12 октября 2017 в 17:12 Общество

Полуживой дом: как муниципальная собственность рушит частную

— Мой дом рухнет, и меня под собой погребёт. Проснусь утром — а стена обвалилась, — описывает Тамара Старикова свой самый страшный кошмар. — Видите, какая под окном трещина? Она сквозная, зимой из неё так и тянет холодом. Однажды вывалится окно — и дому конец!

81-летняя Тамара Васильевна живёт с сыном в двухквартирном доме в Барановке и владеет его половиной. С 2003 года квартира №1 пустует, соседи-пьяницы оставили её, а потом умерли — к ответу призвать некого. Муниципальное жилье так и не заселили. Сначала рухнула крыша, потом обвалились стены. Брошенная часть дома медленно умирала и теперь тянет за собой и вторую квартиру, ухоженную — с цветами на окнах и курами во дворе. Пачка писем от чиновников — от прокуроров до администрации президента – растёт, а надежда пенсионерки на спокойную старость — тает.

«Газета Кемерова» по просьбе читательницы разбиралась, как муниципальное жилье мешает частному и кто должен делать ремонт.

 

До первых морозов

Тамара Васильевна Старикова — инвалид второй группы, более 30 лет проработала швеёй, нянечкой в яслях, а потом приёмщицей в прачечной. Пенсия невелика — всего 8 000 рублей, вся надежда на поддержку взрослых детей да небольшое хозяйство: огород и кур-несушек.

В 1998 году она разменяла квартиру с дочерью в Кемерове и купила половину дома в Барановке — свежий воздух, собственный сад, покой. К ней въехал сын. Правда, соседи оказались пьющими. Но это её сначала не тревожило. Тихие, да и ладно.

— Семья эта не шумела, они дома почти не появлялись. Муж, жена да двое мальчишек-подростков постоянно слонялись по селу или ночевали у родственников. Не знала я, что это кончится бедой. В 2003-м они совсем дом забросили — перебрались к брату. Не ухаживали за жильём. Крыша протекала, крыльца не было, полы они разобрали — может, на растопку, не знаю...

В 2007 году администрация Щегловской сельской территории ходатайствовала о лишении соседа Тамары Стариковой — Виктора Боровикова — прописки. На основании того, что дом пять лет уже пустует, а квартиросъемщик всё это время живёт у брата. Но это ни к чему не привело. Аварийное жильё по-прежнему простаивало без жильцов и с каждым годом разрушалось всё больше и больше. Новосёлов в муниципальную квартиру не селили — кто захочет делать ремонт с нуля?

— Сколько я предупреждала, что крыша обвалится! Письма писала в администрацию района, сейчас уже печку можно топить ими. Мыслимо ли: я, женщина без грамоты, должна объяснять начальству, инженерам, что пустая неотапливаемая половина не выдержит зиму.

В 2010 году дом обследовала межведомственная комиссия и подтвердила: без обслуживания квартиры №1 разрушится весь дом. Дальше дело не пошло. Прокуратура заявила, что проверку провели с нарушениями. Вскоре страшный прогноз подтвердился. 

 

…И всё рухнуло

Квартира №1 по улице Советской в Барановке рассыпалась в 2013 году.

— Ночью я проснулась от жуткого треска. У соседней квартиры обвалилась крыша и стены. Над моим окном, расположенным рядом с ней, обвалились кирпичи — до самой рамы. А под ним появилась сквозная трещина, которая и по сей день растёт. Смотрите сами, — Тамара Васильевна проводит рукой по стене с опаской. Она даже окно перестала мыть — боится, что откроет его, и рама наружу вывалится. — Промежуточная стена между моей квартирой и соседей стала внешней.

Администрация сельского поселения провела ремонт — покрыла промежуточную стену профнастилом, чтобы утеплить. Работали строители зимой, говорит хозяйка, потому и стальной лист до земли не довели — в стыках стену продувает, в комнате из-за этого холодно.

— В холода у меня постоянно мёрзнут руки, как бы я печку ни топила, как ни старалась, — сетует пенсионерка. — Из трещины тоже дует. Сначала сама замазывала её цементом, потом стала забеливать и заклеивать обоями. Был тоненький волосок — сейчас уже провал, причём сквозной. Я всё время переживаю из-за этого, даже тик начался — голова дёргается. Вы бы согласились так жить? Мне всё время страшно.

Фундамент дома отсыревает, осыпается. В подполье лестница уже наполовину ушла в землю, сетует Тамара Васильевна. Она привыкла хранить там овощи и домашние заготовки. Теперь в погребе сыро. Крыша тоже разрушается — руины тянут квартиру №2 за собой.

Строительный мусор из разрушенной квартиры так и не убрали. Местные жители иногда бросают пустые бутылки и хлам в заброшенный дом. Тамара Васильевна жалуется, что они не хотят платить за вывоз мусора, а на руинах и так беспорядок – одной бутылкой больше, одной меньше… Из-за объедков в пустом доме часто появляются крысы, а потом заглядывают и на соседнюю территорию.

— Сколько раз видела, как их прогоняла моя собака! — возмущается Тамара Васильевна. — Вторая половина дома мне не принадлежит, я не обязана убирать её, да и сил мне не хватит. Я уже устала жить здесь. 

 

Что говорят власти

Администрация Кемеровского района утверждает, что разобрать руины квартиры №1 нельзя. Это приведёт к обрушению всего дома. Весной 2015 года они отправили Тамаре Стариковой письмо с объяснением:

«…Что касается демонтажа конструктивных элементов (оконные и дверные перемычки, кирпичная кладка) квартиры №1, то данное мероприятие выполнить невозможно, так как элементы квартиры №1 и №2 совместно воспринимают несущую нагрузку по зданию. Демонтаж вышеуказанных элементов в квартире №1 может оказать воздействие на несущую способность конструкций квартиры №2. В результате визуального осмотра конструктивные элементы находятся в удовлетворительном состоянии и не представляют угрозы для жизни», — написал Глеб Орлов, занимающий в то время должность заместителя главы Кемеровского района.

Но в августе 2016 года Государственная жилищная инспекция Кемеровской области подтвердила, что квартире №2 требуется капитальный ремонт:

«…В жилом помещении №2 выявлены значительные прогибы чердачного перекрытия, имеются трещины штукатурного слоя, — пишет главный государственный инспектор Госжилинспекции Евгений Ермаченко. — Пол деревянный имеет уклон, а также зазоры между стеной и плинтусом — более одного. Внутренние перегородки отклоняются от стен по вертикали. При обследовании жилого помещения снаружи выявлено: отсутствие отмостки вокруг дома, влажный грунт, горизонтальная гидроизоляция в кирпичной кладке наружных стен отсутствует, в связи с чем происходит капиллярный подкос грунтовой влаги в тело кирпичной кладки. Кирпичная кладка в цокольной части имеет разрушение, а также со стороны главного фасада имеется трещина с шириной раскрытия более двух сантиметров».

Фото: Полуживой дом: как муниципальная собственность рушит частную 8

Максим Климов, директор компании «Экострой Сибирь»:

— Прогибы чердачного перекрытия означают, что конструкция перекрытия повреждена или слишком изношена, чтобы правильно воспринимать и передавать нагрузки. В случае дальнейшего бездействия она просто обрушится.

Трещины штукатурного слоя говорят о том, что стены начали смещаться из-за разрушения основания (фундамента) или его проседания.

Пол с уклоном и зазор в один сантиметр указывает, что повреждены лаги пола и прочие его конструкции в следствии старости или воздействия на них агрессивных сред (воды, грибков и прочего), а также разрушено основание.

Отсутствие отмостки — это вообще грубое нарушение, так как вся вода, стекающая с фасада и кровли, не отводится от дома и всячески разрушает фундамент посредством подмывов, образования плесени, грибков. При перенасыщении влагой и последующей заморозке в период зимней эксплуатации это приведёт к разрушению фундамента или образованию трещин.

Отсутствие гидроизоляции — тоже проблема, капиллярная влага от осадков попадает непосредственно в кладку и вызывает её разрушение путём вымывания раствора.

Данное строение обязательно нужно срочно проверить согласно СанПИН на пригодность для проживания в нём людей. Так же провести экспертизу несущих конструкции и определить их текущее состояние, чтобы принять решение о том, возможен ли их ремонт. Если да, то в кратчайшие сроки его нужно выполнить.

Весной 2017 года Тамара Старикова получила ещё одно письмо от администрации Кемеровского района. Заместитель главы по строительству Ирина Печёркина объяснила, что пенсионерка и инвалид II группы вынуждена делать капитальный ремонт квартиры №2 за свой счёт.

«Обращаем ваше внимание, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания имущества, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, в том числе на собственника возлагаются затраты по проведению ремонтных работ», — отмечает Ирина Печёркина, и подчёркивает, что за бюджетные средства район может отремонтировать только помещения, находящиеся в муниципальной собственности.

Есть ещё и средства резервных фондов, но они могут быть направлены на аварийно-восстановительные работы в связи с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других ЧС, к которым ситуация Тамары Стариковой не относится. 

В муниципальную программу по ремонту жилых помещений отдельных категорий граждан она также не попадает. Их участники — одиноко проживающие ветераны ВОВ, вдовы ветеранов ВОВ, труженики тыла, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период ВОВ, а также одиноко проживающие пенсионеры в возрасте старше 75 лет. В квартире №2 с Тамарой Васильевной прописан её сын, и это не даёт ей возможность бесплатно отремонтировать квартиру.  

Фото: Полуживой дом: как муниципальная собственность рушит частную 10

Галина Шахова, генеральный директор юридической компании «Линия права»:

— В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями. Следовательно, муниципалитет, являясь собственником заброшенной квартиры, обязан нести бремя содержания данного имущества.

Если в следствии ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию имущества причинен вред чужому имуществу, то такой вред подлежит возмещению в полном объёме. В случае, если собственник имущества отказывается добровольно нести расходы по ремонту и содержанию имущества, данные требования можно предъявить в судебном порядке. 

Кроме того, можно обратиться в жилищный отдел администрации Кемеровского района с целью получения акта обследования дома, на основании этого акта обратиться с аявлением о признании дома ветхим. Если дом будет признан таковым, необходимо обращаться с заявлением о предоставлении иного жилья, поскольку данный дом непригоден для проживания.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика