7 августа 2017 в 14:30 Культура

От «Чайки» до «Победы»: истории раритетных советских автомобилей

В музее-заповеднике «Томская Писаница» прошла восьмая выставка ретро-автомобилей. Перед кузбассовцами выстроились в колонны «жемчужины» коллекций ценителей старинного транспорта. Отполированные «Волги», «Запорожцы», «Москвичи» – машины класса люкс и народные авто советского времени притягивали посетителей своими изгибами и хромированными деталями.

Мы узнали несколько историй, связанных с этими раритетами на колёсах: зачем их продолжают покупать, как реставрируют и где искать детали, которые уже давно не выпускают.

 

«Я по объявлению увидел, он был синего цвета»

Сергей Захаров, владелец «Москвича-401»

«Это первый народный автомобиль – «Москвич 401». Я по объявлению увидел. Он был синего цвета и почему-то его продавали. Ещё в 2005 году я купил его за небольшие деньги – 10 000 рублей, – и начал восстанавливать. Невозможно объяснить, почему начинается это увлечение – коллекционирование. У меня притяжение скорее на генетическом уровне. Вы посмотрите, ведь самые красивые машины сделаны в 1930 годы. Потом они потеряли свою изящность.

Сначала просто я просто покрасил автомобиль, а когда захотел добавить хрома, то пошли затраты. Все советские детали снаружи я полностью убрал и стал их постепенно заменять на заказные, которые покупал по интернету: они от других автомобилей 1930 годов.

Сейчас на моём «Москвиче» тормозной путь очень длинный. Остановить 401-й практически нереально. Едет он 130 км/ч, с горы разгоняется спокойно до 140 км/ч. При этом на нём не предусмотрены ремни безопасности – и я из принципа не буду их устанавливать.

Но самое интересное в «Москвиче-401» – это гудок. Обязательно послушайте его. Он возвращает в 1932 год – год выпуска моего «Москвича».

 

«Вырос – и мне захотелось большую игрушку»

Александр Тазовский, владелец «Волги ГАЗ-21»

«Мой отец всю жизнь отработал водителем автомобиля, в том числе и на «Волге», и на «ГАЗе». Я с малых лет сидел у него на коленях и уже рулил. Но когда вырос, мне захотелось свою большую игрушку. В 2008-м у нашего соседа была машина 1963 года выпуска. Я видел, как он к ней относится. Она, конечно, тарахтела. И он продал её мне. По тем деньгам, купил практически за 30 000 рублей. Это с кучей запасных вещей: стёклами, деталями. То есть с почти новой запасной машиной. Они у меня до сих пор остались. Так что я не покупаю детали на рынке или в магазине. Внутри салона краска сохранилась родная, а снаружи цвет тщательно подбирали к внутреннему. Также протекторы стоят времён СССР, но это абсолютно новая резина. На ней даже все «шашечки» и «пипочки» сохранились.

Моя «Волга» может спокойно ехать 120 км/ч, но так как этот двигатель был разработан в 30-40 годы, ей вредны такие скорости. Её крейсерская скорость 60-80 км/ч – и она улыбается при ней. Эта «Волга» требует постоянного внимания: поменять масло, смазать узлы. Кстати, у неё больше точек смазки, чем у остальных автомобилей. Даже есть такая шутка: если из такой «Волги» ничего не бежит, значит, в ней закончилось масло.

Также здесь нет усилителя тормозов: как я надавлю, так она и тормозит. И руль – четыре оборота в каждую сторону. Мы обшивку восстанавливали, но сделана она по чертежам оригинала. Большая беда машин тех времён – не было качественной пластмассы. Сейчас она вся гниёт, а оригинальную тяжело найти. Но все наши ретро-маньяки стараются приблизиться к оригиналу».

 

«Выпуск «Чайки» насчитывает всего около трёх тысяч экземпляров»

Андрей Чуряков, владелец «Чайки»

«Она очень старенькая уже – 1976 года выпуска. Я у машины третий владелец. Сначала «Чайка» была в администрации города, потом попала в частные руки. Долго находилась в непригодном состоянии. Мы её забрали. И вот уже как десять лет она нас радует!

Двигатель у неё родной, подвеска тоже. Только коробка была старая: изжила себя и сломалась. Поэтому сейчас стоит от «Волги». Спокойно едет 120 км/ч, хотя изначально должна 200 км/ч. Ещё салон перешит белой кожей – выглядит красиво. Чтобы отечественный автомобиль в таком состоянии держать, надо много терпения и желания, а деньги – это уже второстепенное.

Вообще выпуск «Чайки» насчитывает всего около трёх тысяч экземпляров. Он был ограниченным, в массы её не продавали, на них возили только первых лица – к примеру, госсекретарей. После госслужбы её либо утилизировали, либо передавали в службу быта. То есть, когда она в администрации отрабатывала, её могли в службу быта отдать, а там уже использовать для свадеб. Это второе её предназначение. В общем-то и сейчас она занимается тем же. Кстати, у Владимира Путина свадьба была на «Чайке».

 

«БА-20» принимал активное участие на Халхин-Голе в Монголии»

Клуб старинно-исторической техники, стальная гвардия Сибири, бронеавтомобили «БА-20» и «Д-8»

«У нас два бронеавтомобиля: «БА-20» и «Д-8». Для них мы подбираем базу. Так, например, «БА-20»: брали «Волгу ГАЗ-24», срезали кузов, а сверху бронировали. Это реплика, но сделана по чертежам.

Вообще «БА-20» выпускался с 1936 по 1942 год. Выпустили около 2 500 тысячи экземпляров. Он служил для хранения и сопровождения колонн, в разведке участвовал и использовался для связи. Активное участие «БА-20» принимал на Халхин-Голе в Монголии. Двигатель в нём стоял 50-сильный, нижнеклапанник. Развивал скорость где-то 45-50 км/ч по шоссе, и 30-40 км/ч – по пересечённой местности. Броня была шестимиллиметровая, а лобовая – семимиллиметровая. Он спокойно держал пули, осколки взрывов, но пушки свободно пробивали его броню.

Бронеавтомобиль «Д-8» разработал конструктор Березняков в 1930 году. Их немного выпустили: всего 60 штук. Броня там стояла от четырёх до шести миллиметров. Служил только для связи и разведки. Его вооружение – пулемёт Дегтярёва, который позже стали менять на «Максим», чтобы бороться против воздушных сил. Развивал скорость порядка 40 км/ч по шоссе, по «пересечёнке» – 20-25 км/ч. В военные годы его приняли на вооружение, так как техники было мало. Как раз после него и стали выпускать «БА-20».

В своё время для РККА разработали четыре основных модели – средние бронеавтомобили «БА-27» и «БА-24», и лёгкие – «Д-8» и «БА-20». И мы хотим восстановить всю линейку».

 

«Восстанавливать советскую машину – это творческая деятельность»

Валерий Фотин, владелец «Победы»

«В своё время я купил «Волгу ГАЗ-21», но хотелось «Победу» – это была недосягаемая мечта. Просто они либо очень дорогие, чтобы покупать, либо просто их нет. Но говорят, если мечтать о чём-то, то мечта сбывается. Вот и мне подвернулись три «Победы» в очень плохом состоянии, из которых я собрал две. Это было лет десять назад.

На восстановление машин ушло шесть лет. Полностью их перебирал, варил, перекрашивал. До гаечки, короче. На самом деле это титанический труд. Может, поэтому их сейчас не так много, ведь решиться на такое сложно. Детали брал с миру по нитке. У кого что было: у одного друга – одна ручка, у другого –другая.

Двигатель сейчас стоит не родной – от «Волги». «Победовский» плохо едет. Разгоняться на ней нет смысла, опасно: машина-то старая. Вот моя 1954 года. Конечно, это не гоночная машина, но 80 км/ч легко идёт. Можно для удовольствия и до 90-100 км/ч разогнаться. Гидроусилителя на руле нет, электроники нет. Кузов родной на 100%. Вообще эту машину можно делать всю жизнь. С ней всегда есть работа. Вот ещё, например, ручник не покрашен, и сейчас он выглядит как стоп кран.

Восстанавливать советскую машину – это же творческая деятельность, ведь из «чего-то» сделать конфетку – сложно».

 

Полный отчёт с шоу-парада ретро-автомобилей можно посмотреть в журнале «Афиша»

 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика