gazeta.a42.ru
26 февраля 2015 в 14:17
  • 7007

Команда несдавшихся

Фото: Команда несдавшихся 1

В Кемерове футбольная команда инвалидов-ампутантов сыграла товарищеский матч с ветеранами ФК "Кузбасс". Встречу приурочили ко Дню защитника Отечества. Накануне поединка корреспондент "Газеты Кемерова" посмотрел, как тренируются кемеровские параспортсмены и побеседовал с участниками и тренером команды.

 

Сложно быть милосердным?

 

Голкипер Андрей в раннем детстве потерял слух. А в семь лет получил тяжелейшую электротравму. Причем удар тока пришелся на левую сторону – туда, где сердце. Чудом выжил, но лишился левой руки и левой ноги. И на правой ноге нет пальцев. Но в воротах стоит насмерть, в этом я сам убедился на тренировке.

– Посмотрите, как он стоит, – заостряет внимание тренер команды Светлана Попова. – Без руки, без ноги, на протезе. Он в команде с 91-го или с 92-го года, но до сих пор меня удивляет. Умудряется даже протезом отбивать мячи. Я смотрю на своих: сборная России по футболу им в подметки не годится!
Товарищи по команде зовут Андрея Рыбой. Но не потому, что тот молчит. Кроме футбола он занимается плаванием, и в водной стихии чувствует себя очень уверенно. И дар речи он все-таки обрел...

Команда несдавшихся 5

– До двадцати пяти лет вообще не произносил ни звука. У него была полная афония. Не мог даже плакать и смеяться, – вспоминает тренер. – А придя в команду, начав общаться с нами, он заговорил. Все врачи удивляются!

В советские времена Андрей трудился в троллейбусном депо. В жестких условиях рыночной экономики ему лишь изредка удается находить грошовые подработки. Недавно, например, помогал ремонтировать тротуар – подносил плитку. Заработал три тысячи рублей, чем очень гордился. Иные предприниматели обещают заплатить за работу, а потом обманывают. Светлана Моисеевна возмущается: как же можно обманывать такого открытого и наивного человека, как Андрей?

Команда несдавшихся 7

Команда несдавшихся 9

Андрей выучился кататься на велосипеде. Только их у него, по словам тренера, воруют, а порой даже отбирают. Когда-то Светлана Попова обращалась через СМИ к неравнодушным кемеровчанам, готовым подарить ее воспитаннику хотя бы подержанный велосипед. Теперь просит о другом. Андрей ездит на двадцать восьмой маршрутке. В повседневной жизни не выглядит как инвалид. Ходит на протезе без костылей, пустой рукав куртки заправляет в карман. Не слышит, когда к нему обращаются, а окружающие не всегда это понимают. Случаются конфликты, Андрея высаживают из автобусов. Светлана Моисеевна призывает окружающих быть внимательнее и милосерднее, а водителей общественного транспорта и кондукторов – не брать с Андрея денег за проезд.

– Ведь это не сложно, правда? – заключает свою просьбу тренер.

 

"Мы приняли присягу"

 

В парафутбольной команде "Кузбасс" Вадим Вахромеев чаще всего играет в обороне. Но у него есть и более веские основания считать День защитника своим праздником: Вадим Викторович воевал в Афганистане. Там и потерял ногу, подорвавшись на мине в 85-м.

– Я жалел только, когда Горбачев сказал с трибуны, что все это было ошибкой. А в остальном… Ну что сделаешь. Многие мои сверстники не вернулись. Представляете: в двадцать лет жизнь закончилась! В той роте, с которой я шел, почти все парни погибли, – вспоминает ветеран. – Пусть я с одной ногой, но живу. Вот у меня – двое детей, внучка.

Команда несдавшихся 11

Вадим Вахромеев на российских соревнованиях по паравелоспорту завоевал серебряную медаль в гонке преследования на четыре километра, бронзовый призер Чемпионата России в гонке с раздельным стартом

Спортом занимается с детства. До призыва завоевал титул чемпиона Кузбасса в эстафетном беге. В своей воинской части лучше всех бегал кроссы. После травмы не сдался. Вернулся на "Азот", где до армии работал. Наравне с обычными физкультурниками участвовал в соревнованиях. И побеждал! На заводе Вадим Вахромеев отработал десять лет. Потом ушел водителем в частную фирму. Закончил институт и последние годы работал тренером по легкой атлетике. Но в прошлом году уволился.

– Стало трудно правильно показывать беговые движения. С протезом я не всегда справлялся.

Сейчас ищет работу, но не видит для себя подходящих вакансий.

– Сейчас и молодому трудно устроится. А мне пятьдесят один год, инвалидность. Кто меня возьмет? Да и мальчиком на побегушках в этом возрасте быть уже не хочется, – признается Вадим Викторович.

Команда несдавшихся 13

Уже после ранения Вахромеев занимался легкой атлетикой, плаванием, лыжами, триатлоном. Сегодня главное увлечение – велоспорт. Насколько известно самому Вадиму Викторовичу, в Кемерове этим видом спорта из инвалидов-ампутантов всерьез занимается он один. Крутит педали дома на станке, и, хотя до весны еще далеко, дважды в неделю катается на велосипеде в Сосновом бору. Тренируется вместе с велокомандой ветеранов. Недавно занял второе место в велокроссе, в котором участвовал наравне с обычными спортсменами. Разговаривал с Вахромеевым в раздевалке перед тренировкой по футболу.

– Какие виды спорта я только не перепробовал. Но везде – только вторые, третьи места. "Подай патроны", короче говоря, – иронизирует мой собеседник. – Параспорт в стране вышел на очень высокий уровень. Чтобы занимать первые места, нужны молодость, талант и трудолюбие.

Успехи в футболе он оценивает скромно:

Команда несдавшихся 15

– Здесь ребята играют со званиями. А я любитель. Помогаю в защите, чтобы соперник мяч в ворота просто так не провел.

Впрочем, свои достижения явно умаляет. В конце прошлого года кузбасская команда по парафутболу заняла второе место на международном турнире в Абхазии. Вадим Викторович признан лучшим игроком этого турнира. Вахромеев в команде – без малого четверть века.

– Сейчас внимание спортсменам-инвалидам много уделяют. Но не в провинции. Это если в сборную страны попадешь, в Москву – "там все деньги, брат", – смеется спортсмен.

Команда несдавшихся 17

Артем Лугма – многократный чемпион мира и Европы по футболу среди инвалидов

"Ребята со званиями", о которых говорит Вадим Вахромеев, – это, например, форвард команды Артем Лугма – мастер спорта международного класса. Артем играл за сборную России по парафутболу, в составе которой становился чемпионом Европы и трижды – чемпионом мира. До травмы всерьез занимался плаванием, фехтованием и самбо. Инвалидом стал в подростковом возрасте. Говорит, не пришлось начинать жизнь с чистого листа. Только ходить учился заново. В трудный момент поддержали родители. Настояли, чтобы Артем окончил школу. Потом он учился и параллельно работал. В парафутбольную команду "Кузбасс"пришел в 95-м.

– Это очень хорошая реабилитация. Общение с ребятами, которые нашли в себе силы вернуться к активному образу жизни, помогает не падать духом, – рассказывает форвард.

Артема Лугму можно считать человеком вполне состоявшимся: семья, двое детей. Пятилетнего сына он обязательно приобщит к спорту. Когда-то Артем был тренером по настольному теннису, потом переквалифицировался в водителя.

– Мне нравится за рулем. Так комфортнее. И на работе меня уважают, – объясняет спортсмен.

 

Полноценные


Футбол ампутантов похож на мини-футбол, только игроки на костылях, а в воротах стоят спортсмены, у которых нет одной руки. Игра азартная, порой жесткая и – не удивляйтесь – скоростная.

Думал, что на матче с ветеранами ФК "Кузбасс"состав команд будет смешанным, чтобы уровнять шансы. Но, как объяснили парафутболисты, на таких состязаниях, ставших уже традиционными, команда игроков на костылях играет против команды "двуногих".

– Так интереснее! – подчеркивают участники.

Спортсмены-инвалиды нередко побеждают, хотя ветераны футбола играют в полную силу.

Команда несдавшихся 19

Александр Ананьев – рекордсмен России по легкой атлетике в прыжках в длину и высоту

Команда несдавшихся 21

А вот на тренировки для обострения игры на площадку приглашают обычных футболистов. Константин Майер тренируется вместе с параспортсменами несколько месяцев. Говорит, что его партнеры на костылях передвигаются быстрее, чем двуногие:
– Там, где мне надо два шага сделать, им достаточно одного… Они поддерживают физическую форму: ходят в тренажерный зал, в бассейн. На спортивной площадке они чувствуют себя полноценными людьми. И играть с ними гораздо сложнее, чем с людьми, сидящими целыми днями в офисе, хоть у них и все конечности на месте.

Команда несдавшихся 23

Расположился на скамейке рядом с тренером. Увлеченные игрой параспортсмены предупреждали жестами, чтобы закрывал голову, когда мяч летит в мою сторону. И не напрасно: удары просто пушечные.

Светлана Попова, которая тренирует футболистов, является заместителем председателя Паралимпийского комитета России по Кемеровской области. Говорит, что в ее команде все игроки уникальные. Впрочем, она и сама им под стать. Уже не помнит, в каком году призером какого турнира становилась ее команда, но точно знает, когда день рождения у каждого из ее подопечных. Энергичная, целеустремленная, волевая, обладающая даром убеждать. Когда в конце 80-х Поповой рассказали, что существует парафутбол для инвалидов, она сперва не поверила. Потом решила попробовать: подвязала ногу, взяла костыли и принялась гонять мяч по площадке. На следующий день объявила параспорстменам-легкоатлетам, которых тренировала: "Теперь будем играть и в футбол!". Тонкости этого вида спорта постигала вместе с игроками…

Команда несдавшихся 25

В 70-е Светлана Моисеевна работала в учебно-физкультурном диспансере. Вспоминает:

– Мы поднимали на ноги тяжелейших больных, а они, выходя за стены диспансера, спивались или еще что похуже.

В середине 80-х возникла идея создать для людей с ограниченными физическими возможностями спортивный клуб "Сибиряк-инвалид", важнейшие задачи которого – социализация и реабилитация. В состав этого клуба входит и парафутбольная команда "Кузбасс", официально существующая с начала 90-х. Светлана Моисеевна старается, чтобы ее подопечные не только ходили на тренировки, но и работали, получали образование. Парафутбольный "Кузбасс" неоднократно становился призером соревнований различного уровня, шесть его участников играли в сборной России.

В "Сибиряке" сорок семь постоянных участников – не только инвалиды-ампутанты и не только футболисты. Но именно футболу, командной игре, Светлана Попова придает особое значение. Большинство игроков пригласила в команду, когда те еще находились на больничной койке. Очень важно, чтобы человек после ампутации знал, что жизнь не закончена, что есть друзья, которые его ждут и всегда готовы помочь.

Команда несдавшихся 27

Константин Астапенко – многократный чемпион мира и Европы по футболу среди инвалидов

Команда несдавшихся 29

Разумеется, спросил, куда можно обратиться кемеровским инвалидам, желающим стать участниками парафутбольной команды. Вопрос этот Светлану Моисеевну не воодушевил. Она сама занимается тренерской деятельностью практически на общественных началах, и игроки ее клуба, за единичными исключениями, совсем никаких вознаграждений не получают. А в последнее время ей часто звонят инвалиды, которые сразу хотят ехать на соревнования за границу и интересуются, сколько платят параспортсменам, не понимая, что спорт – это долгий и напряженный труд.

Команда несдавшихся 31

В советские времена, когда гостиницы и проезд были дешевыми, в парафутбольном "Кузбассе" играли инвалиды со всей Кемеровской области, сейчас – почти исключительно жители областного центра. Команде оказывает помощь городская и областная администрации, а также Сбербанк, но средств не хватает даже на самое необходимое: форма, специальные костыли для игры, профессиональные мячи. Не говоря уж о деньгах на поездки. К слову, чтобы стала возможной поездка на упоминавшийся турнир в Абхазии, игрокам пришлось добавлять свои деньги. Смогут ли впредь выезжать на соревнования в другие города – большой вопрос. Спортсмены будут рады любой спонсорской поддержке.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика