gazeta.a42.ru
25 апреля 2014 в 10:30
  • 15025

Блеск и нищета общепита

Фото: Блеск и нищета общепита 1

В 2013 году Роспотребнадзор суммарно оштрафовал кузбасский общепит почти на два миллиона рублей – на треть больше, чем годом ранее. За нарушение санитарных и прочих условий к ответственности привлекли 645 представителей рынка. Число которых, вероятно, увеличится после проверок, объявленных властями в связи с недавней смертельной дракой возле кафе "Звезда Востока" в Кемерове.

Между тем для типичных нареканий в адрес кафе и ресторанов никаких особых проверок не требуется: их инициаторами становятся сами многочисленные посетители. Согласно проведенному осенью 2013 года опросу ВЦИОМ, услугами общепита пользуется почти две трети городского населения России, за одно посещение оставляя в заведении в среднем 750 рублей с человека. В одном только Кемерове 2ГИС насчитал более двухсот кафе и ресторанов, карта которых крайне изменчива. По сведениям аналитиков, в 2014 году прирост этого рынка в России составит в среднем 20%. Учитывая массовость сферы общественного питания, список больших провалов и маленьких промахов есть на душе даже у самого респектабельного заведения. 

История, произошедшая с финансистом из Кемерова Ольгой Гренц, – как раз из такого списка: во время бизнес-ланча ее накормили салатом с салфеткой, после чего не извинились и предложили запить бумагу морсом за 200 рублей.

"В начале апреля мы с подругой отправились обедать в недавно открывшийся ресторан "Вишневый сад", который находится на бульваре Строителей и позиционирует себя как изысканный. Заведение не из дешевых, и по ремонту видно, что денег в него вложили достаточно. Например, ресторан располагает специальным оборудованием для вина, которое позволяет ему не окисляться, будучи открытым, – подобное оборудование стоит в хороших винотеках. А встретил нас администратор, который раньше работал в "Бочке", – достаточно опытный в гостеприимстве человек.

Мы обе заказали салат с куриной грудкой и грейпфрутом и суп-гуляш из меню бизнес-ланча. Из напитков я выбрала морс. Как только я начала есть салат, то с первой его вилкой поняла, что у меня во рту находится какой-то несъедобный предмет, по вкусу явно напоминающий бумагу. Как оказалось, это была обычная столовая салфетка, перемешанная с листьями салата и майонезом", – рассказала она.

Когда Ольга сказала об этом официанту, он молча забрал у нее блюдо и отошел. Некоторое время спустя женщина вышла из-за стола, чтобы ответить на телефонный звонок, и наткнулась на администратора. На вопрос, разобрались ли они в истории с салатом, он ответил "разобрались", ничего к этому ответу не прибавив.

Блеск и нищета общепита 5

"Ни официант, ни администратор не высказали ни слова сожаления и ни разу не извинились. Пожалуй, это возмутило меня сильнее всего. На кухне может быть всякое, это понятно. Но чтобы свою ошибку воспринимали настолько как должное – это у меня в голове не укладывается", – отметила Ольга. Итоговый счет за ланч составил 450 рублей: 250 рублей стоил обед подруги, и еще 200 рублей – морс, за который сотрудники даже не предложили заплатить.

"Мы уже собирались уходить, когда моя спутница сказала, что видела в заведении хозяйку. По нашей просьбе женщина в гардеробе ее позвала, и я говорю ей: "Знаете, меня сейчас в вашем ресторане накормили салфеткой и даже не извинились". Самое интересное, что она выслушала это, опустив глаза, и не извинилась тоже. После этого стоявший там шеф-повар предложил мне сделать комплимент в виде пирожного. Но я от него, естественно, уже отказалась и решила, что в этом ресторане просто не принято извиняться перед гостями, которым доставили неудобства", – резюмировала кемеровчанка.

Помимо неудобств, допущенных случайно, имеют место неприятности намеренные. Речь идет о частных случаях, когда, например, официант сознательно обслуживает гостя некачественно либо не подходит совсем, не говоря уже о набивших оскомину плевках в кофе и прочих сальных подробностях. Как рассказал "Газете Кемерова" проработавший некоторое время официантом в Кемерове Артур, плевки в кофе – это не миф, хотя случается такое редко. "Я работал в приличном заведении, но все-таки помню несколько таких случаев. Как обстоят дела в других местах – не знаю, да и распространяться об этом никто, конечно, не будет. Обычно это что-то вроде акта мести надоедливому гостю", – пояснил он.  

Блеск и нищета общепита 7

Как ни противно, но съесть салфетку все же лучше, чем оказаться после вкусного десерта в больнице. Именно этим в конце прошлого года обернулся для компании кемеровчанок ужин в одном из популярных городских кафе.

"Мы пришли туда после рабочего дня – естественно, голодные, поэтому заказали салаты, горячее и десерт. Одна из нас пострадала очень серьезно и четыре дня провела в реанимации – ее увезли на "скорой" на следующий день в обед. Мне стало плохо чуть позже, я лежала в общей палате. Третья коллега пострадала меньше, потому что сразу начала принимать антибиотики. Она пришла в больницу самостоятельно, – рассказала одна из пострадавших Анастасия. – Признаками отравления в нашем случае были слабость, озноб, высокая температура и кишечное расстройство. В больницу приходили эпидемиологи и подробно нас обо всем расспрашивали: где были, что ели. Потому что три человека – это уже считается массовым отравлением".

У женщин диагностировали сальмонеллез, хотя содержания опасных бактерий в продуктах по результатам организованной в заведении проверки не нашли. В свою очередь жертвы отравления считают, что попали в больницу из-за десерта тирамису, потому что это было единственное блюдо, которое заказывали все трое.

Блеск и нищета общепита 9

"Конфликт с кафе мы уладили мирным путем – нам заплатили компенсацию, которая покрыла расходы на лечение. Про возмещение морального ущерба говорить, конечно, не приходится. В целом на болезнь у меня ушел где-то месяц жизни, учитывая восстановительный период.

Кстати, врач рассказал нам любопытную историю про двух отравившихся в одном из кемеровских суши-баров студентов. Так вот, они тоже лежали в больнице, сильно болели и грозились, что этого просто так не оставят. А потом пришли за справкой и радостно рассказали врачам, что конфликт улажен, потому что им предоставили 50-процентную скидку. Не знаю, как так можно: лично я первые три месяца после отравления вообще ни в одно заведение зайти не могла. У меня был панический страх, потому что все это очень серьезно", – отметила собеседница "Газеты Кемерова". 

Блеск и нищета общепита 11

Большая часть пациентов, поступающих с кишечными расстройствами в кемеровскую инфекционную больницу №8, – дети. Именно они по естественным причинам нарушают гигиену и питание чаще других возрастных групп. По словам заместителя главврача Татьяны Бондаренко, если человек обнаружил у себя признаки отравления, ему нужно немедленно ограничить контакты с другими. В случае заболевания ребенка его ни в коем случае нельзя вести в садик. Если родители этим правилом пренебрегают, то в итоге в больницу попадает уже несколько детей.

"Когда к нам поступает пациент, мы сразу подробно его расспрашиваем, что и где он ел или пил. Далее эта информация поступает к эпидемиологам, и начинают расследование уже именно они", – пояснила доктор Бондаренко. Случаев действительно массового отравления в Кемерове она не припомнила. Максимум – страдают члены одной семьи или группы детсада.

Блеск и нищета общепита 13

По данным управления Роспотребнадзора по Кемеровской области, в 2013 году в адрес ведомства поступило 212 обращений по поводу нарушения санитарии в региональных заведениях общепита, что составляет 10% от общего количества жалоб. Примечательно, что все они подтвердились в ходе проверок, в результате которых приостановлена деятельность 69 предприятий. Это на 10 заведений больше, чем годом ранее. 

Тем не менее, сколько подводных камней ни кроется для потребителя в море общепита, халтурное отношение некоторых заведений к гостям способно не только отпугнуть их от конкретного кафе, но и укрепить на этом фоне репутацию по-настоящему хороших заведений. Кроме того, жалобы гостей часто субъективны и отражают проблему односторонне: учитывая абсолютную повернутость рынка услуг лицом к потребителю, даже справедливо критиковать гостей общепит себе позволить не может.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика