Преподаватель Кемеровского государственного института культуры и свободный художник Андрей Алексеев знает более 2 000 моделей автомобилей всего мира. Это и неудивительно: с раннего детства он увлекался машинами, особенно любил их рисовать.
Как-то из-за неудавшегося рисунка дедушкиного «Запорожца», прообразом которого является итальянский малыш Fiat-500, четырёхлетний Андрей от обиды расплакался. Спустя годы эта история нашла продолжение.
Мечта создавать автомобили будущего привела Андрея в престижную Миланскую высшую школу дизайна Scuola Politecnica di Design.
Рождение «Скорпиона»
Говорят, те, кто рассказывает о своих планах, редко достигают цели. Андрей Алексеев никогда не делал громких заявлений и не планировал покорить олимп дизайнеров, работающих над созданием таких престижных марок, как Audi или Lamborghini. Он занимался тем, что ему было интересно и что хорошо получалось.
В 1990-х старшеклассники вместо традиционных уроков труда проходили так называемую профориентацию. На базе учебно-производственного комбината детям предлагались на выбор разнообразные дисциплины. Преподавался там и дизайн. Под руководством педагогов КемГУКИ Андрей в течение двух лет оттачивал мастерство, вникал в тонкости профессии, не забывая о своём увлечении автомобилями.
Способного выпускника вуз ждал в свои ряды с радостью. Андрей выбрал специальность «графический дизайн», но, как оказалось, значительно больше его интересовал дизайн промышленный. «Уже на пятом курсе я открыл своё маленькое предприятие по автотюнингу и писал диплом по этой теме. Мне казалось, что я совершил открытие, занял пустующую нишу на рынке автоуслуг. Однако моду на автомобильную графику уловил не я один. Когда конкуренция стала настолько жёсткой, что клиенты почти исчезли, пришлось закрыть мастерскую», — вспоминает Андрей Алексеев.
Дальше дизайнера ждали трудовые будни — сначала в отделе рекламы одной из продуктовых сетей города Кемерово, затем в рекламном агентстве. Если бы не увлечение автомобилями и желание хоть как-то реализоваться в любимом деле, индивидуальность художника растворилась бы в рутине. Хорошо зная своих учеников, заведующий кафедрой дизайна, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Геннадий Елисеенков будто почувствовал, что его помощь нужна Андрею. И пригласил танантливого дизайнера преподавать.
«Для меня это был самый оптимальный вариант: удобный график занятий, оставалось время на подработку и творческую самореализацию», — вспоминает Андрей.
И вот в 2006 году дизайнер создал свой первый четырёхметровый среднемоторный гоночный автомобиль «Скорпион». По замыслу автора, машина должна вселять уверенность в пилота и страх в соперников.
Необычный дизайн нисколько не помешал функциональности: место рулевого просторно, отличный обзор. С точки зрения аэродинамики машина тоже удачна — передняя часть автомобиля напоминает болид Ле-Мана, а сзади — гоночную формулу. «Скорпион» принёс первую удачу: благодаря ему Алексеев стал финалистом конкурса молодых дизайнеров «Российский гоночный автомобиль «Формула GT».
Автопарк будущего
После «Скорпиона» Андрей Алексеев не раз побеждал в конкурсах. Правда, по его признанию, они не были столь значительными. Но в 2009 году вновь появилась возможность заявить о себе — на конкурсе Michelin Challenge Design.
На этот раз дизайнер создал «капсулу» Levi. Основная идея проекта заключалась в манёвренности, которая легко достигается с помощью магнитной левитации колёс. Даже сейчас это кажется невероятным. Тем не менее разработчики Lexus сумели превратить фантазию в реальность. Так, они уже испытывают возможности ховерборда (скейтборд без колёс, их заменяет устройство, позволяющее парить над землёй — ред.). Вероятно, первые попытки в корне изменить производство автомобилей через какое-то время позволят навсегда распрощаться с колёсами.
Спустя два года появился автомобиль Misha, вызвавший больший резонанс, чем предыдущие работы дизайнера. О нём говорили с восхищением, как о лучшем варианте вездехода, как о чудо-технике. «Наши не отстают от японцев. Вот уже и концепт электрокара-вездехода сварганили», — высказал мнение один из зрителей.
Находились люди, оценившие и техническую сторону: «Отличный вариант вездехода. Смущают следующие моменты: электродвигатели для сибирских морозов — не вариант, четыре двигателя на каждое колесо — высокая уязвимость, выйдет из строя один — пропадёт всё».
С этим проектом Андрей Алексеев вышел в финал конкурса Michelin Challenge Design — 2011, а сама модель автомобиля экспонировалась в ходе Детройтского автосалона.
«Перед дизайнерами стояла задача создать машину будущего, 2021 года, наиболее подходящую к условиям региона, где проживает автор. Для Сибири характерны затяжные зимы, дождливые весна и осень, плохие дороги. Исходя из этого, и появилась концепция автомобиля: его символичное название, дизайн и логотип в виде отпечатка медвежьей лапы», — рассказывает Алексеев.
Самое необычное в дизайне автомобиля — асимметрия. Слева — спортивный холостяцкий вариант, справа — семейный, с выдвижными столиком и стульями и круглым окном-дисплеем. Разумеется, продумал Андрей для функциональности техническую сторону: под полом — водородные топливные элементы, в каждом колесе — по электромотору, управление осуществляется по проводам. Пневмоподвеска позволяет изменять дорожный просвет, а выдвижные «когти» колес Michelin, подобные медвежьим, помогут на бездорожье.
Воплощение задумки дизайнера, как и в случае с Levi, не из далёкого будущего. По словам Андрея, Michelin уже выпускает подобного рода колёса — правда, пока для спецтехники. Но лет через 15-20 они, вероятно, выйдут в массовое производство.
По острию лезвия
Следующее событие в жизни кемеровского дизайнера Андрея Алексеева — логичное продолжение профессионального роста и новый этап в карьере. В 2011 году он стал победителем Международного конкурса автомобильных дизайн-проектов и выиграл грант концерна Volkswagen Group на обучение в Миланской высшей школе дизайна Scuola Politecnica di Design. Вместе с Алексеевым в группе оказались дизайнеры из Японии, Канады, Германии, Франции, Армении, Белоруссии и других стран мира.
Преподавание велось на английском языке. Но не это было главной сложностью обучения — дисциплина в школе оказалась сродни армейской.
«Система обучения в SPD строится на двойном контроле. Тьютер следил за посещаемостью и выполнением учебного графика. Также он фиксировал опоздания. Не успел вовремя — на занятия не допускаешься, тебе ставят пропуск. Несколько пропусков — отчисление с возмещением затрат», — рассказывает Андрей.
Результаты обучения оценивали эксперты Volkswagen. Каждый день магистранты получали баллы за выполнение заданий и писали контрольные.
«Из 30 баллов нельзя было получить меньше 25. До первого экзамена мы не верили, что всё настолько жёстко. Пересдать можно всего один раз и то за деньги. Вторая попытка стоит порядка 100 евро. Не сдал — отчисление с полной оплатой всех затрат на тебя за весь период обучения. Для SPD важно, чтобы выпускники максимально соответствовали требованиям», — рассказывает дизайнер.
Из 22 человек к концу года в группе осталось 19 студентов. Выпускной работой Андрея, отвечающего за экстерьер автомобиля, и его напарника из Белоруссии Василия Гуриновича, разрабатывавшего интерьер, стал концепт автомобиля Audi Mio для выставки Milan Expo — 2015. По признанию Алексеева, пока работали над моделью, ощущение, будто ходишь по краю лезвия, не покидало, всё время ждали какого-то подвоха.
«Исходя из названия и общей концепции, нам необходимо было создать трехметровый «офис» Audi. Однако совместить спортивность и ДНК Audi с солидным офисом крайне сложно. Каждая попытка что-то исправить приводила в тупик. ДНК Audi — взаимосвязь линий по кругу, присутствие маленького капота, который создает ощущение безопасности, полное отсутствие negative sections на кузове, фейковых деталей — создают жёсткие рамки», — вспоминает Алексеев.
К тому же по иронии судьбы у него заметно проскальзывал стиль Fiat — прототипа того самого автомобиля, с которого и началось увлечение.
Тем не менее защита состоялась — и успешно. Вердикт проектам выпосили главный дизайнер Lamborghini Филиппо Перини и заместитель шеф-дизайнера Volkswagen Алессандро Дамброзио.
После таких испытаний можно было бы устроиться на работу в любой автоконцерн мира. Но Андрей Алексеев сделал неожиданный выбор — вернулся домой.
«Прежде, чем тебя возьмут на достойное место, необходимо пройти стажировку, которая длится год — полтора. При зарплате порядка полторы тысячи евро, нужно снять жилье, на это уйдёт тысяча. На оставшиеся деньги надо умудриться выжить. Кроме того, нет никакой гарантии, что после стажировки рабочее место гарантировано», — говорит дизайнер.
Дома Андрей долго адаптировался, думал, куда двигаться дальше. Но всё образовалось само собой. Сейчас он по-прежнему преподаёт в институте культуры, открыл небольшой бизнес по производству пластиковых заслонок решёток радиаторов, позволяющих двигателю быстрее нагреться в морозы. Запатентовал несколько дизайнерских решений зимних вариантов элементов машины. А победы на престижных конкурсах остались частью творческой биографии.
«Мне важно самостоятельно создавать и давать жизнь своим идеям», — резюмирует Андрей Алексеев.