gazeta.a42.ru
6 мая 2013 в 12:16
  • 5731

Место, где учат играть взрослых

Фото: Место, где учат играть взрослых 1

В Кемерове начала работу семейная гостиная – место, где специалисты готовы безвозмездно заниматься с детьми, которых в обществе принято называть особыми. Но педагоги рады работать и с обыкновенными детьми. Главное условие занятий – родитель должен играть вместе со своим ребенком.

Проект "Семейные гостиные" – детище руководителя некоммерческой организации "Служба лечебной педагогики" Марии Головиной. Педагог-дефектолог ранее уже занималась подобной работой на базе специализированного детского сада, но потом была вынуждена взять тайм-аут. Теперь Мария создает пространство, которое могут посещать дети и с обычным развитием, и с замедленным. Помещения под эти цели согласились предоставить библиотеки. Так, в столице Кузбасса семейная гостиная заработала 28 апреля в библиотеке имени Игоря Киселева, а днем ранее состоялось открытие гостиной в Топках.

Сказка о колобке

В 10.00 в одном из залов кемеровской библиотеки впервые заработала семейная гостиная. Помимо Марии Головиной, на открытие клуба пришли двое дошколят с родителями, одна сиротка-первоклассница и несколько старшеклассников-волонтеров, тоже сирот. По словам Марии, она хотела привлечь к волонтерской работе именно детей-сирот в работу волонтерами, чтобы они могли видеть нормальные детско-родительские отношения.

Сначала пришедшие на занятие дети Арсений, Эдик и Полина изучали новое пространство, разглядывали и трогали игрушки. Затем они, усаженные за стол, водили кисточками с краской по мокрым листам, рисуя море и песок. Арсения, которого рисование не заинтересовало, решили немного покачать. Для этого Мария и папа мальчика соорудили гамак из одеяла и, взявшись за края, раскачивали и подкидывали ребенка.

Место, где учат играть взрослых 5

После игры в аэропорт с машинками и самолетиками детям провели хороводную игру, во время которой один из участников садится в центр и накрывается платком, а остальные, запевая песню, окружают сидящего и гладят его по голове. По словам специалиста, это позволяет детям почувствовать себя любимыми и защищенными.

Напоследок, когда дети уже попрактиковались в просеивании крупы и переливании воды, Мария при помощи деревянных игрушек показала сказку о колобке, во время которой ребята включались в сюжет, играя за одного из героев.

Место, где учат играть взрослых 7

Во время всего занятия педагог общалась с родителями и рассказывала об особенностях их детей, о том, как помочь ребенку справится с его проблемами, как с ним нужно общаться и играть.

"Мне понравилось здесь. То, что мы увидели, услышали, будем дома применять, – рассказывает Екатерина, мама Эдика. – Мы ходили в школу развития, там ребенок индивидуально занимался, его забирали, и я не знала, как с ним занимались".

Место, где учат играть взрослых 9

Место, где учат играть взрослых 11

Семейная гостиная – это место, куда может придти родитель с ребенком и получить консультацию. Ребенок выбирает игровую нишу, родитель его сопровождает в этой игре, а специалист помогает родителю.

"Родитель тоже должен учиться играть, потому что он этого делать не умеет, он не понимает, как ребенок должен играть в этом возрасте, – объясняет Мария Головина. – Задача этих гостиных в том, чтобы показать родителю и рассказать, что в этом возрасте актуально для ребенка, что у него получается хорошо, а что – нет".

"Садик для дураков"

Пять лет Мария Головина руководила семейным клубом "Зеленый домик", который работал на базе специализированного детского сада №49. Туда приходили дети с особым развитием и домашние дети, нуждающиеся в социализации. Педагог-дефектолог работала в свои выходные. Зеленый домик принимал любых детей, часто к Марии направляли детей на консультацию из других учреждений.

Место, где учат играть взрослых 13

Детский сад №49 имел печальный статус, его называли детским садом для дураков. Многие нуждались в этом учреждении, но не шли туда из-за такого отношения. Но те родители и дети, которые посещали "Зеленый домик", до сих пор с теплотой вспоминают то время.

"Хорошее было время. Дети всегда дружно играли между собой, находили общий язык, в независимости от того, обычные или необычные дети. Почему мы ходили? Потому, что, во-первых, нравилось ребенку там играть и общаться, – вспоминает Оксана Волобоева, которая посещала "Зеленый домик" со своей дочерью, не имеющей отклонений в развитие. – Клуб дал мне меня опыт общения с собственный ребенком: построение отношений, разграничение личностей – ребенок и я. А для ребенка это был опыт игры, общения со сверстниками. Сейчас дочери уже 10 лет. Когда она вспоминает "Зеленый домик", говорит: если бы он существовал, то она пошла бы туда помощницей".

Место, где учат играть взрослых 15

По словам Светланы Динисовой, которая посещала семейный клуб с особым ребенком, детей с особенностями развития, трудностями в общении, психологическими проблемами немало, работа с ними требует нестандартного мышления и большой доброты. В государственных учреждениях ко всему подходят формально, поэтому их работа малоэффективна. Кроме того, подобных муниципальных клубов женщина не встречала.

"Дети с особенностями развития требуют нестандартного подхода к обучению. Государственные учреждения, в том числе и специализированные, его не обеспечивают. Пока что все направлено на изоляцию наших детей от общества. Творческие и спортивные школы тоже их не берут", – рассказывает Светлана. – Для моего ребенка была очень важна помощь в общении, в том, чтобы научиться выражать себя и обрести уверенность в себе. Посещая клуб, он нашел друзей. "Зеленый домик" – это возможность получать индивидуальные консультации от специалиста, возможность лучше узнать своего ребенка".

Место, где учат играть взрослых 17

Не такой как все

Как отмечают члены кузбасской некоммерческой организации "Служба лечебной педагогики", нередко родители особых детей говорят, что их ребенка выгоняют из детского сада из-за того, что его поведение не соответствует требованиям. Однако родитель имеет право потребовать от заведующей детским садом создания особых условий для ребенка, привлечения специалистов. Бывает, что родители обычных детей против того, что с ними в группе находиться ребенок с нарушенным развитием, с ограниченными возможностями. Сегодня общество не совсем готово к принятию особых детей. Проблемой для самих родителей является смирение с мыслю, что их ребенок не такой как все.

Место, где учат играть взрослых 19

"Я работаю с трехлетним ребенком, у него аутичное поведение. Столкнулась с проблемой, что ребенка на улицу не выводили. Родители боялись его поведения, реакций окружающих. Приходилось учить родителей, как вести себя. Мы это все переживали вместе: мы ходили в торговые центры, на детские площадки и даже ходили в кинотеатр смотреть мультики", – рассказывает Ольга, член "Службы лечебной педагогики".

Место, где учат играть взрослых 21

По словам Ольги, матерям, которые сутками сидят дома с "тяжелыми" детьми и никуда не могут выйти, приходится психологически очень нелегко. Такое место, как "Зеленый домик" или пришедшая ему на смену "Семейная гостиная" дает родителям возможность увидеть, что они не одни такие, что есть еще люди. В таких клубах люди начинают свободно общаться, дружить. Кроме того, ребенок, который не посещает детский сад, может найти друзей.

"После посещения "Зеленого домика" мы в детский сад смогли пойти. Поняли, что мы не одни, что нас много и есть люди, которые помогают и готовы помочь", – говорит Юлия, бывшая посетительница семейного клуба.

Место, где учат играть взрослых 23

Проект "Семейных гостиных" в конце апреля вошел в тройку победителей регионального этапа конкурса социальных предпринимателей "Шаг навстречу переменам" шведского фонда Reach for Change. Если Мария победит на российском уровне, то получит от фонда финансирование, наставническую поддержку и помощь в продвижении проекта.

Место, где учат играть взрослых 25

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика