Как в детстве: когда цирк — это эмоция

СПЕЦПРОЕКТ
О новом представлении «Звёздный круиз»


Как в детстве: когда цирк — это эмоция

СПЕЦПРОЕКТ
О новом представлении «Звёздный круиз»
В детстве я любил ходить в цирк. Огромный шатёр, сладости и игрушки, шум и гам и то, ради чего сюда приходили все. Волшебный момент, когда в полной темноте включается музыка и через мгновение арена освещается десятками огней. Цирк — это особый мир детских эмоций, и только в детстве мы так искренне радуемся и удивляемся. Когда мы взрослеем, становится не до волшебства. В жизни остаётся место только для дел, работы и быта, и мы думаем, что ничто нас уже не удивит. Когда в редакцию пришло задание отправиться в цирк на новую программу «Звёздный круиз», я сомневался, но всё же дал себе установку: «Просто попробуй. А вдруг, это будет, как в детстве».
В холле Кемеровского государственного цирка шумно и людно. Я пришёл на премьеру, и, кажется, здесь собрались сотни семей с детьми. На их фоне я, пришедший на представление в гордом одиночестве и неподобающем возрасте, смотрюсь неуместно. Успокаиваю себя тем, что наверняка меня принимают за отца, который потерялся в толпе, безостановочно движущейся от гардероба к витринам со сладостями и игрушками. Покупаю себе ведёрко попкорна — с сахарной ватой как-то не солидно — и сразу иду в зал, чтобы занять место.
Как только в зале выключается свет, я жду это чувство. То самое, что было в детстве. Начинает играть музыка, арена освещается яркими огнями. Я ем попкорн. Пока ничего. Зал аплодирует, девочка лет пяти рядом со мной хлопает в ладоши и подпрыгивает на кресле. Энергия зала почти осязаема и с первых секунд.

На арену цирка выходят грациозные скакуны. Лошади в разноцветных попонах гарцуют по манежу, перестраиваются, меняют направления и фигуры построения. Кажется, что животные всё делают сами, а дрессировщик лишь взмахивает рукой в такт, словно дирижёр. Я хлопаю вместе со своей маленькой «соседкой». Это и правда было красиво.
Через мгновение я невольно расплываюсь в улыбке. На сцене появляется пусть не 101, но целая компания весёлых далматинцев. Дрессированные собаки радостно лают, приветствуя зрителей и друг друга. Им не терпится показать всё, что они умеют: и забавные пируэты, и прыжки через обруч. Тут же на сцене огромный ньюфаундленд, кошка, маленький шпиц и пони — юные зрители встречают номер на «ура». Наблюдая за реакцией ребятишек, понимаешь, что был таким же. Для них это целый шквал эмоций и впечатлений, хотя современных детей и сложней удивить. Поэтому в этом представлении лошадьми и дрессированными собаками не удивляют, а скорее «разогревают» публику перед тем, что удивляет и меня.
Когда перед зрителями появляются танцующие американские морские львы весом в полторы тонны, я отчётливо ощущаю: меня затягивает в историю и номера, что разворачиваются на арене. Дрессированные бобры, «читающие стихи», летающие под куполом цирка и прыгающие в воду, срывают овации.

Вереницу животных прерывают гимнасты. Они выполняют сальто-мортале в воздухе без страховки. Зал замирает. Гибкие, пластичные. Они бесстрашно выделывают трюки под самым куполом. Скорее это были астронавты: так блестят в космическом пространстве их костюмы при свете «звёзд».
Ловкость жонглёров в следующем номере кажется невообразимой: балансируя на шаре, девушка в костюме Солнца легко справляется с булавами и обручами. Акробаты, взмывая в воздух и делая там по два, а то и три кувырка, приземляются точно на руки своим напарникам. Красочное шоу насыщено световыми и лазерными эффектами, мастерски подобранной музыкой и оригинальными костюмами. Одна яркая картинка сменяет другую. А мы с моей пятилетней соседкой вместе замираем, смеёмся, охаем и ахаем, а в конце, когда все артисты выстраиваются на арене, благодарно аплодируем им стоя.

Космическое цирковое путешествие переносит зрителя на Сатурн и Марс, Орион и Луну, ребята путешествуют вместе с артистами по созвездию колец и туманности Андромеды. И это лишь малая часть новой программы «Звёздный круиз».
За кулисами цирка

— Это шоу мы готовили три месяца, — рассказывают Андрей и Ирина Соколовские, режиссёры и продюсеры представления. — Костюмы для «Звёздного круиза» разрабатывала известный московский модельер Сабина Горелик. В представлении участвуют только профессионалы — выпускники циркового училища и молодые талантливые исполнители. Работать на арене цирка намного сложнее: зритель видит тебя и боком, и спиной, долго в одном положении находиться нельзя. Поэтому мы берём опытных артистов — в училище их обучают этому четыре года. Манеж — это неподдельное искусство, где нельзя сделать несколько дублей. Нужно постоянно удивлять, держать внимание зрителя.

Премьера программы «Звёздный круиз» компании «Росгосцирк» состоялась год назад, и за это время объездила всю страну: от Калининграда до Владивостока. Шоу уже успело завоевать статус престижного циркового проекта, где одним из главных номеров стало выступление гимнастов, работающих под куполом цирка без страховки. Семейный дуэт Сергей и Тамара Морозовы связали свою жизнь с цирком после знакомства друг с другом. Стать цирковой артисткой в своё время вдохновил приму итальянской балетной труппы будущий муж, и Тамара переехала из Италии в Россию, где теперь и выступает в шоу.
Жизнь фокусника Дмитрия Дубова, родившегося в Кузбассе в потомственной семье шахтёра, тоже изменилась после встречи с цирком. Впервые он попал в Новокузнецкий цирк ещё ребёнком, и мечта стать артистом привела его в Москву. В прошлом году юный шоумен закончил цирковое училище, и уже год работает в представлении.

— В Сибири — самый лучший зритель, — говорит Дмитрий. — Он ещё не наелся всякими шоу, как в столице. Поэтому, к примеру, в Кемерове нас встречают очень радостно. В Новосибирске было меньше зрителей, но это ещё зависит от того, приучен ли народ ходить в цирк. В каждом городе своя ситуация.

Среди номеров с животными самым редким и необычным в программе по праву считается выступление бобров. Крупные грызуны практически не поддаются дрессировке. А здесь они «читают стихи» и летают под куполом цирка.
— Номеру 10 лет, но в составе этой программы я работаю во втором городе, — объясняет дрессировщик и клоун Виктор Сильченко, — И я единственный, кто вообще дрессирует бобров. Часть моей программы, когда они поднимаются вверх по узкой лестнице, занесён в книгу трюков России и Европы, как уникальный. У бобров своеобразный интеллект, поэтому их дрессировка — это долгий и кропотливый процесс. На них действуют только уговоры. Наказывать бобров ни в коем случае нельзя: у них передние зубы растут со скоростью 1 миллиметр в сутки. Может так цапнуть.

Сколько бы нам ни было — пять, двадцать пять или сорок пять — цирк навсегда останется волшебным. И дело не в фокусниках и дрессированных животных, а в тех эмоциях, что мы испытали в детстве. Тех ощущениях, которые не сравнить ни с чем и не заменить никакими гаджетами, роликами на ютубе и даже фотографиями в этой статье. Цирк — это про эмоции и детский восторг, и в наших силах никогда его не терять.

Представление «Звёздный круиз» проходит в Кемеровском цирке каждую субботу и воскресенье. Расписание сеансов и стоимость билетов на сайте цирка.
ПОДЕЛИТЬСЯ ЭМОЦИЯМИ
КОМАНДА ПРОЕКТА
Глеб Иванов
текст
организация