gazeta.a42.ru
20 июля 2010 в 10:36
  • 24316

Кузбасский эксперимент с бензином

Фото: Кузбасский эксперимент с бензином 1

Этим летом среди кемеровских автолюбителей поползли слухи о том, что наконец-то выяснилось на какой заправке города можно купить качественный бензин. Источником информации стал известный автофорум России. Несколько инициативных юзеров собрали пробы бензина марки АИ - 92 с девяти автозаправок Кемерова и отдали на экспертизу в лабораторию. Результаты неофициального теста вызвали в кругу Интернет-сообщества любителей авто бурные обсуждения. Из девяти представленных образцов бензина у трех проб октановое число не соответствует ГОСТу. (Результаты исследования можно узнать тут.)

Химия наука точная, но для большинства взрослых людей темная. Октановое число (ОЧ) это те загадочные цифры, которые пишут на заправках. АИ92, АИ95, АИ98. Когда на дороге из выхлопной трубы машины валит черный дым, а двигатель издает резкие звуки, это означает, что вам «повезло» заправиться бензином низкого качества. На вопросы о том, почему и откуда в Кемерово приходит плохой бензин, отвечает владелец одной из кемеровских АЗС. В интересах личной безопасности респондент пожелал остаться неизвестным.

- Как в Кузбасс попадает бензин?

- Ближайшие поставщики бензина в Кузбасс - Ачинский и Омский нефтеперерабатывающие заводы. Бензин самого лучшего качества производит Сургутский ЗСК. Он находится на 600 километров дальше Омска, поэтому везти его в Кемерово невыгодно. Любопытно, что омский бензин в Кемерове хуже, чем в Новосибирске. Можете сами проверить. Попробуйте заправиться в Кемерове и поехать в Новосибирск. Вам хватит только чтобы доехать до города. Заправьтесь тем же бензином в Сибе, вам хватит, чтобы вернуться в Кемерово и ещё день ездить по городу. Почему в Кемерове и в Новосибирске продукт одного и того же завода обладает разным качеством?…Это хороший вопрос.

- Выходит, бензин низкого качества – это кузбасский продукт?

- Причина плохого бензина в Кузбассе - это администрированная розничная цена. До 15 июля максимальная розничная цена на А92 была 20 рублей 80 копеек. С утра 15 июля она, к счастью владельцев АЗС, повысилась до 21 рубля 20 копеек. При этом тот же бензин в Новосибирске стоит 22 рубля 50 копеек, в Красноярске - 23 рубля. В Красноярске есть свой завод, в Новосибирске есть огромные емкости для хранения бензина. В Кузбассе нет ничего для производства и хранения бензина, но здесь самый дешевый бензин в Сибирском регионе. Задумайтесь! Продавать дешевый бензин нерентабельно: что будет делать владелец АЗС? Он начнет выкручиваться. Крупные кемеровские реализаторы не имеют лицензии на купажирование бензина, то есть, на добавление различных присадок. Они могут только принять, сохранить и продать. Поэтому можно смело говорить о том, что легально присадками в Кузбассе не пользуются.

- Какова прибыль от торговли бензином?

- У нас маржа ничтожна. Сейчас мы просто проедаем свои запасы. На каждом литре мы недополучаем рубль двадцать. Продавая в месяц сто тонн, мы недополучаем сто двадцать тысяч рублей. Это минимум. Розничная торговля должна работать с 15 - 20% наценки. Если мы закупаем 92 бензин по оптовой цене 19 рублей 80 копеек за литр, то продать должны минимум за 22 рубля 70 копеек. А мы до середины июля продавали за 20 рублей 80 копеек. За вычетом транспортных расходов, это 30 копеек с литра, наша прибыль составляла всего 70 копеек с литра. А теперь посмотрите на наши расходы: оплата аренды земли 30 000 рублей ежемесячно, зарплата служащим 45 000 рублей в месяц, оплата налогов.

- Вы уже не привозите бензин?

- Нет. Теперь мы берем бензин у Аэропорта. На его территории есть большие емкости для хранения, но нет возможности смешения продукта. Как ведут себя крупные АЗС, у которых свои нефтебазы, можно только догадываться. Мы не покупаем бензин ни у одной из них. Мы сами автомобилисты и заправляемся на своей заправке. Не хотим рисковать своими автомобилями.

- Выгодно ли сейчас быть владельцем заправки?

- В данный момент все маленькие АЗС убыточны. Многие известные кемеровские объединения с развитой сетью АЗС начинают продавать свои заправки таким гигантам как Роснефть, Татнефть и другим. Но даже у них бизнес убыточен. Кузбасс – единственный регион в России, где розничная сеть не приносит прибыли. Причина – в администрировании цены сверху. Но это не плановая экономика. Если бы она была плановой, как во времена СССР, она бы предусматривала рентабельность, помогла бы снизить оптовую цену, но этого нет. По официальным заявлениям, искусственное сдерживание цен ввели для того, чтобы сдерживать инфляцию. Но подумайте сами, какое влияние розничная цена бензина имеет на инфляцию? Все крупные потребители: шахты, хозяйства, автопредприятия делают оптовые закупки бензина, у них свои цены, свои скидки. Никакого отношения к рознице они не имеют, и породить инфляцию не могут.

- Если бизнес убыточен, зачем им заниматься?

- Так было не всегда. В девяностые годы мы привозили бензин эшелонами, а сейчас у нас не хватает денег на один вагон. Страдает только малый бизнес. Если вы, к примеру, крупная федеральная розничная сеть, у вас более трех тысяч АЗС по всей России, вам не страшно, если в убыток работают две-три заправки где-то в Сибири. Через них вы можете продать все что угодно. Зато сумеете задушить представителей мелкого бизнеса и вытеснить их с рынка. Все маленькие АЗС в Кемерове умирают.

- Как вы проверяете качество бензина?

- Когда с завода приходит вагонная норма, она везется на крупную нефтебазу. Например, на топливно-заправочный комплекс Аэропорта. Даже если вагон пришел без нарушений пломб, берется проба и бензин проверяется в лицензионных лабораториях. Они-то и выдают паспорта качества, которые вы видите на стендах рядом с кассами на заправках. Повлиять на качество бензина на этом этапе никто не сможет. Но если вам не выгодно продавать 92 бензин, у вас большие емкости и есть свои нефтебазы, вы можете разбавить его 80-м. И продать дешевле. Как поступит водитель, если рядом стоят две заправки. В одной 92 бензин стоит 20 рублей 70 копеек, а в другой 21 рубль 20 копеек? Он купит там, где дешевле. А потом будет сожалеть. Ради мнимой экономии в пять рублей с десяти литров, водитель рискует двигателем.

- А как водителю выбрать правильную заправку?

- Попробуйте замерить расход бензина на сто километров. Потом заправьтесь на другой заправке и ещё раз замерьте. Как только расход приблизится к заявленному в техпаспорте на ваш автомобиль, там и заправляйтесь.

- Почему распался Союз владельцев АЗС?

- Это некоммерческое партнерство было создано как профсоюз. Его задачей было объединить и защитить кемеровских бизнесменов в период ценовых войн. Сейчас мелкий бизнес вымер, объединять некого, вот и Союза не стало. К примеру, одна из известных сетей АЗС на одной из своих заправок сбрасывала цену на рубль двадцать копеек за литр 92 бензина. Искусственно занижала цены. При этом в Белове и Новокузнецке завышала цену, тем самым не теряла свою прибыль. А кемеровчане из-за такого маркетинга не могли торговать. У них был только один выход - закрыться. Занизить цены разрешалось, но повысить нет. Был случай, когда к АЗС подъезжали представители власти, и с бензовозов снимали номера. Или же на территории АЗС могли найти бензиновое пятно, и экологическая комиссия закрывала заправку.

- Если бы у вас была возможность ещё раз начать бизнес, вы бы выбрали бензин?

- Да, в Новосибирской области.

 

 


На видео: Максим ака MaksST, инициатор народной экспертизы кемеровского бензина.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика