25 мая 2018 в 12:01 Общество

Смертельно опасный балкон: почему в Кедровке гибнут люди

В доме по улице Стахановская 8 «А» произошло две трагедии — в июне 2016 года с балкона на 9 этаже выпал 22-летний Андрей Крюков, а в декабре 2017-го погибла после падения с 10-го этажа 43-летняя Елена Зевахина, мать двоих детей. По данным экспертов, конструкция балкона не соответствовала техническим нормам. Пока следователи разбираются в ситуации и ищут виновных, в печально известном доме всё ещё живут люди.

«Газета Кемерова» выяснила, что случилось с Еленой и Андреем, чего добиваются их родственники и как городские власти планируют защитить жителей дома на улице Стахановской. 

 

«Любила жизнь»

Елена Зевахина погибла вечером 7 декабря 2017 года. Она вышла на балкон своей квартиры в доме на Стахановской, 8 «А» и выпала с 10 этажа. В этот момент в квартире находились её 11-летний сын и 17-летняя дочь. Дети спали.

Корреспондент «Газеты Кемерова» встречалась с близкими погибшей женщины сразу после трагедии. Уже тогда они были уверены, что причина случившегося — в ненадёжной конструкции балкона.

— Когда дом сдавали, балконы сразу были застеклённые: верхняя часть, примерно до пояса — стекло, а нижняя — так называемый «сэндвич», толщина которого меньше, чем один сантиметр, — рассказывает Наталья Мальцева, подруга Елены. — Он не был ничем укреплён, никакой обрешётки из арматуры. Я ездила на место и там видно, что пробит именно этот «сэндвич» … Лена спать собиралась, она была в ночной рубашке, когда выпала наружу. Подозреваю, что она поскользнулась и выбила плиту ногами, или же запнулась о порог и ударилась в неё головой.

Наталья говорит, что Елена была позитивным человеком, любила жизнь и отдавала все силы воспитанию детей. Растила их одна: за три года до трагедии её муж умер в больнице от панкреатита. Они любили друг друга, семья была крепкой. Но Елена смогла пережить эту утрату и уверенно смотрела в будущее: думала об образовании детей, хотела открыть своё дело.

— Елена мечтала отправить свою дочь учиться в Санкт-Петербург, — вспоминает Елена Островская, ещё одна подруга Елены. — Она каждое утро отвозила дочь и сына в гимназию, много общалась с ними, жила их интересами.

— У младшего день рождения в сентябре. Помню, как однажды Лена в его праздник нарядила настоящую ёлку. Мол, это твой персональный Новый год. Лена была человеком-праздником. Мы все не представляем, как будем дальше жить, без неё, — делится Наталья.

Сегодня дети Елены живут с её родной сестрой, ещё у них есть любящие бабушка и дедушка. В квартиру на Стахановской, 8 «А» они возвращаться не хотят — сначала там умер их отец, потом и мать. Жильё пока пустует. Семья не оправилась от гибели родного человека.

— У нас две цели, — рассказывает Светлана Ёгина, двоюродная сестра Елены. — Во-первых, чтобы все виновные в случившемся были наказаны — уголовное дело расследует Следственный комитет, ещё мы обратились в прокуратуру. Во-вторых, чтобы трагедия не повторилась. Случай Елены — не первый в этом доме…

 

«Сколько нужно ещё смертей?»

Андрею Крюкову было 22 года, когда он погиб. Он выпал с балкона квартиры №24 на девятом этаже в доме на Стахановской, 8 «А» 12 июня 2016 года, в День города. Его тело нашли на земле вместе с одной из пяти пластиковых панелей нижней части балкона. Она вывалилась целиком.

Мама Андрея, Лариса Алексеевна, вспоминает, что накануне отпустила его в гости к другу. Тот жил в том самом злополучном доме. Пока мать и отчим были на даче, молодой человек заночевал у своего товарища. Спал в гостиной, в тот день было очень жарко. Ночью парню стало душно — вышел подышать на балкон, вероятно, привалился на панель и выпал вместе с ней.

— Когда с Еленой случилось несчастье, я сразу поняла, в чём дело, — говорит Лариса Алексеевна. — Пластиковая панель держалась на резинках, никакого ограждения не было. В жару и в мороз она более уязвима, чем обычно. Сколько ещё людей должно погибнуть, чтобы эти балконы заделали, огородили? 

Мой мальчик рано ушёл — не успел девушку встретить, жениться, внуков оставить. Андрей был хорошим человеком, всегда помогал мне, поддерживал. Сына уже не вернуть, я это понимаю. Но в доме на Стахановской живут другие дети. Ни одной семье я не пожелаю такой беды…

После гибели Андрея Крюкова в возбуждении уголовного дела семье отказали. Инцидент признали несчастным случаем. Спустя полтора года следователи вернулись к его расследованию, присоединив материалы к уголовному делу, возбуждённому после гибели Елены Зевахиной.

Каким должен быть балкон

СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»:

Высота ограждений лестниц, балконов, лоджий, террас, кровли и в местах опасных перепадов должна быть не менее 1,2 метров. Ограждения должны быть непрерывными, оборудованы поручнями и рассчитаны на восприятие горизонтальных нагрузок не менее 0,3 кН/м.

ГОСТ Р 56926-2016 «Конструкции оконные и балконные различного функционального назначения для жилых зданий. Общие технические условия»:

Заполнение нижнего экрана панорамного остекления допускается выполнять в любом варианте, технологически возможном для применяемой стеклонесущей профильной системы, при этом должна быть обеспечена невозможность выпадения человека наружу при соблюдении следующих требований:

– панорамное балконное остекление применяют только вместе с дополнительным защитным ограждением.

— в случае наружного расположения защитного ограждения узлы крепления основного стеклонесущего ригеля к стойке и его сечение должны быть дополнительно рассчитаны на действие сосредоточенной ударной нагрузки при случайном падении на него человека.

 

Поиски виновных

Следователи 20 декабря объединили оба трагических случая в одно уголовное дело по статье 238, часть 2, пункт «в»: «…Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, если они повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека».

Потерпевшей со стороны Елены Зевахиной стала её двоюродная сестра Светлана Ёгина, профессиональный юрист.

— Я видела этот балкон. Его ограждение состоит из пластиковых панелей толщиной менее 1 см. Панели имеют размер примерно 70 на 120 сантиметров, закреплены на тонком легком металлическом каркасе. И удерживает эти панели в каркасе уплотнительная резинка. Я не эксперт, но на мой взгляд, такая конструкция не соответствует строительным нормам. Уплотнительная резинка не может надежно удерживать балконное ограждение, а пластиковая панель, с учетом сибирских морозов под 40 и летней жары под 40 не может быть надежной защитой при случайном падении на нее человека, — рассуждает Светлана Ёгина.

Светлана рассказывает, что в рамках расследования уголовного дела провели две экспертизы, которые подтвердили: техническим условием разрушения конструкции балкона и последующего падения людей стало несоблюдение при строительстве жилого дома требований технических норм.

— После экспертизы, чтобы избежать новых трагедий, Следственное управление СК по Кемеровской области направило информационное письмо в администрацию города Кемерова с требованием принять меры к устранению нарушений, — отмечает Мария Захрямина, помощник руководителя СО по Рудничному району города Кемерово.

Но виновные пока не установлены, а документы о строительстве дома — не найдены. За дом на Стахановской 8 «А» отвечала строительная компания ООО «КРУ «Строй-Сервис». Уже в декабре 2010 года она была признана банкротом.

— Насколько нам известно, несмотря на неоднократные случаи гибели людей, проверка всех балконов дома и иных домов, построенных ООО «КРУ «Строй-Сервис» или имеющих аналогичную конструкцию (дом построен в соответствии с типовым проектом № 1906-АР) не проводилась. Причины нарушения градостроительного законодательства не устанавливались, — подчеркивает Светлана Ёгина.

Мать Елены Зевахиной, Любовь Разутова, передала в прокуратуру обращение, в котором потребовала создать техническую комиссию для установления причин нарушения требований безопасности при сооружении балконов и определения лиц, допустивших такое нарушение. Привлечь к ответственности людей, виновных в допуске в эксплуатацию балконов, не соответствующих требованиям технических регламентов. А также провести проверку всех балконов дома на Стахановской, 8 «А», и в других домах, построенных ООО «КРУ «Строй-Сервис».

 

Кто заплатит за безопасность

По требованию администрации Кемерова управляющая компания «Мегаполис» подготовила проект по установке металлических ограждений на балконах дома по улице Стахановской, 8 «А». Чтобы его реализовать, необходимо около 1 миллиона 800 тысяч рублей.

— УК проведёт общее собрание и поставит перед жильцами вопрос об изыскании этой суммы. Собственникам квартир нужно принять решение об источнике финансирования данных работ. Строительная компания их не оплатит — её давно не существует. Возможно, жильцам удастся собрать деньги за год. Если кто-то из них малоимущий, будет предоставлена субсидия, — рассказала «Газете Кемерова» Лариса Павленко, заместитель начальника управления ЖКХ администрации Кемерова.

Но семья Елены Зевахиной считает, что жильцы не должны оплачивать работы на балконах, построенных с нарушением правил безопасности. В обращении в прокуратуру мать погибшей женщины обратила на это внимание.

«Привести в соответствие нормам конструкции балконов на улице Стахановской нужно за счёт технических заказчиков, саморегулируемой организации, в которой состояло ООО «КРУ «Строй-Сервис», либо Российской Федерации или субъекта Российской Федерации», — пишет Любовь Разутова.

Дом на Стахановской, 8 «А» в Кемерове единственный с такой проблемой. Администрация обратилась в УК города с запросом о состоянии балконов в жилом фонде. Специалисты уже выявили случаи самостоятельной перепланировки в других квартирах.

— Хотелось бы предупредить жителей Кемерова — не делайте перепланировку балкона без согласования с управляющей компанией. Это не формальность, а залог вашей безопасности, — отмечает Лариса Павленко.

Жителям дома по улице Стахановской управляющая компания «Мегаполис» не рекомендует выходить на балконы. Соответствующие объявления размещены в каждом подъезде.

— И люди правда не выходят, сколько я ни смотрела, — рассказывает Ирина, соседка Елены Зевахиной. — Все относятся к случившемуся очень серьёзно. У многих дети. Это страшно. 

Собрание жильцов в доме по Стахановской, 8 «А» пока не состоялось. Расследование уголовного дела продолжается. Родственники погибших надеются, что за гибель их родных обязательно кто-то ответит.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика