gazeta.a42.ru
5 октября 2015 в 09:46
  • 8004

Человек-корабль

Фото: Человек-корабль 1

На санкт-петербургской исторической верфи «Полтава» воссоздадут одноименный корабль 1712 года. В уникальном проекте, который стартовал в 2012 году и окончится в 2017, принимает участие 39-летний кемеровчанин Роман Новоселов, дизайнер, путешественник, организатор проекта «Легенды Кузбасса 2.0». О том, как житель столицы Кузбасса оказался в самом центре петровской эпохи, стреляет ли деревянная пушка и куда приводят мечты, узнал корреспондент «Газеты Кемерова»

 

 Техник

 

Воссоздать первый крупный корабль Балтийского флота «Полтава» на одноименной исторической верфи решили в 2012 году. Целый год ушел на проработку проекта, поиск архивных и музейных материалов, спонсоров и специалистов, подходящих строительных материалов, а также — места, где будут воссоздавать 54-пушечный линейный корабль четвертого ранга «Полтава». В его строительстве и проектировании в 1712 году принимал участие Петр Первый. Создатели проекта «Полтава» отмечают, что сохранилось мало архивных и музейных материалов о строительстве и проектировании корабля. Удалось установить габариты судна: ширина по набору корпуса без учета обшивки равнялась 11,7 метрам, длина — почти 40.

Человек-корабль 5

К воссозданию действующего корабля в масштабе один к одному в Санкт-Петербурге приступили в 2013 году. По планам руководителей проекта, «Полтаву» спустят на воду в конце лета-начале осени 2016. Затем еще 12 месяцев будут заканчивать строительство на воде. Как отметила руководитель PR-отдела проекта Мария Штанова, делают это для того, чтобы облегчить спуск корабля на воду. Обшивку, мачты и другие тяжелые детали будут помещать на место уже не в стенах строительного ангара.

К команде строителей из 150 человек в конце сентября 2015 года присоединился житель Кемерова Роман Новоселов. Стать участником проекта кемеровчанин смог благодаря своему увлечению судомоделизмом и бесконечному любопытству. Интерес к строительству судов появился еще в детстве. Уже тогда Роман мечтал быть капитаном настоящих больших кораблей.

«Когда я учился в четвертом классе, я пришел на областную станцию юных техников в Кемерове и начал там делать всякие кораблики. Первый смастерил в 10 лет, он у меня до сих пор хранится. С ним теперь моя пятилетняя дочь выступает на соревнованиях, — рассказывает Роман Новоселов. — Пока делал корабль, узнал много нового. Судомоделизм стал неким способом познания мира».

Человек-корабль 7

Человек-корабль 9

Спустя некоторое время пришла пора выбирать высшее учебное заведение. Роману хотелось поступить в Ленинградский судостроительный институт или в вуз Николаеве на юге Украины. Но в 1993 году была возможность стать только студентом кемеровского политеха — поступил на факультет технологии машиностроения. Новая взрослая жизнь, страсть к музыке, художественным искусствам, экзамены, сессии на долгое время затмили увлечение судомоделизмом.

 

Дизайнер

 

Во время учебы в университете Роман окончил курсы по маркетингу, стал работать дизайнером в компьютерной фирме

«Меня захватил дизайн. Я очень хотел попасть в эту область — и попал. Работал без отпуска, потому что так меня это дело захватило, глаза горели. Но, отработав какое-то время, почувствовал, что „объелся“ компьютерами. Я знал о них совершенно все. В какой-то момент меня словно выключили. Кажется, специалисты называют это профессиональным выгоранием, — делится Роман Новоселов. — Директор фирмы видел, что я ходил на работе весь „зеленый“ и отпустил меня с большим пониманием».

Человек-корабль 11Человек-корабль 13

Человек-корабль 15

Человек-корабль 17Человек-корабль 19

Позже Роман открыл собственную студию дизайна «Norman». Брал в команду только тех сотрудников, что были лучше него. Зачем нанимать людей, которые умеют делать то, что и тебе под силу, удивляется кемеровчанин. Со временем студия переросла в мультидизайнерский центр, сотрудники которого занимались разработкой логотипов, полиграфией, дизайном брендов мыла, кондитерских изделий, сайтов и интерьеров.

«Это просто то, чем я зарабатываю деньги. Но особенность в том, что мне нравится моя работа», — говорит Роман Новоселов.

 

Днем кемеровчанин трудится на любимой работе дизайнером, а с 19.00 до 21.00 отправляется в мастерскую и создает необычные вещи из дерева. В коллекции — деревянная стреляющая пушка и работающий фотоаппарат — тоже из дерева.

Человек-корабль 21

Человек-корабль 23

«У меня позиция такая: если есть корабль, то он обязательно должен ходить по воде, а не стоять на полочке, если есть пушка, то она обязательно должна стрелять. Идея создать деревянную копию артиллерийского орудия появилась, когда я сотрудничал с кемеровским краеведческим музеем. Мы из Новокузнецка привозили пушку к одному из праздников. И директор обмолвился, вот бы нам такую заиметь. В то время у меня не было статуса мастера, который имеет право делать продукцию для музея. Но для себя я создал деревянный вариант, который мы с дочкой опробовали, — улыбается Роман. — А для фотоаппарата я просто создал корпус из дерева. Внутри — обычный цифровик».

После работы в мастерской Роман возвращается домой, занимается своими делами, ужинает, общается с родными людьми, а затем до трех часов ночи ищет по всему интернету информацию о кораблестроении, чертежи, схемы.

 

Капитан

 

К судомоделизму он вернулся несколько лет назад. Решил, что настало время воплотить мечту в жизнь. Заново изучил историю страны — теперь уже с точки зрения судостроения,- нашел прототип корабля, изучил технологию, перевел размеры судна в нужный масштаб. В небольшом закутке на балконе квартиры начал создавать первые детали для будущей яхты. Немногим позже познакомился с членами клуба авиамоделистов. Они по дружбе пустили в свою мастерскую. Как отмечает сам Роман, если бы не было этой мастерской, к сегодняшним результатам он никогда бы не пришел.

На создание парусной радиоуправляемой модели ушло два года. В итоге получилась копия реально существующей и действующей американской рыболовной шхуны 1875 года. О статусе и регалиях судна Роман узнал во время участия в этапе Кубка России по судомоделизму, который прошел в 2015 году в Новосибирске. 

Человек-корабль 25

Человек-корабль 27

 

«Я подал заявку на участие в Кубке и попал в Новосибирск, минуя региональный этап, потому что в Кемеровской области нет людей, которые занимаются данным классом моделей. Яхта была у меня не достроена на тот момент, я поставил себе цель просто проверить, будет ли она ходить по воде или нет. В Новосибирске я ее первый раз полностью собрал», — рассказывает Роман Новоселов.

На Кубок России приехали около 200 человек из Сибирского и Уральского округов, Казахстана и Дальнего Востока. Соревнования проходили в два этапа. На первом экспертная комиссия выставляла оценку за качественную проработку деталей и достоверность. Во второй части соревнования участники и их судна проходили испытания на воде: справлялись с препятствиями на скорость.

 

Человек-корабль 29

Человек-корабль 31Человек-корабль 33

 

Члены жюри, конечно же, не упустили тот факт, что яхта была готова не полностью. За части удочки, установленные вместо мачты, и другие неточности Роману сократили баллы в два раза. В итоге кемеровчанин занял третье место среди трех участников своего класса. Хоть к такому повороту он и был готов, но все же расстроился.

«Домой я вернулся с соревнований грустный. Но мои друзья мне сказали: „Чувак, ты встал на пьедестал, у тебя был шанс ездить на Кубок! У других вообще такого шанса не было. Тебе повезло!“. На соревнованиях я настолько выложился эмоционально, что когда приехал из Новосибирска, разобрал яхту, больше к ней не притрагивался», — рассказывает Роман.

 

Человек-корабль 35

Человек-корабль 37

Работать с деревом кемеровчанин начал недавно, оттого не все детали на яхте из надлежащих материалов. Например, прежде чем создать миниатюрную действующую пушку, сушил для нее дерево три года. Материал нашел случайно: ехал на машине по городу, увидел, что у дороги спиливают ранетку, несколько чурбачков взял себе. Через знакомых нашел столярную мастерскую. Так и появилась пушка, фотоаппарат и любовь к работе с деревом. Поэтому Роман и отправился в Санкт-Петербург строить большой и настоящий корабль.

 

О «Полтаве»

 

На «Полтаве» в бригаде из семи человек Роман Новоселов — единственный с техническим образованием. Остальные — юрист, программист, бухгалтер, филолог и представители других профессий.

«Я с некоторыми немного успел пообщаться и сделал один вывод: нас всех просто очень прикалывает строить корабль, — улыбается Роман. — Сам я не мог пропустить событие мирового масштаба. В июне нашел сайт „Полтавы“, написал сотруднику по подбору кадров, рассказал о своем образовании и интересе к проекту. Два дня мне ничего не отвечали, я очень переживал, каждые 15 минут проверял почту. И тут письмо! „Пожалуйста, позвоните начальнику строительства..“ Я набираю номер. Он отвечает мне: „Гарантировать, что возьмем вас на работу, не могу. Но приезжайте, поговорим“. Я собрался и поехал».

Человек-корабль 39

 

На собеседовании у Романа первым делом поинтересовались, болит ли спина, каково ее состояние. Он ответил, что спина «как у всех». На следующий день вышел на работу на верфи работать плотником. Начал с самых низов. В обязанности кемеровчанина входит работа по обшивке правого борта.

«После первого дня еле вылез из ангара, где стоит корабль, и лег на траву под дождь. Другие работают нормально. Мне было тяжело, после сидения в офисе. За две недели втянулся», — говорит Роман.

 

Человек-корабль 41Человек-корабль 43

 

С началом строительных работ на «Полтаве» мечта изменилась. Теперь Роман хочет не просто построить корабль, а стать шкипером в Средиземном море. В Санкт-Петербурге параллельно записался в мореходную академию. Решил осуществить детскую мечту о белой яхте и походах на ней по морю.

«Яхту я считаю самым сложным инженерным сооружением, сложнее, чем космический корабль. Потому что яхта живет на границе двух сред: воды и ветра, и движима только ветром. А человек, который управляет яхтой — некий „шахматист“, который знает, куда ему нужно плыть, но просто так он туда приплыть не может. Потому что есть тысячи нюансов: течение, смена направления и силы ветра. Это очень интересно», — рассказывает Роман Новоселов.

 

Человек-корабль 45

Человек-корабль 47Человек-корабль 49

28 сентября кемеровчанин уехал на два года в Санкт-Петербург до конца строительства «Полтавы». Что будет после — пока не знает. Вариантов в голове много: вернуться в Кемерово, остаться в Санкт-Петербурге или переехать в Калининград. Есть мысль податься в Европу шкипером. Семья Романа поддерживает его во всех начинаниях. В ближайшее время жена и дочь переедут к нему в северную столицу.

«Мне тяжело менять обстановку. Я как дерево с корнями, которое из земли вырывают. Но я просто не могу по-другому, не могу не поехать. Я вообще не понимаю, как люди остальные здесь остаются? Надо всем скопом туда ехать „Полтаву“ строить! — смеется Роман. — Как можно не палить из пушки, если она стоит рабочая? Если у меня есть машина, как я могу не путешествовать? И если есть возможность строить корабль такой важности, как я могу пропустить все это?»

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика