gazeta.a42.ru
11 февраля 2010 в 12:29
  • 6554

Кузбасский ветеран воевал китайцем на Корейской войне

Фото: Кузбасский ветеран воевал китайцем на Корейской войне  1

Русского солдата Николая Каранова из поселка Безлесный, что в Яйском районе, воевавшего в обличии китайского воина на… Корейской войне, только недавно на Родине назвали участником… Великой Отечественной войны. Хотя воевал он не против фашистов, а против союзников СССР – американцев. И было это уже после окончания Великой Отечественной войны.

Больше пятидесяти лет кузбасский ветеран хранил строжайшую тайну о своём боевом прошлом. Подписку об этом давал, пожизненную. За разглашение – расстрел. В военной форме… китайского солдата, на, так называемой, Корейской войне, пережил бомбежки, обстрелы, холод, голод, сбивал бомбардировщики противника в кровопролитных сражениях. Это была секретная война, о которой и сейчас мало кто знает, но наших воинов на ней полегло немало. За боевые заслуги отважный ветеран был награжден медалями и грамотами, подписанными лично Мао Цзе-Дуном. Многие подробности своей прошлой жизни решился рассказать только сейчас…

Ни Родины, ни флага…

За что и за кого воевал Николай Ильич Каранов, он и теперь не знает. Ни Родины, ни Сталина, ни даже боевого красного флага рядом близко не было.

Их, анжерских новобранцев в далеком 1951 году вначале привезли на Дальний Восток. Николай окончил полковую школу, стал старшиной. А потом пришлось выполнять странные приказы: уничтожали номера и клейма на оружии, боевой технике и даже на покрышках автомобилях. И целый эшелон советских солдат, около тысячи человек, ушел в сторону Китая. На чужой территории забрали документы, переодели в форму китайского солдата без знаков различия, привезли на берег реки Ялудзян, на которой стояла мощная гидроэлектростанция в семь турбин. Она давала электричество для всей Северной Кореи и Китая. Река была пограничной, на одном берегу – хозяева корейцы, на другом - китайцы. Полк с русскими солдатами, которые на китайцев даже издалека были мало похожи открытыми русскими лицами, вместе с зенитными орудиями высадили среди сопок на корейской стороне. Поставили боевую задачу - сохранить электростанцию от врага. Не успели осмотреться, как сразу же попали под налет врага - американских самолетов «Сейбр». Те, как ястребы, вылетая из-за сопок, норовили сбросить бомбы на их головы и на электростанцию. Спрятаться на берегу негде. Никаких укрытий, даже деревьев нет. Но тот, первый налет, был недолгим – в небо поднялись русские истребители на «МИГ – 15» и быстро разогнали налетчиков.

- Зенитные орудия установили на сопках, кроме нас, русских, там больше никого не было, - вспоминает Николай Ильич, - жили в сырых землянках. Бомбили нас по нескольку раз в сутки - и днем, и ночью. Только спустимся вниз, к примеру, на обед – с наблюдательного пункта объявляют тревогу. Мы, как обезьяны по веревкам карабкаемся на сопку, к орудиям, и давай бить по американским самолетам. Попасть в них трудно, они один за другим выныривают из-за сопок, бомбы по 250-300 килограммов накидают, из пулемётов обстреляют и скроются. В первое время с ними быстро расправлялись русские летчики-истребители, которыми командовал легендарный Иван Кожедуб, они их боялись. Только за год «кожедубовцы» сбили в Корее больше 200 самолетов противника. А потом Кожедуба убрали и враги совсем обнаглели. Но и мы их часто сбивали. Батарея, на которой служил, сбила пять вражеских самолетов. Это официально подтверждено. Но может мы и намного больше их насбивали. Сложно было точную арифметику вести. Ведь, чтобы доказать, что именно ты сбил, нужно было потом найти сбитый самолет, снять с него опознавательные знаки, принести на стол командованию. Тогда зачтут. А разве охота было нам их искать на незнакомой территории, среди сопок? У нас командир ходил несколько раз на поиски, возьмет солдат и разыскивает самолет неделями. Но если найдешь, то награждали орденами, медалями, в основном офицеров. А солдатам это и не нужно было, нам бы службу отслужить и в живых остаться.

Гибли русские солдаты на этой секретной войне, а за что и за кого – сами не знали. Николай Ильич говорит, что, наверное, за… Мао Цзе-Дуна. Если лично его и боевых друзей товарищ Мао награждал. Командование о войне сильно не распространялось, говорили, что между Сталиным и Мао Цзе-Дуном была какая-то личная договоренность о помощи. А дело солдатское – выполнять боевую задачу и о лишнем не спрашивать.

Два года под бомбежками

Два года на чужбине провел русский солдат в боях. Ужасов войны насмотрелся. Товарищей хоронил, а вот самому повезло. Невредимым остался чудом.

Вспоминает о хитрости противника. С самолетов приловчился бомбы бросать, которые с замедленным действием. Накидают на сопку, бомбы скатятся к турбинам электростанции и лежат. Саперов сразу отправляют их вытаскивать, разминировать. Вытащат парни две – три бомбы, а потом – взрыв и все погибают. Турбина из строя выходит. Её демонтируют и увозят на ремонт в Союз. Каких-то близких контактов с местным населением почти не было у русских солдат. Но один случай Николай Ильич запомнил особенно. После очередного налета сильно пострадала дорога, по которой к батарее подвозили зенитные снаряды. Нужно было искать какой-то выход. Пошли к корейцам попросить лодку, чтобы по реке зенитные снаряды переправлять. И увидели много раненых детей, без рук, без ног, с гноящимися страшными ранами. Вместе с санинструктором начали делать перевязки, удивились мужеству этих детей. Терпели молча, стиснув зубы. Оказалось, что для мирного населения противник постоянно сбрасывал игрушки, они были яркими, красивыми, дети подбирали и… взрывались.

Война в Корее для наших солдат закончилась также неожиданно, как и началась, в 1953 году, как только Сталин умер. Отдали приказ немедленно оставить боевые позиции, все оружие вплоть до карабинов бросить, и самым тщательным образом прибрать за собой территорию - собрать окурки, бумажки, по которым можно было бы узнать, что здесь были русские. Только после этого солдат переправили на китайскую территорию. А оттуда они уже в бинокли видели, как на их боевые позиции пришли войска ООН и отыскивают там русский след. Им важно тогда было всему миру доказать, что вместо корейцев и китайцев воевали русские. Наши же от таких обвинений упорно открещивались и всячески заметали свои следы.

Тех, кто выжил – стали… физкультурниками

…Николая Ильича демобилизовали, выдав справку, что он, якобы, физкультурник, едет с соревнований. Сказали, что в анжерском военкомате знают, что эта справка означает, там его поймут и сделают нужные документы. Так и оказалось. С дембельским чемоданом наш земляк с чужбины вернулся на родину, где его ждали жена и маленький сын. И всю жизнь помнил о том, что о своем участии в той войне он не имеет права рассказывать даже самым близким людям. В память о ЕГО войне остались лишь несколько старых фотографий, которые сделаны тайно и тайно вывезены на родину, да грамоты с непонятными иероглифами. Медали потерял сын, когда играл в войну, удостоверения к ним остались. Трудовой путь Николая Ильича тоже был достойным. Жизнь посвятил сельскому хозяйству, был участником ВДНХ, награжден трудовыми медалями и орденами. Но о своем фронтовом будущем решил открыть тайну недавно, когда уже давно был на пенсии.

- Обидно мне до слез стало, что все эти годы фронтовикам почет и уважение кругом, а мне - ничего! Словно на курорте отдыхал. Уже молодежь - афганцы, чеченцы, во внуки и правнуки мне годятся, но имеют разные привилегии, а я-то за что воевал, здоровье потерял? – разозлился Николай Каранов. И поехал в Яю к военному комиссару, правду искать. Подумал, сколько молчать можно, теперь-то не расстреляют за разглашение военной тайны, не те времена. Комиссар выслушал, посмотрел китайские награды, удивился. По его запросу из Москвы пришли документы, подтверждающие, что на самом деле именно этот Каранов воевал на Корейской войне, поэтому заслуживает права быть участником войны со всеми льготами и почестями. И тогда Николаю Ильичу выдали удостоверение участника и инвалида… Великой Отечественной войны. И теперь он остался на весь поселок Безлесный единственным на всю округу ветераном. Остальные – вымерли. На 9 мая приходит на митинг, его приглашают в школу рассказать о войне. Никто из детей не понимает, о какой войне идет речь. Сейчас, к сожалению, и о Великой Отечественной нынешнему поколению детей уже мало что известно.

…Бомбежки, когда земля уходила из-под ног, фронтовик на девятом десятке жизни вспоминает каждый день, особенно когда прямо мимо его дома по центральной дороге поселка день и ночь проезжают многотонные фуры-бензовозы. Дом, как игрушечный подпрыгивает, стены лопаются, штукатурка на головы стариков сыплется.

- Нужно нанимать, штукатурить дом, пенсии ветеранской не хватит, - возмущается Николай Ильич. - Строят рядом нефтеперерабатывающий завод, но дороги-то бьют наши, поселковые, вместо того, чтобы окружные сделать. Ведь это я их еще строил. Про эту беду в область писал, в район жаловался – бесполезно. Остались одни старики, последние дни доживать. И то покоя нет.

Пятерых детей вырастила семья Карановых, но рядом с родителями остался один сын. Остальные уехали не только из поселка, но и из Кузбасса. Старики Карановы рады, что дети хорошо устроились, их не забывают, помогают. А на родине были бы не у дел.

Китаец с русским – братья навек?

Не так давно руководители России и Китая с экрана телевизора на весь мир подтвердили свои твердые намерения о дружбе и сотрудничестве. Я спросил у Николая Ильича:

- А может Вам помощи теперь у китайцев попросить, чтоб они, хотя бы ваш дом отштукатурили? Вон, они теперь кругом у нас, трудятся, как муравьи – и строят, и штукатурят… Может, нынешние китайцы теперь по достоинству оценят ваши прошлые заслуги, если местные власти не могут? В удостоверении написана же их большая китайская благодарность: «… Каранову Николаю Ильичу, оказавшему нам дружескую помощь в деле создания основных родов войск в Китайской народно-освободительной армии». И подпись: «Председатель народно-революционного комитета Центрального народного правительства Китайской народной Республики - Мао Цзе-Дун».

Ветеран задумывается:

- Электростанцию-то мы им тогда сберегли. У них ни армии, ни оружия не было, и воевать они не умели. А теперь живут уже, похоже, лучше нас...

Справка
В 1952 году началась война между севером и югом Кореи. Коммунистические войска Северной Кореи прошли почти всю южную часть Кореи, загнав войска южан в тупик. Казалось бы, что война южнокорейцами проиграна, но тут американцы перерезали Корею, высадив морской десант в Корейском заливе. Окружив коммунистов, они буквально с оркестрами двинулись на север, не встречая никакого противодействия. Когда американцы дошли почти до реки Ялудзян на границе с Китайской Народной Республикой, с севера через реку переправились войска китайских добровольцев, которые вытеснили морскую пехоту США, где была укрепленная линия, разграничивающая север и юг Кореи. Против них действовали самолеты США, Великобритании, Австралии и других стран, поэтому на поддержку китайской пехоты были брошены большие силы советской армии.

Фото автора и из личных архивов Н. И. Каранова.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В Кемерове выступит популярный стендап-комик Андрей Бебуришвили
Яндекс.Метрика