28 мая 2018 в 15:48 Общество

Вождение по мукам: мешает ли возраст на дороге

Чуть ли не каждое ДТП с участием водителя-пенсионера тщательно обсуждается в обществе. Люди гудят: стариков надо лишать прав! Но насколько это необходимая мера? 

Корреспонденты «Газеты Кемерова» выяснили, сколько аварий совершают пожилые люди, зачем идут учиться водить, будучи уже в возрасте, и нужно ли их ограничивать в правах.

 

Роковые ошибки пенсионеров

В России каждый день происходят сотни аварий, и какая-то доля из них приходится на те, виновниками в которых стали пожилые люди. Если к ДТП, устраиваемым пьяными или молодыми, неопытными водителями мы, можно сказать, привыкли, то новости с кричащими заголовками, в которых рассказывается о пенсионере, совершившем роковую ошибку за рулём, всегда вызывают уйму обсуждений. Мол, вот, куда в таком возрасте-то гонять! 

Причин ДТП, устраиваемых престарелыми, как правило, две. Одна из них — стало плохо за рулём (читать: уснул, устал, хватил инфаркт или инсульт). К сожалению, если такой человек оказывается в процессе управления транспортным средством, страшных последствий не миновать.  

Так, весной прошлого года в Новокузнецке водитель-пенсионер переутомился, задремал за рулём и врезался во встречный авто. Примечательно, что сам 77-летний мужчина не пострадал, а вот трём другим людям потребовалась помощь медиков.

А в 2015 году 72-летний кемеровчанин умер за рулём и врезался в дерево. Автомобиль другого пожилого водителя из Прокопьевска влетел в столб. Причина в том, что автомобилист потерял сознание в процессе езды, в итоге погиб от полученных травм.

Бывает и такое, что пожилые водители грубо нарушают правила дорожного движения. И это вторая распространённая причина. Страшная авария произошла в Кемерове, где автолюбитель, которому было без малого 65 лет, протаранил две машины. Пенсионер проехал на красный сигнал светофора. Как итог — один погибший и три травмированных человека, включая жену виновника тройного ДТП.

Или 70-летний новокузнечанин, сбивший велосипедистку на пешеходном переходе. Водитель хотел объехать остановившийся впереди авто, который пропускал ту самую спортсменку, по встречной полосе, где и наехал на потерпевшую.

Подобных историй — вагон и маленькая тележка, и не только в нашем регионе. Но если посмотреть на статистику, кажется, что все истории с пенсионерами искусственно раздуты.

Так, в Кузбассе в 2017 году случилось всего 213 аварий, виновниками которых стали водители-пенсионеры. В них пострадали 278 человек, а 19 — погибли. Это чуть больше 8% от общего числа ДТП, произошедших на территории региона (2 547).

А вот число аварий участием водителей в возрасте с начала этого года почти на 15% выше, чем за аналогичный период 2017-го. Пенсионеры попали в дорожно-транспортные происшествия 77 раз, погибло 15 человек (включая самих престарелых), а травмированы 112. Виновниками этих аварий признаны 48 человек пожилого возраста. Всего же в Кузбассе случилось 573 ДТП, где погибли 63 человека и 815 получили травмы. Доля ДТП с участием водителей-пенсионеров составила 13% от общего количества аварий. 

 

Бдительность нужна в любом возрасте

В ГИБДД полагают, что относиться к водителям с точки зрения возраста некорректно. Мол, молодёжь лихачит так, как никому из пожилых людей и не снилось, но никто не говорит о том, чтобы её ограничить в правах. Возможно, никому не хочется повторять событий 1999 года, когда водители-пенсионеры в Калифорнии подняли волну протеста против возрастной дискриминации. А им тогда всего лишь предложили сдавать повторно экзамен по вождению после 75 лет.

— Не важно, сколько человеку лет, водитель всё равно должен вести себя адекватно за рулём, соблюдать ПДД. Нельзя проводить параллель между  возрастом и вероятностью аварии, — считает старший инспектор пропаганды безопасности дорожного движения городской ГИБДД Алексей Халтурин. 

По мнению представителей Госавтоинспекции, единственное, что действительно может повлиять на риск ДТП, — это состояние здоровья пожилого человека.

— Самочувствие и пониженное внимание могут сказаться на управлении транспортным средством, которое, согласно закону, считается средством повышенной опасности. За рулём нужно быть максимально аккуратным, внимательным, не позволять себе расслабиться ни на секунду. Например, многие, заезжая во двор, чувствуют себя спокойнее, так как приехали в пункт назначения. Но нужно быть до конца сконцентрированным, ведь в любую минуту на проезжую часть может выбежать ребёнок или собака, пешеход или велосипедист, — говорит Алексей Халтурин.

Поэтому единственно правильным решением в случае, если вас мучает головная боль или шалит сердце, устали и хотите спать (независимо от возраста), будет отказ от вождения, говорят в Госавтоинспекции. Любые сомнения в собственном здоровье могут стоить кому-то жизни. 

Как обучают водителей-пенсионеров 

В автошколах ученики-пенсионеры — особая категория клиентов. Директор одной из кузбасских автошкол утверждает, что люди в возрасте намного лучше и трепетнее относятся к теории, нежели молодое поколение.  

— В теории у пожилых людей нет никаких проблем — они более ответственны. Всегда учат правила, сдают экзамены с первого раза, потом за рулём проявляют большую аккуратность, меньше нарушают ПДД. Но вот в практической части обучения есть трудности: у пенсионера-курсанта медленнее реакция, не такое быстрое осмысление ситуации на дороге. Кажется пустяком, но на самом деле именно скорость анализа и принятия решения очень важна, — говорит исполнительный директор автошколы «Автостатус» Александр Ножкин. 

Для людей, чей возраст приближается к пенсионному, навык вождения не является жизненно необходимым. В отличие от молодёжи, которая стремится получить лучшую работу, где может понадобиться средство передвижения, пенсионеры часто сдают на права от скуки или чтобы «потом на дачу ездить». В погоне за своей целью старшее поколение может быть очень упорным.

— Когда я работал в Новокузнецке, к нам пришла женщина 68 лет. Она заключила договор, начала проходить теорию, практику, но не смогла сдать внутренний экзамен на вождение. Не помню, сколько у неё было попыток, но права она всё-таки получила. В 73 года, — улыбается Александр Ножкин.

Инструкторы в один голос твердят, что обучить человека возрастной категории 45+  гораздо сложнее. Требуется много терпения, внимания и порой даже ласки, чтобы люди без обид воспринимали новую информацию. 58-летняя Наталья Заварзина считает, что год назад именно учитель помог ей обрести уверенность в том, что она сможет стать водителем.

— Я пошла учиться на права для того, чтобы занять себя чем-нибудь интересным. Решила сначала самостоятельно изучить знаки, правила, чтобы прийти в автошколу хоть чуть-чуть готовой. Ведь в нашем нашем обществе, отношение к людям, которым за 50, своеобразное. Мало кто верит, что ты на что-то способен, считают, что твой век миновал. Поэтому я поставила цель — сдать все экзамены, не думала о покупке авто. Очень хотелось доказать себе, что я смогу. В классе на меня и других таких же посматривали с интересом, в основном училась молодёжь. Теорию я сдала без проблем. А потом началось вождение. Мне поставили инструктора-мужчину. Когда он меня увидел, сделал кислую мину, абсолютно не был заинтересован в том, чтобы меня обучать. В итоге четыре занятия я просто нарезала «восьмёрку» по автодрому, — рассказала Наталья Заварзина.

С приходом нового инструктора всё представление о процессе вождения у кемеровчанки изменилось. Мало того, что ей с первого же занятия доверили управлять учебным автомобилем в городе, так Наталья обрела ещё и подругу. 

— Когда я увидела моего инструктора — Ирину Давыдову — подумала: «Какая молоденькая девушка, чему она может меня научить». Я ошиблась: Ирина не дала мне бросить уроки вождения, уверяла, что у меня всё получится, многому научила, утешала, когда умерла мама. В итоге «город» я сдала с третьего раза и получила права осенью 2017-го. А в апреле купила автомобиль. Сразу позвонила Ирине, с ней мы проехались по некоторым маршрутам. У меня никогда так не потели ладошки! Но спасибо инструктору, что не бросила меня даже после окончания автошколы. Сейчас езжу уже без такого волнения, всегда сосредоточена на поездке, не отвлекаюсь ни на что, — заключила Наталья Заварзина.

Взять и запретить!

А пока люди в возрасте продолжают получать права и ездить по российским дорогам, в Госдуме всерьёз обсуждают проблему с пенсионерами-водителями. Так, ещё в 2016 году общественные деятели столицы предложили вешать особые отличительные знаки на автомобили, которыми управляют водители старше 75 лет. В самом деле, несправедливо, считают авторы идеи: новичков обязывают клеить жёлтый восклицательный знак, а людей с пониженным вниманием и замедленной реакцией — нет, хотя они тоже могут быть непредсказуемыми. 

Ещё раньше депутаты хотели и вовсе запретить старикам ездить за рулём. Но инициатива не прошла, а чиновников обвинили в желании привлечь к себе внимание. По каким причинам отвергли предложение, неизвестно. Но в ГИБДД полагают, что необходимости в такой мере нет — единственным основанием для невыдачи прав может быть только состояние здоровья. При наличии медсправки со всеми необходимыми отметками — добро пожаловать в клуб. 

Сегодня в Кемерове будущие водители категории 45+ без проблем получают медицинскую справку. По словам специалиста, сложности с этим чаще возникают у молодого поколения. 

— Справку нужно предоставить до того, как человек начинает проходить практическое обучение. Практика показывает, что у молодёжи по каким-то причинам возникают сложности в этом. Многие, например, не могут пройти нарколога. Эта тенденция наметилась последние два-три года, — заявил исполнительный директор «Автостатуса» Александр Ножкин.

А как у них?

Проблема с пожилыми автомобилистами касается не только России. По статистике, в западных странах люди в возрасте от 65 до 75 чаще остальных попадают в аварии. Только в Германии за 2007 год пенсионеры стали виновниками 70% ДТП.

В отличие от нашей страны в других есть кое-какие меры, которые позволяют сдерживать пенсионеров. В Америке действуют «освежительные» курсы. В Великобритании водители категории 75+ сдают повторно тест на знание ПДД, получают новую справку о состоянии зрения. Права после этого дают уже на пять лет. Кемеровские эксперты считают это отличной практикой.

— Было бы полезно вводить специальное обучение для тех, кто уже давно за рулём. При наступлении определённого возраста проходить курсы, которые позволили бы людям освежить память, вспомнить правила. Тем более только за 2017 год было семь-восемь серьёзных поправок в ПДД, о чём не все, к сожалению, могут знать, — говорит Александр Ножкин.


Одной из самых страшных в мире аварий стала трагедия в Калифорнии в 2003 году. 86-летний мужчина перепутал педали, врезался в толпу на полной скорости и несколько минут продолжал давить людей. Погибли 10 человек, ещё 30 оказались в больнице. Позже выяснилось, что пожилой мужчина страдал от слабоумия. Именно поэтому американец смог избежать тюрьмы и отделался «условкой» и штрафом.

Трагедия стала основанием для властей США пересмотреть законодательство. Так, в штате Флорида тех, кому за 80, обязали проходить дополнительный тест при сдаче или продлении водительского удостоверения. Улучшило ли это статистику, остаётся только догадываться.

В России столь громких ДТП с участием пожилых водителей, к счастью, не было. Тем не менее, это не повод не задумываться о внедрении хоть каких-то мер, способных урегулировать вопрос до возникновения серьёзных инцидентов.

А как считаете вы: стоит ли пускать за руль пожилых водителей?

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика