Внутри высшей школы России сложилась непростая ситуация: сокращается нагрузка, ставки, преподавательский состав. То, что происходит, принято называть словом "оптимизация". По расчету правительства, этот процесс закончится к 2018 году. К этому времени преподавателям вузов планируется повысить зарплату до двух средних по региону. Корреспондент "Газеты Кемерова" узнал детали происходящего, мнения работников высшей школы и цену, заложенную в процесс оптимизации.
Гуманитарии, объединяйтесь
Слухи о том, что в вузах Кемерова грядет серьезное сокращение ставок, появились прошлой осенью. "Кухонные" разговоры преподавателей просочились в интернет, и о сокращениях заговорили во всеуслышание.
То, что на филологическом факультете КемГУ оказалось 26 "лишних" ставок, многих повергло в шок. Но объяснение этому нашлось простое – нехватка студентов. Дело в том, что на каждого преподавателя вуза в 2014 году должно приходиться 10 обучающихся. В 2018 – 12. Сейчас на филфаке это соотношение равно 1 к 5,9.
Преподаватели вуза говорят, что пока никаких радикальных действий на филфаке, ровно как и на других факультетах КемГУ, не происходит. "Идет процедура именно оптимизации, – комментирует руководитель лаборатории "Эффективной речевой коммуникации" КемГУ Павел Катышев. – Произошли изменения в плане объединения кафедр. Людей с одной кафедры переместили на другую. С преподавательской нагрузкой изменения. Увеличивается непосредственно горловая нагрузка, и уменьшается количество часов индивидуальной работы со студентами. Переходим на какие-то новые образовательные стандарты. И каждый новый стандарт идет в сторону сокращения часов".
"Есть направления, которые сегодня поддерживаются государством, и, соответственно, там больше бюджетных мест. Лет пять назад достаточно актуальны были гуманитарные дисциплины, сейчас фокус образования направлен на естественно-математические, – говорит доцент кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий социально-психологического факультета КемГУ Ирина Рассохина. – Наш факультет оптимизация тоже затронула. Но декан поступил дальновидно: целая кафедра, которая раньше относилась к соц-психу, перешла на биологический факультет. И мы более-менее устояли".
Отсутствие сокращений в вузе подтвердил и ректор Владимир Волчек. По словам главы университета, оптимизация только готовится и должна быть завершена к 1 сентября 2014 года. "На всех факультетах сейчас ведется работа. Мы выявляем свои резервы. И только тогда, когда все посчитаем и утвердим штатное расписание на следующий учебный год, будем говорить о конкретных цифрах. Сейчас не хотелось бы будоражить и пугать людей", – подчеркнул Волчек.
Ректор КемГУ заметил, что так называемая оптимизация высшего образования России была заложена еще в то время, когда страна присоединилась к Болонской конвенции и вузы перешли на двухуровневую систему обучения. "Я всегда оценивал присоединение к Болонскому процессу как явление негативное. Ведь если раньше мы готовили специалистов пять лет, то теперь студенты учатся всего четыре года. Соответственно сократилось количество часов, а значит, и нагрузка у преподавателей, – поясняет руководитель вуза. – Также сейчас наблюдается тенденция к сокращению численности молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет. В Распоряжении правительства №2620-р от 30 декабря 2012 года даны основные количественные характеристики системы высшего образования России. Если в 2012 году в России насчитывалось 18,624 миллиона молодых людей, то к 2018 году прогнозируется сокращение до 12 миллионов 941 тысячи. Исходя из этого, определилась и численность обучающихся в вузах. С 6 миллионов 490 тысяч студентов в 2012 году она сократиться до 5 миллионов 145 тысяч в 2018. Цифры – дело нудное, но их нужно знать".
Сейчас в КемГУ соотношение преподаватель-студент в среднем по вузу составляет 1 к 8,1. При этом на биологическом факультете эта цифра равна 1 к 9,7, а на факультете романо-германской филологии – 1:5,4. "Вы скажете, что языки нужно изучать индивидуально, – комментирует ректор КемГУ, – и я с вами соглашусь. Я не раз уже об этом говорил в своих выступлениях и докладах. Но Министерство образования не разработало никакого коэффициента, и мы оказываемся практически все в одной куче".
Владимир Волчек отметил, что оптимизацию в КемГУ нужно было начать намного раньше и сделать ее менее болезненной. Однако прежнее руководство упустило время. И сейчас, если все-таки речь зайдет не об оптимизации, а об увольнении преподавателей, то все будет сделано в рамках российского законодательства.
Эти рамки определяют, кого нельзя уволить ни при каких обстоятельствах. Например, матерей, воспитывающих детей до трех лет. Или родителей-одиночек. Среди людей, не попадающих под эти категории, предпочтение отдадут преподавателям с более высокой производительностью труда и квалификацией. И здесь возникает опасность, что в условиях оптимизации уйти придется лучшим (зачастую они сами принимают это решение).
Подобным исходом событий обеспокоены и студенты вуза. "Я еще не сталкивалась с тем, чтобы преподавателей при мне увольняли, бывало только, что они уходили сами, – комментирует студентка второго курса ФФиЖ КемГУ Евгения Филиппова. – Но слухи о сокращениях и объединениях кафедр пугают, если честно. Каждый преподаватель, на мой взгляд, на своем месте, занимает свою нишу, читает свой курс. А если человека увольняют, кто эту нишу должен занять? И, конечно же, обидно за зарплату преподавателей, платят им за их труд незаслуженно мало". Студентка пятого курса Оксана Захаренко отметила, что не может даже представить, что многие из сегодняшних преподавателей ФФиЖ будут сокращены. "Если это произойдет, факультет просто потеряет свое лицо", – заключила выпускница.
Риск потерять лучших представителей факультетов видит и ректор КемГУ, но заверяет, что руководство университета постарается учесть все моменты. При этом нужно решить еще одну проблему вуза: сократить число высоковозрастных преподавателей. "Да, они заслуженные, много сделали для развития университета, но надо соблюдать баланс, и уступать дорогу молодым, – говорит Волчек. – Когда я говорю "молодым", я имею в виду людей 40-45 лет. Нужно произвести процесс естественного замещения".
"Молодым – везде у нас дорога, старикам – везде у нас почет", – говорится в "Песне о Родине". Только смогут ли эти самые молодые моментально занять какие-то активные позиции в сфере образования? Ведь им нужно заявить о себе научному миру, так сказать, утвердиться. Не скажется ли это на качестве образования? "Качество образования зависит не от того, сократят кого-то или нет, а от образовательных стандартов, – делится своим мнением Павел Катышев. – Ведь сейчас образовательным стандартом у филологов даже не предусмотрено написание итоговой выпускной работы. Мы выпускаем недоделанных специалистов. И магистратура этой проблемы не решает. В основном все ребята, которые поступают в магистратуру, работают, поэтому толком не учатся". Ирина Рассохина заметила, что все будет зависеть от того, кого уволят. "Есть люди, которые много сделали для университета, для науки. Думаю, такие не пострадают. Такими не разбрасываются. Другое дело, когда они уходят сами…"
В рамках программы оптимизации к 2018 году во всех вузах страны зарплата профессорско-преподавательского состава должна увеличиться до двух средних по региону. Сейчас средняя зарплата преподавателя КемГУ составляет 36 тысяч рублей, при том, что средняя по региону, по данным Кемеровостата, 25 500. "Как будет решена эта задача, я не знаю. Может быть, разумно – когда центр добавит финансирование. Или неразумно – когда все свалят на вузы. К сожалению, сейчас наблюдается тенденция ко второму пути", – сказал Владимир Волчек.
А также доктора, маркетологи и аграрии
Слухи о сокращениях ставок ходят не в одном КемГУ. О сокращениях говорят в кемеровском филиале РЭУ имени Плеханова. Однако в пресс-службе университета эту информацию не подтверждают. Руководитель пресс-центра Валерий Плющев сказал, что о всевозможных сокращениях слышит от корреспондента "Газеты Кемерова" впервые. Тем не менее, преподаватели вуза высказывают иную точку зрения.
"Вот передо мной лежит газета "Работа в Кемерове" №16 от 3 марта. Здесь вузы публикуют объявления на конкурсы о замещении вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, – комментирует ситуацию профессор кафедры торгового дела РЭУ имени Плеханова Владимир Киселев. – Я ищу себя: профессор кафедры торгового дела. Мне институт предлагает только полставки. Кто такой же счастливчик, как я, думаю? Доцент кафедры вычислительной техники – полставки, два доцента кафедры торгового дела – полставки, доцент кафедры гуманитарных дисциплин – 0,75, доцент кафедры финансового и банковского дела – четыре места по 0,75. Кафедра товароведения вообще по 0,25 ставки предлагает!".
Урезание ставок профессор вуза так же, как остальные собеседники, объясняет демографическим провалом. При этом Владимир Киселев не верит в то, что к концу оптимизации (то есть к 2018 году) зарплата преподавателей вузов станет равна двум средним по региону. "Я работаю в высшей школе уже 30 лет, – говорит профессор. – И я убежден, что с тех пор как высшее образование перешло на рынок, увеличение зарплаты предполагает в лучшем случае ее стабилизацию, а в худшем – снижение. Как можно понять из вышеупомянутого объявления, минимум на четверть, максимум – на 75%".
То, что сейчас происходит в высшей школе, профессор Киселев называет головопятством. По его словам, тот, кто отвечает за вопросы координации высшей школы, не опирается на российскую действительность. "Если сказали повысить зарплаты, но не дали денег, то так оно и будет. У одних заберут, чтобы отдать другим. Совершенно российский подход: голова не знает, что делают ноги".
В этой ситуации Владимир Киселев видит только один выход: еще одна работа. "Моя заработная плата как профессора вуза, работающего на 0,5 ставки, – 13 тысяч 500 рублей. Это современный уровень, как вы думаете? Но я соглашаюсь и на полставки, и на урезанную зарплату. При этом освобождаю свое время для творческих проектов, для работы с аспирантами. Два-три дня потратил на один семинар и получил столько же, сколько за два-три месяца работы в вузе получаешь. Мои коллеги думают так же. А некоторые вообще смотрят на выход из университета".
Преподаватель РЭУ имени Плеханова Сергей Чернышев рассказал, что недавно собирался уходить из вуза, но остался из-за студентов, которых жалко бросать. "Причина ухода банальна: не устраивает зарплата, – говорит он. – У меня нет ученой степени, а без нее я не могу претендовать даже на должность доцента кафедры. Поначалу я этим озадачивался, но потом оставил. Почему? На более-менее нормальную жизнь одним преподаванием не заработаешь, приходится искать заработок на стороне. И на науку просто-напросто не хватает времени. К тому же, в свое время в университет меня позвали как специалиста-практика. На минуточку, в моем активе 10 лет журналистики и издательского дела, еще 10 – рекламы и PR. Зачем мне степень?!"
Сергей Чернышев преподает у студентов-рекламистов четвертого и пятого курсов. Еще одна проблема в том, что сегодняшние четверокурсники – последние. Вот уже три года набора на рекламу не было. И если преподаватель останется в вузе, работы у него будет ровно на год. С точки зрения оплаты это четверть ставки. Такую работу Сергей Чернышев называет "хобби".
В Кемеровском сельскохозяйственном институте разговор ведется о сокращении 30 ставок. Как пояснил "Газете Кемерова" анонимный сотрудник вуза, сократить планируется не только преподавательский состав, но и обслуживающий персонал. Если говорить о преподавателях, то под сокращение в первую очередь попадут люди пенсионного возраста, не имеющие степени. Впрочем, единого "критерия" увольнения нет ни в одном вузе: рассматриваться будет каждый конкретный случай.
Еще один преподаватель, который пожелал сохранить анонимность, сообщил о ситуации в КузГТУ. "Никого не сокращают. Руководство пытается что-то сделать, но руки у них связаны. Дело в том, сейчас в вузе мало остепененных профессоров среднего возраста и много стариков. Но по опыту знаю, что многие преподаватели, которым за 60, еще могут дать жару и заткнуть за пояс молодняк! Для меня политех – родной вуз, я им дорожу и верю, что эпоха перемен принесет плоды и все у нас получится".
Студентка КузГТУ Екатерина Карпенко также отметила, что не слышала о сокращениях в своем вузе. "Из общения с ребятами других университетов знаю, что там преподавателей сокращают, – комментирует девушка. – Но в КузГТУ такой информации я не слышала. Конечно, для вуза это может быть выгодным: есть преподаватели, которые могут вести смежные дисциплины, а значит, зачем платить две ставки двум людям, если можно платить полторы одному? Но как студентка хочу заметить, что морально тяжело наблюдать одного и того же преподавателя несколько часов, даже если он очень хорошо ведет занятие и знает свой предмет".
Проректор КузГТУ по организационной деятельности Антон Греф пояснил, никакого сокращения штата и ставок в вузе сейчас действительно не идет. Он также высказал мнение, что оптимизация высшей школы – это не обязательно негативный процесс. Нет сегодня сокращений и в Кемеровской государственной медицинской академии. Как следует из ответа ректора вуза Валерия Ивойлова, процесс оптимизации был проведен в июле 2013 года: тогда в КемГМА была сокращена 31 ставка, не занятая физическими лицами.
В каждом конкретном вузе складывается своя особая картина. Где-то руководство поступило дальновидно и не наращивало преподавательский потенциал впустую. Где-то оптимизацию начали раньше и обошлись малой кровью. А где-то процесс только запускается и, пока неясно, к чему приведет. Примерно так же обстоят дела и во всей российской высшей школе. Вспомним, например, ноябрьский прецедент с МГУ. Тогда преподаватели ведущего вуза обратились с петицией против сокращений к президенту Путину. Руководством университета сокращения были объяснены все тем же: необходимостью повысить зарплату более нужным сотрудникам вуза к 2018 году.
Так все-таки оптимизация высшей школы – это хорошо или плохо? Это прогресс или регресс? Почему постоянно изменяются образовательные стандарты, по которым из вузов выходят недоделанные специалисты? И почему, в конце концов, нужно жертвовать одними людьми на благо других? Стоит ли смотреть на Запад и повторять за ним? Быть может, чиновникам стоит еще раз перечитать русских классиков и найти там неголовопятые ответы.