gazeta.a42.ru
29 апреля 2013 в 21:21
  • 19201

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми

Фото: Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 1

В первые месяцы войны из Кузбасса отправили на фронт около тысячи медработников: только из Новокузнецка и Кемерова – более 500. По итоговым данным, по всему Советскому Союзу более 210 тысяч врачей, медсестер и санитаров погибли или пропали без вести за годы ВОВ.

Среди кузбасских фронтовых врачей более других известны два великих хирурга: Михаил Алексеевич Подгорбунский и Степан Васильевич Беляев.

Подгорбунский был на семь лет старше и заведовал хирургическим отделением Кемеровской городской больницы. Беляев в 1931 году переехал в Кемерово после окончания медицинского факультета Томского университета. Работал заведующим хирургическим отделением Рудничной больницы и уже через три года возглавил ее.



Спасая под мертвыми живых

Степан Васильевич начал войну командиром операционно-перевязочного взвода, парторгом 215-го медсанбата 166-й Сибирской стрелковой дивизии.

"В составе медсанбата дивизии были преимущественно врачи из Томска и Кемерова, среди них был Беляев, Состель, Высоцкий и ряд других. 3 июля 1941 года мы уже были на фронте. Что такое фронт – каждый из нас имел очень относительное представление, мы ведь были люди мирного труда. Но спустя несколько дней, когда медсанбат вошел в "контакт" с ранеными, нам стало понятно, что такое фронт и что такое война. Это сотни и тысячи раненых и много убитых. Степан Васильевич был не только хирургом, он был душой медсанбата. Умел воодушевлять людей при трудностях, помогать им, учить, быть их духовной и моральной силой", – вспоминает Михаил Соломонов, бывший врач 215-го медсанбата.

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 5

Дивизия вела тяжелый бой в окружении, и Степан Беляев вместе с обозом медсанбата и ранеными попадает в плен. Попытки бежать из плена для него оканчивались неудачей. Поэтому в лагере военнопленных он делал все, что мог, для сохранения их жизни. Будучи старшим врачом санчасти с первых дней пребывания с "Борвухе-1", Беляев понимал, что здесь немцы организовали массовое истребление военнопленных. По его воспоминаниям, каждый день санчасть регистрировала 150-250 умерших от ран, голода, тифа, дизентерии. Холод, ужасная антисанитария увеличивали смертность, что было на руку немцам.

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 7

Поэтому Степан Васильевич старался сделать все, чтобы сократить смертность: сам круглые сутки работал в операционной, организовал тифозный барак, чтобы отделить больных, санобработку военнопленных. И чтобы хоть как-то восполнять силы больных, предложил кипятить воду и витаминизировать ее хвоей. Заработала котельная, банно-прачечный комбинат. Смертность в лагере снизилась.

Постепенно весть о разгроме немцев под Москвой распространилась по лагерю, и с лагеря был снят карантин. Немцы начали вербовать пленных в "особые команды". Чтобы помешать этому, Беляев одного за другим браковал кандидатов, а потом рискнул написать рапорт старшему врачу комендатуры о новой вспышке тифа. Вербовка прекратилась, и Беляев на свой страх и риск вместе с подпольщиками под видом тифозных больных, а то и под трупами умерших, вывозили из лагеря командиров.

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 9

Позже, освободившись из плена, Беляев оперировал в партизанском отряде, затем был ведущим хирургом полевого подвижного госпиталя № 5213 второй танковой армии до того момента, пока в октябре 1943 года не был контужен. Вернувшись в Кемерово и восстановившись после ранения, Степан Васильевич был назначен главным врачом областной больницы. Теперь в этом здании, построенном еще в 1926 году американцами, находится Городская клиническая больница №3. В 1956 году Беляев стал первым ректором организованного в Кемерове Мединститута. Выпускники набора Степана Васильевича стали академиками, профессорами, хирургами и работают в России и за рубежом.

Главный доктор Кузбасса и армии

Хирургическое отделение Кемеровской городской больницы до 1929 года размещалось в деревянном здании и было плохо оборудовано. Не хватало кадров – Подгорбунский создает в Кемерове школу медицинских сестер. После переезда в только что построенном каменном помещении больницы появляется новое оборудование, становятся возможны сложные операции.

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 11

Благодаря настойчивости Михаила Алексеевича через год в городе появляется служба переливания крови и донорский пункт. В то время помощь хирурга часто оказывалась бесполезной – слишком поздно доставляли больного в больницу. Тогда Михаил Подгорбунский настоял на открытии скорой помощи в Кемерове: в здании выделили один кабинет, в штате был врач, медсестра и кучер. Из транспорта – одна лошадиная сила. Перед началом войны Подгорбунский делает сложные операции на черепе, органах брюшной полости.

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 13

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 15

23 июня 1941 года в составе хирургического подвижного госпиталя № 670 Подгорбунский отбыл на фронт и возглавил операционно-перевязочное отделение. Затем он назначен старшим хирургом эвакогоспиталя: там его сразу приметил главный хирург Резервного фронта Александр Бакулев и через полгода назначил Михаила Алексеевича главным хирургом армии.

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 17

В составе десятой Гвардейской армии Подгорбунский прошел всю войну. Прямо на фронте он проводил показательные операции, учил хирургов, учился сам. Предложил использовать в работе металлощуп – специальное устройство, облегчающее поиски металлических осколков и пуль в месте ранения. Михаил Алексеевич оперировал круглосуточно: совершенствовал методику анестезии при ранениях грудной полости, что облегчало операцию. За годы войны Подгорбунский сделал свыше трех тысяч операций, дважды был ранен, контужен, но прошел с армией до победного мая в Латвии.

Хирурги войны: поддельный тиф и живые под мертвыми 19

И после войны Михаил Алексеевич первым в Сибири стал делать операции на легких, пищеводе, сердце, грудной полости. Его называют основателем кузбасской хирургии – сотни врачей-хирургов подготовлены и воспитаны Михаилом Алексеевичем. В послевоенные годы исполнял обязанности главного хирурга Кемеровской области, стал Почетным гражданином города. Кемеровской городской клинической больнице № 3 присвоено имя Подгорбунского. На доме № 9 по улице Весенней и на здании нового хирургического корпуса Кемеровской областной больницы в связи со 100-летием со дня его рождения установлена мемориальная доска.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика