую родину: здесь её ждал жених. Так, в 24 года фехтовальщица ушла из большого спорта, хотя смело могла фехтовать до тридцати. Как говорит Татьяна Александровна, фехтование – такой вид спорта, в котором с возрастом приходит голова, мудрость. Ты уже не психуешь, лишний раз не нервничаешь, а спокойно выходишь на дорожку.

 

Времена коммунизма

В Кемерове Татьяна Носкова начала свой тренерский путь. Поначалу пришлось непросто: не было места для занятий. Тренировались на Предзаводской, в ДОСААФ, потом при школе в Ленинском районе. Благородный вид спорта заметил председатель Ленинского райисполкома, пригнал к Носковой телевидение. С лёгкой руки этого же председателя перспективная молодая тренер по фехтованию получила однёшку на Терешковой: супруги делили жильё с родителями.

Тренером Татьяна Александровна проработала 10 лет, с учениками летала на соревнования в центральную Россию – в Ярославль, Брянск. В это время секция по фехтованию относилась к Азоту, а тренировки проходили на стадионе «Химик».

– Сейчас немного изменилась система: в центр едешь, только если победишь региональное соревнование. А тогда можно было собирать команду и ехать. Было финансирование, инвентарь выдавали. Были времена коммунизма. Сейчас ничего этого нет. Инвентарь для клуба покупают родители, по-другому фехтование просто не выживет. У нас одна катушка у электронного аппарата 29 000 стоит, а их две надо. Клинки постоянно ломаются. Один клинок стоит 1 500 рублей. На соревнования ребята ездят тоже за родительский счёт.

С первым браком у Татьяны Александровны не заладилось: у супругов оказались разные интересы. Встретила другого мужчину, который пришёлся спортсменке по душе. У них родилась дочь: тренерство пришлось оставить. Потом Азот решил отказаться от детского спорта и передал стадион «Химик» городу. Из декрета выходить Татьяне было некуда.

 

Фанатка фехтования

В фехтование Татьяна Александровна Носкова вернулась за год до пенсии. В клубе по месту жительства «Янтарь» она работает почти 10 лет. Здесь тренер учит детей любить свой вид спорта. 

– Я фанатка фехтования. Считаю, что лучше него нет, хотя другие виды спорта тоже люблю. Здесь развивается всё. Выносливость нужна, быстрота реакции, быстрота мышления, ты такую растяжку делаешь, что на шпагат даже садишься. Я до 30 лет на шпагате была. Общая физическая подготовка обязательно нужна. Поэтому с ребятами мы и пресс качаем, и отжимания делаем, и бегаем, работаем в парах.

Татьяна Александровна не мечтает вырастить олимпийских чемпионов. Говорит, что большая конкуренция. К тому же, нет поддержки. Если в Новосибирске работают 30 тренеров по фехтованию, которые «поставляют» спортсменов для сборной России и имеют федеральную поддержку, то в Кемерове только три. А бесплатные занятия для детей вообще только в одном – в «Янтаре».

Для себя Татьяна Александровна ставит другую задачу: приобщить ребят к спорту, заинтересовать. Заниматься у неё могут все желающие, но основные группы – ребята со второго по седьмой класс. Как правило, в группе не больше восьми человек: маленький зал. 

На первом занятии тренер ставит новичков в стойку, знакомит с основными элементами, а также выдаёт форму и оружие: чтобы почувствовали бой – зацепит или нет.

Сейчас у Татьяны Носковой двое внуков, которые проявляют активный интерес к спорту. Как говорит тренер, на дочке спортивные данные не отразились, но внуки возьмут своё. Шестилетняя Даша ходит на занятия к бабушке, где строго называет её по имени-отчеству. А дома демонстрирует выпады, батманы, захваты и самое главное – стойку.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика