gazeta.a42.ru
9 октября 2013 в 14:11
  • 17440

Аз есмь

Фото: Аз есмь 1

Вы когда-нибудь видели охотника за сновидениями, краснокожего мальчика или улицы Марокко во время всеобщей молитвы? Молодые сибирские художники еще и не такое могут показать. Журналист "Газеты Кемерова" посетил выставку "Аз есмь", чтобы посмотреть, чем могут удивить еще не заматеревшие авторы.

Экспозиция, название которой переводится со старославянского как "Я – есть", объединила около сотни авторов из 12 городов региона: Омска, Томска, Красноярска, Барнаула, Иркутска, Новокузнецка, Новосибирска, Кемерова и прочих. Почти что 200 работ таких жанров как живопись, графика, фотография, инсталляция, скульптура, декоративное творчество выставлены в Кемеровском областном музее изобразительных искусств.

Один из основных критериев, которому должен был соответствовать участник выставки, – это возраст. Молодой художник должен быть не старше 35 лет. А к участию в конкурсе принимались работы, законченные не позднее 2008 года.

Так как выставка молодежная, я ожидал увидеть, в основном, актуальное искусство, которое своим постмодернизмом может "взорвать мозг" рядовому зрителю. Такие работы действительно были, но немало художников выставили картины, исполненные в импрессионистской и символисткой манере. Кроме того, к моему удивлению, представленными оказались и реализм, и академизм. "Аз есмь" – получилась очень эклектичной выставкой.

Аз есмь 5

Несмотря на молодость авторов, на экспозиции я встретил немало сильных и зрелых работ. Конечно, имелись и посредственные произведения, у авторов которых, по моему мнению, нет  художественного таланта, а есть лишь желание привлечь внимание, вызвав какие-то смешанные чувства у зрителя. Было много неплохих, достойных работ, которым просто не достает какой-то фишки или идеи.

Аз есмь 7

Очень остроумное произведение написал художник из Омска Илья Потапов, объединив компьютерную клавиатуру с клавишами от пианино или рояля. Ведь  у большинства современников слово "клавиши" сейчас уже ассоциируется не с музыкальным инструментом, а с компьютером.  Непрекращающийся прогресс стирает из памяти людей прежние понятия, заменяя их новыми реалиями. С каждым годом человечество все больше фактов забывает из своей истории и культуры. Автор же смотрит на этот процесс с юмором, без драматизма.

Картина – невероятно объемная; с какого ракурса ни взгляни, кажется, что перед тобой настоящие клавиши. Потапов, играя на схожести форм клавиш, создал неплохую  композицию: на картину  очень долго можно смотреть.

Аз есмь 9

От работы "Штрих-код Вашего счастья", наоборот, в глазах начинает рябить спустя уже несколько секунд. Красноярская художница Светлана Артемьева изобразила человеческую жизнь, которая состоит из белых и черных полос, в виде штрих-кода. Счастье же – это красные и желтые подтеки, которые не вписываются в штрих-код, то есть в обыденную жизнь. Это необычное редкое душевное состояние появляется неожиданно и, заполонив собой небольшой отрезок жизни, постепенно подходит к концу.

Аз есмь 11

Художник всегда находится в поиске: он постоянно о чем-то думает, мечтает, хотя порой по внешнему виду невозможно определить его внутреннее состояние. Такие мысли приходили ко мне, когда я разглядывал "Портрет художника"  Ивана Илющенко из  Барнаула. На листе фанеры начертаны два изображения одного человека. На одной картинке – лицо более четкое, контрастное, а на второй (она будто отделяется от первого),  – расплывчатое, воздушное, легкое. На первом портрете художник смотрит прямо на зрителя, а вторая голова глядит куда-то в сторону, вверх.

Автор не случайно выбрал материал для своей работы: сама структура дерева с ее разводами, линиями создает в работе эфемерность, воздушность. Буквально каждую секунду человек внутренне может находиться в новом состоянии. Все люди такие, но художники – в особенности.

Аз есмь 13  

Со своего портрета Николай Зайков смотрит на зрителя глубоким пронзительным взглядом, в котором живут спокойствие и уверенность. Руки барнаульского художника по-деловому сложены на груди, в правой он сжимает свои рабочие инструменты – кисти. На заднем фоне за его спиной расположены предметы, которые, я полагаю, должны помочь посетителю выставки сформировать представление  о личности автора. Это потрет ребенка, вагончик поезда Москва-Петушки из постмодернистского произведения Ерофеева  (наверное, это говорит об иронически-философском взгляде на жизнь и остроумии художника), а также знаменитая консервная банка Энди Уорхола, которой у него, конечно же, быть не может. И, наконец, над головой автора возвышаются различные дипломы. Видимо, Николай очень гордится своими победами и достижениями,  иначе он бы не стал их изображать над собой, на самом видном месте.

За своим левым плечом Зайков поместил зеркало, которое занимает почти треть работы. Таким образом художник дает зрителю возможность  встать рядом и сравнить себя с живописцем. Зритель, отражающийся в этом зеркале, ненадолго становится частью произведения, вовлекается в изобразительное искусство.

Аз есмь 15

Маленькая героиня новокузнецкой художницы Ярославы Хмель заперта в некоем сказочном саду в обществе пернатых собратьев по несчастью. В работе "Золотой шар" вырисовывается четкий образ золотой клетки, где спрятана девочка. Большой воздушный шар, который девочка отпустила в небо, запутался в витиеватой золотой решетке и удерживается одной из птиц. Каждый зритель может найти свой смысл в этой работе. Мне пришла в голову такая мысль: выбраться из золотой клетки очень непросто – тебя постоянно будут сдерживаться различные мелочи.

Аз есмь 17

Когда трава прорастет сквозь старую протертую и  выцветшую на солнце деревянную скамейку – это забвение. Такой сильный и оригинальный образ создал художник из Барнаула Иван Дмитриев, правда, вместо травы автор использовал стальную проволоку. Лавка, как символ памяти, стала мягче растения и утратила свою былую цельность.  Эта инсталляция получила третье место в конкурсе, который проводили областные власти в рамках выставки.

Аз есмь 19

Кемеровчанка Дарья Бадулина представила на выставке очень хорошую графику – серию их трех работ "Римский театр". Художник, мастерски орудуя тремя цветами – белым, черным и серым, – создает четкие симметричные композиции, рисует светотени, передает эмоции. Когда взгляд преодолевает кажущийся сперва хаос, из белого фона начинают проступать лица, вырисовываться сюжет, который ограничивается только воображением зрителя.

Аз есмь 21

"Время молитвы" – одна из самых ярких, сочных картин этой выставки. Пустые улицы города Фес в Марокко завораживают своей цветовой насыщенностью и контрастным противопоставлением тени и ярко освещенного песка. Такую картину художники называют "звенящей".

Аз есмь 23

Удивительно, но улица, которая в любое другое время заполнена людьми, в час молитвы становится пустынной. Как тени прячутся в углах, так и местные жители укрываются в домах для обращения к богу. Ведь мусульмане молятся только в чистых местах, к которым улица или двор не относятся. Но когда жители расходятся по домам, улицы в некотором смысле очищаются. Автор этой работы – омский художник Федор Карякин.

Аз есмь 25

Если говорить о понравившихся мне картинах, то в их числе "Окна" Натальи Поздняковой из Новосибирска. Конечно, ничего экстраординарного в них нет, но на нее чертовски приятно смотреть: очень мягкая, легкая приятная гамма, обе картины гармонично сочетаются друг с другом.

Аз есмь 27

Омич Андрей Крюков нарисовал красного мальчика во дворе, разделив пространство в картине пополам.  В той части картины, в которой стоит паренек, стена дома, находящаяся за ним, и гаражи – мрачно-серые. С другой стороны – серость уступает оранжевому цвету осенних деревьев, красному белью,  развешанному на веревке. В этой же части изображены играющие на каруселях девочки, которые, видимо, и являются ключом к полярности работы. Ведь в детстве без сверстников двор становится ужасно скучным.

 Аз есмь 29

Работы художницы из Новосибирска Марины Назимко я бы назвал спокойными, одухотворенными, с немудреным смыслом. Например, произведение "Искусствоведение как коллекционирование бабочек". Бабочки, как гениальные картины – красивые, редкие. Их хоть и можно обнаружить где угодно, но их нужно еще умудриться поймать. Кроме того, чтобы коллекционировать бабочек, нужно хорошо в этом разбираться.

Аз есмь 31

Аз есмь 33

Второе место на выставке получила Полина Горбунова из Барнаула с триптихом "С той стороны зеркального стекла". Это эдакий абстрактный семейный портрет, напичканный символическим смыслом. Женщина олицетворяет природу, а мужчина –  хозяин дома. Вместе они образуют верную крепкую семью, на каких держится свет.

Аз есмь 35

"Черепашка", "Двое", "Птичка" – эти слегка наивные работы объединены в одну яркую довольно жизнерадостную композицию. Арлекин у Елены Верпеты – это своеобразное игровое альтер-эго девочки, активное начало, имеющее власть над ней. Триптих затрагивает тему двуличия, ее красноярская художницаподчеркивает скованной в движениях черепахой и свободной птичкой.

Аз есмь 37

"Ловец снов" – это такой человечек с большими узкими глазами, закутанный в тряпочную накидку с капюшоном. В его руках – знакомый индейский талисман, прикрученный к длинному древку. А вот "Охотник за сновидениями" выглядит совсем по-другому. Лицо у этого парня желтое и все расчерчено глубокими бороздами. Видимо, это шрамы, оставшиеся от схваток со страшными, чудовищными снами. Но, кроме этих двоих, есть еще "Хранитель снов" – странного вида всадник, сидящий верхом на муравьеде. Этих удивительных персонажей создал красноярский скульптор Руслан Сосновский.

Аз есмь 39

Самой лучшей работой молодежной выставки, по мнению жюри, стал холст омской художницы Елены Бобровой "Субботнее утро". В картине происходит, что называется, буйство красок, но все смотрится лаконично и легко. Череда ярких пятен задает мощную горизонтальную и вертикальную динамику, есть цветовая плановость и усиленная перспектива.

Автору нравится чуть свысока наблюдать за этим летним базарчиком: утренняя оживленность продавцов, которые раскладывают товар, зазывают покупателей, и ленивая нерасторопность покупателей, блуждающих мимо рядов.

Аз есмь 41

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика