gazeta.a42.ru
18 марта 2013 в 15:33
  • 21902

Беспробудное хамство

Фото: Беспробудное хамство  1

Посчитайте, сколько раз вам сегодня нагрубили? Всего два-три раза? Да вы – счастливый человек! Хамство настолько укоренилось в нашей жизни, что мы даже перестаем его замечать и удивляться. У горожан давно выработался иммунитет к грубости. Бывает перестаем и за собой следить: ты – мне, я – тебе, закон бетонных джунглей. А замечать и бороться надо, в первую очередь – с самим собой. "Газета Кемерова" собрала сочную подборку "хамских" зарисовок из жизни города. Может, кому-то ситуации покажутся знакомыми.

Копейки – не деньги

Общественный транспорт. Вот где рассадник хамства. Причем регулярного и ежедневного.
Как только водители не изгаляются над пассажирами: курят, слушают жуткую музыку, сбивают с ног и даже морозят. Это, кстати, их любимое издевательство – встать на остановке, открыть все двери и ждать пассажиров. Упорные водители отправляются в путь лишь тогда, когда салон не заполнится хотя бы до половины. Случается, что людям приходится ждать по 10-15 минут. На вопросы типа "когда уже поедем-то?" водители отвечают односложно: "когда надо!" Это хорошо, если такая вот заминка происходит в теплое время года, а когда на улице 15 градусов мороза и ветер? Промерзнуть насквозь? Да легко!

А кондукторы? Редко встретишь веселых и отзывчивых. Тут скорее легче на грубость напороться. Долго копаетесь с оплатой проезда, не успели разменять купюры или, наоборот, наскребли на проезд последнюю мелочь? Ожидайте! Сейчас вам нахамят.

Моя подруга Дарья как-то попала в неприятнейшую ситуацию. Забыла ей мама оставить на проезд, а в кармане осталась лишь мелочь и банковская карта. "Ну, монетки – это ж тоже деньги", – рассудила подруга и отправилась на остановку. Надо сказать, что живет девушка в пригороде и пешком до службы, увы, не добраться

Заходит она в салон автобуса, набирает горсть мелочи, и тут на нее обрушивается кондуктор. Смотрит на монетки брезгливо, будто это и не деньги вовсе, и начинает свою проповедь:

– Не нужна мне ваша мелочь. Как я буду сдачу другим пассажирам сдавать?

Дарья краснеет и продолжает отсчитывать монетки: десять, двадцать, тридцать… Сбилась, все сначала. На защиту кондуктора приходят пассажиры.

Внушительного вида пенсионерка в шапке-кокошнике наседает на девушку:

– Что, деньги заранее не могла на крупные разменять? Лентяйка! Все вы такие, молодежь, хамы, изверги…

Лицо девушки становится уже пунцовым. Протягивает горсточку мелочи. Кондуктор молчит, глаза ее мечут молнии.

Стоп кадр. А в чем, собственно, кемеровчанка виновата? Она эти деньги не украла, на паперти не выпросила. По закону, даже пятикопеечные монеты являются деньгами – универсальными платежными средствами, так сказать. И ценность мелочь имеет такую же, как и хрустящие банкноты. За что же эта порция грубости?

Беспробудное хамство  5

Хам в пальто

Никто не любит хамов-водителей и хамов-кондукторов. Они нас обижают и расстраивают. Возмущаемся, когда нас ни за что обругали, испортили настроение. Но, увы, за собой не следим. Сами пассажиры ведь тоже хороши!

Сцена в маршрутке №44. Час пик, люди, как всегда, висят на поручнях плотными рядками. Заходит девушка с тяжеленным пакетом. Естественно, что никто не уступает место – это уже обычное дело. Сейчас беременную или маму с ребенком усадит не каждый. А тут что такого – всего лишь неподъемный пакет.
Кстати, вы замечали, что в транспорте места уступают, как правило, женщины? Нет, а приглядитесь. Не хочу судить мужчин, наверняка, среди них хватает джентльменов. Но, видимо, в автобусах и маршрутках они ездят редко.

Вернемся в нашу маршрутку. По соседству с кондукторским местом освобождается еще одно, и девушка присаживается. Заходит двое старшеклассников интеллигентного вида, в дорогих пальтишках. Один из них молча, пихает девушке в плечо "полтинник". Девушка, удивленно:

– Простите, я так похожа на кондуктора?
– Ха-ха-ха. Ну, есть немного.

Девушка вспыхивает, расстраивается. Хамство. Парень смеется и говорит, что пошутил. Но поздно, человек уже расстроился. Хорошо сказал когда-то польский художник Ян Цыбис: "Хам остается хамом, даже когда извиняется".

Маршрутка № 15. Заходит упитанная женщина в дорогой шубе, все руки – в кольцах. Плюхается на последнее сиденье и протягивает единственной стоящей девушке деньги за проезд. А она ей в ответ:

– Извините, не могу. Передайте через сидящих.

Пауза. И тут, женщину прорывает, и она, словно из брандспойта начинает выплескивать ругательства:

– Ноги, что ли, отсохнут? Переломишься ты что ли? Будто ты на костылях стоишь. Бессовестная…

И это продолжается минут 10, пока девушка не выходит. Потеряв жертву из виду, женщина дальше продолжает бурчать себе под нос что-то свирепое.

Беспробудное хамство  7

Голая обида

Люди долгое время, прожившие за рубежом, рассказывают, что первое время испытывают шок от наших магазинов. Дело в том, что в других странах покупателю действительно искренне рады. А у нас же – в точности наоборот. Придешь в магазин – лыжную куртку купить, а тебе:

– Больших размеров у нас нет.

Услышав это, стоишь и, простите, обтекаешь.

– С каких пор 48-й размер стал большим? А где же тогда, по-настоящему крупные люди одеваются?
– Наверное, на заказ шьют… Из автомобильных чехлов.

Вот так с легкой руки грубого продавца настроение испорчено на весь день. У такого консультанта хрупкая девушка станет "плоской доской", а пухленькая – "бомбовозом".

Вообще, люди с нестандартной внешностью – это предмет постоянных насмешек со стороны продавцов. Парню с 47-м размером ноги консультант крупной сети спортивных товаров легко может сказать:

– Зачем вам ботинки и сноуборд в целом? Вы и без него можете прекрасно кататься.

Люди обращаются к консультантам за помощью, чтобы те объяснили, подсказали, помогли выбрать. А вместо совета часто получают неприкрытую насмешку и хамство. Стыдно…

Беспробудное хамство  9

Крупный торговый центр. Детский магазин игрушек. Решила выбрать крестнику подарок. На входе меня останавливает окрик:

– Девушка, вы куда? Стойте!

Зачем "стойте"? Отчего "стойте"? Оказалось, два продавца вовсе мне не обрадовались, а напряглись увидев за моими плечами рюкзак.

– С сумками нельзя! Сдайте в кабинку для хранения.
– А ответственность за сохранность моих вещей вы будете нести?

Вместо ответа сотрудники магазина отрицательно помотали головой. Оставить ноутбук, электронную книжку и фотоаппарат в кабинке без присмотра я посчитала верхом безответственности. Поэтому замечание решила проигнорировать и направилась вглубь магазина. Но плотные кузбасские дивчины не растерялись и, так сказать, сомкнули ряды, преградив мне дорогу.

Настроение испорчено, что-то доказывать и рассуждать о своих правах мне не хотелось, и я просто ушла. Хамы…

Немой продавец

Да ладно, магазины одежды. Ежедневно приходится совершать покупки в продовольственных!

В прошлом году отремонтировали недалеко от Искитимского моста большой супермаркет. Все в нем хорошо: цены нормальные, богатый ассортимент, продукты вроде свежие. Но что плохо – это персонал.

Беспробудное хамство  11

Приходишь туда после трудного рабочего дня, а тут – королева кассового аппарата. Ни "привет" тебе, ни "есть ли дисконтная карта?", ни "нужен ли пакет?". Среди них встречаются такие девушки, которые даже сумму покупки и сдачу озвучить ленятся. Зато с соседками поболтать, пока мои деньги считает – милое дело.

Как я только не боролась с этими дамами! Решила своей вежливостью их стимулировать, авось, поможет.

– Пакет нужОн?
– Добрый вечер вам!

Удивленные глаза в ответ. Робкое "здрасте", и вновь тишина. Неделю вот так ходила и здоровалась. Месяц, второй... И, знаете, – не помогло! Кассиры по-прежнему не собирались со мной здороваться. А когда открывали рот – лучше бы молчали: "Девушка, вы мне скажете, нужен пакет или нет, что за игры?", "Что вы мне мелочь суете!" и так далее.

Руки мои опустились. Чтобы оградить себя от хамства, приходится ходить в соседний магазин. Правда, продукты не всегда свежие. Но, зато девушки - продавцы там все как на подбор: веселые, добродушные и общительные.

Дети под угрозой

Хамство в транспорте, в магазине, на улице пережить еще можно. Но есть люди, перед грубостью которых мы совершенно беззащитны. Те, кому мы доверяем нашу безопасность, здоровье, а порой даже жизнь. Медики, полицейские, учителя… Если среди них встретятся нам знакомые уличные хамы, то ждать беды. Минимум, отделаетесь испорченным настроением, про максимум даже думать страшно.

Ужасно, когда объектами и свидетелями грубости становятся дети. Малышам вообще не следует о таких вещах знать, и уж тем более – на себе испытывать.

Больница. Попала кемеровчанка Ольга с сыном Игорем в инфекционную больницу. Палаты все полные, уже много времени прошло, а их все не устроят. Больной ребенок плачет и тошнится. А рядом бабуля-санитарка прикорнула, и, видимо, они ей крепко помешали:

– Что вы тут шумите? Вы мамаша, лучше бы ребенка постригли, вон какие косы отрастил. Что голубизну поощряете – на бабу же похож.

"Это самое цензурное, что можно процитировать. В основном, крик и брань. Ребенок, как услышал, даже плакать перестал. Я потом еще долго в шоке находилась. Зачем она так с нами?" – удивляется кемеровчанка Ольга Морозова.

 Беспробудное хамство  13

Похожий случай произошел с Алиной Васнецовой. Она с ребенком также оказалась в больнице, где медперсонал продемонстрировал мастерство хамства:

"Привезли нас в больницу. Я на восьмом месяце беременности, у меня огромный живот и больной трехлетний ребенок на руках. Лифт в этот день не работал, и мне пришлось идти пешком на пятый этаж. Поднималась я медленно: легко ли нести живот, сына и сумку с вещами. Меня сопровождала санитарка. Поднимаюсь, пыхчу, как вдруг в спину мне летит: "Мамаша, слышь, задницей шевели уже, мы так к утру не дойдем". Я ей отвечаю, что не могу: мол, тяжело мне, прошу помощи. А она на меня таращит глаза: "Вас тут по 20 человек в день приходит, и что я вам – грузчик – ваши шмотки таскать?" Я так опешила, что даже не нашла, что ей ответить".

Магазин с детскими товарами разделен на две половины: игрушки и одежда. В каждом отделе – своя касса. Правила такие: взял игрушку ребенку – заплати или оставь на кассе, а потом уже иди одежду примерять. Но знают об этом не все, отсюда – регулярные скандалы. Инцидент случился между молодой матерью Анной и администратором магазина.

"Мы часто с Артемом приходим выбирать одежду и игрушку. Я присматривала ребенку курточку, а папа с сыном выбирали машину. Вдруг слышу крики. Понимаю, что плачет мой. Бегу туда и вижу, что стоит мой сын и дико ревет, рядом тетка с машиной и муж с вытаращенными глазами. Оказалось, ребенок заторопился ко мне в другой отдел, а администратор его поймала и машину отобрала. Начинаем ей с мужем объяснять: зачем так делаете, ведь заплатили бы. А она нам хамит. Купили машину и ушли. Больше в тот магазин не возвращались".

Вам хамят? Улыбаемся и машем!

Чтобы понять, как вести себя с хамами "Газета Кемерова" обратилась за комментарием к известному психиатру-криминалисту, эксперту проекта "Битва экстрасенсов" Михаилу Виноградову:

"Хронические хамы составляют 10% населения. Назовем это дефектом личности. Это определенная категория людей, которую хронически все раздражает. Они свою злобу вымещают на людях. Но хамят они не всякому. Помимо того, что граждане эти злобные, они еще и трусливые. Они никогда не будут нападать на человека физически сильнее себя. Поэтому от хамов чаще других страдают интеллигентные и спокойные люди", – отметил психиатр.

Беспробудное хамство  15

К сожалению, в последние годы заметна тенденция, что грубить начинают вполне адекватные люди. И из-за жизненных сложностей они не могут сдержать эмоции и "нападают" на окружающих. Но, в отличие от обычных хамов, эти люди раскаиваются в содеянном. "Если вы чувствуете, что вас переполняют негативные эмоции, то старайтесь их побороть, отвлечься. Часто несвойственная агрессия сопровождает заболевания сердца и сосудов. Если замечаете, что время идет, а раздражение не проходит, обратитесь к врачу", – посоветовал доктор Виноградов.

Отметим, что 15% населения вообще не проявляют ни грубость, ни агрессию. Все эмоции держат в себе. Такие личности перед любыми нападками устоят. Защититься от хамства невозможно, грубияны вездесущи. Но есть несколько универсальных советов, что делать, если вы стали жертвой хама:

1. Ведите себя достойно. Хамы – трусы. Чем уверенней вы себя ведете, тем меньше вам нагрубят.
2. Не хамите в ответ. Грубияны только этого и ждут.
3. Вам хамят, а вы улыбайтесь. Ирония и смех – лучшее оружие.
4. Если хамства не избежать, то соглашайтесь с тем, что вам говорит грубиян. Через несколько минут человеку просто нечего будет вам сказать.
5. Игнорируйте все выпады хама. Не показывайте, что вы обижены или уязвлены. Не подпитывайте его грубость.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика