gazeta.a42.ru
21 октября 2014 в 16:42
  • 8306

Оттолкнуться от дна

Фото: Оттолкнуться от дна 1

– Мы без веских причин в поселении никому не отказываем. Это все люди, разве мы не понимаем? И у каждого своя история, свои проблемы. Стараемся помочь. Иногда получается. Но сложно это, очень сложно!

Юрий Шевчук, директор кемеровского "Центра социальной адаптации населения", ведет корреспондентов "Газеты Кемерова" по длинным коридорам своего учреждения. Центр – это два двухэтажных здания, соединенных крытым переходом, на улице Предзаводской в Заводском районе города. И в этих зданиях живут люди, предыдущее "место жительства" которых – улица, свалка, холодный и темный подъезд, лавка на вокзале.

 

Те, кто плывет по течению

 

Случай с лишившимся дома инвалидом Александром Забоевым, который жил на остановке и которому врачи "скорой" вроде бы отказали в медицинской помощи, в очередной раз поднял вопрос – где искать поддержки человеку, опустившемуся на самое дно? С Александром сейчас все в порядке – после того, как "Газета Кемерова" описала его ситуацию, нашлись неравнодушные люди, приютили бездомного калеку. Но всем понятно – случай это не единичный. Так что же делать?

Комплексная работа по оказанию социальной помощи гражданам, оказавшимся без жилья, проводится в городе Кемерово на базе "Центра социальной адаптации населения". Там предоставят питание и временное проживание, окажут первую доврачебную и психологическую помощь, посодействуют, если необходимо, в восстановлении документов. Также обеспечат в Центре уход  и тем, кто полностью или частично утратил способность к передвижению и самообслуживанию, – разъяснили "Газете Кемерова" в городской администрации.

Оттолкнуться от дна 5

Оттолкнуться от дна 7Оттолкнуться от дна 9

Итак, Центр социальной адаптации – то место, куда и следует обращаться самим бездомным или тем, кто решил им помочь. И, по словам Юрия Шевчука, в обращениях нет недостатка – выездная бригада Центра без дела не сидит, постоянно принимает звонки и курсирует по городу, "подбирая" бездомных. Плюс, совместно с полицией, устраивает регулярные "профилактические" рейды, инспектируя вокзалы и подъезды, проверяя известные "злачные" места. Ну и городскую свалку, конечно, где бездомных тоже хватает.

Но забрать человека мы можем только добровольно, если он сам захочет к нам пойти. А дело в том, что хотят далеко не все. У человека меняется психика, он, страшно сказать, доволен своим положением, ничего не желает менять, "плывет по течению". Вернуть таких к нормальной жизни – задача тяжелейшая, если вообще возможная, – говорит директор Центра.

 

Место, где пережидают холода

 

 – Бродяги довольно часто на выездах попадаются. Понятно, что случаи там разные бывают, иногда сильно запущенные. Но летом, например, они в "больничку" редко хотят, даже если есть все основания для госпитализации. Осенью и зимой чаще – возможность переждать холода. В сильные морозы, конечно, много обмороженных подбираем, дело до ампутаций потом доходит, – рассказывает Вадим, санитар кемеровской скорой помощи.

Оттолкнуться от дна 11

Юрий Шевчук подтверждает – "сезонность" действительно имеет место, и зимой в Центре социальной адаптации куда больше народа, чем летом. Сейчас, осенью, на Предзаводской живут 95 человек. Цифра это средняя – бывает больше, бывает меньше. Какой-то единый срок проживания назвать трудно – в зависимости от обстоятельств, человек может оставаться здесь от нескольких дней до многих месяцев. Персонал Центра – это 50 человек, включая административных работников, врачей, поваров, уборщиц.

 

"Мертвые души" и отобранные квартиры

 

Естественно, что оставаться на дне хотят далеко не все бездомные, многие мечтают от дна оттолкнуться и вернуться к той самой, иногда уже позабытой, нормальной жизни. Вот обитатель Центра по имени Геннадий, ему уже за пятьдесят. По его словам, был "человек как человек", работал на "Азоте", имел квартиру. А потом "киданули" при обмене, оказался на улице. В доме на Предзаводской улице Геннадий живет два месяца, но это не первый его приход сюда – пару лет назад уже был здесь "постояльцем". Но тогда вернуться к жизни не получилось – запил, а за это из Центра выселяют.

Оттолкнуться от дна 13

Жил то здесь, то там. В заброшенной бане ночевал в частном секторе, у приятеля в общаге. Выпивал, было дело. Но теперь все – не пью совсем и в суд хожу, есть шанс квартиру вернуть. Скоро следующее заседание, посмотрим, что будет.

Геннадий хоть и без квартиры, но пенсию получает, все документы целы. А есть среди тех, кто получает приют и помощь в Центре такие, у кого нет вообще ничего "за душой", кто на бумаге иногда и вовсе не существует.

Был случай, попал к нам человек, который попросту числился мертвым. Вполне официально – был документ, что похоронили его, закопали. Настоящие "мертвые души"! Родная сестра "постаралась" – бывает и такое, к сожалению. Очевидно, не хотела делиться жилплощадью. В общем, вернули его к жизни, выправили все бумаги. Но процесс это был сложный, много времени ушло, – говорит Юрий Шевчук.

 

"Люди у нас находили друг друга"

 

В среднем, на то, чтобы вернуть человеку все документы и обеспечить хоть какой-то работой и временным жильем, требуется год-полтора. Часто все это время бездомный живет в Центре, где есть три жилых отделения. Первое из них – социального ухода, на 15 койко-мест, для самых "тяжелых" постояльцев. Это инвалиды, старики, которые еле ходят и самостоятельно о себе позаботиться не могут. Глядя на них, даже и не понимаешь – как они могли выживать на улице, где и молодому-то несладко? Впрочем, присутствия духа многие из них не потеряли.

Очень приятно, меня Владимир зовут. Здесь нормально, всем доволен. Соседи хорошие, кормят тоже хорошо. Вон, печенья мне принесли. Правда, курева не хватает, а я это дело люблю. Мне проще не кушать, чем не курить, – смеется один из самых пожилых обитателей Центра.

Оттолкнуться от дна 15

Для таких, как Владимир, Центр – это почти наверняка "перевалочный пункт" на пути в областной Дом-интернат для престарелых и инвалидов. Там он и останется на постоянное место жительство. Но вообще пути у жителей дома на Предзаводской могут быть разными – кто-то уже и работу себе нашел, есть небольшой, но стабильный заработок, есть возможность озаботиться поисками жилья. Такие люди либо занимают койки во втором жилом отделении, социальном общежитии на 60 мест, либо заселяются в социальную гостиницу на 45 мест – очень "бюджетную" в смысле оплаты, но вполне чистую и уютную.

Поток у нас большой – люди приходят, уходят. Просто на улицу стараемся никого не отпускать – либо оформляем место в доме-интернате, либо "доводим" до работы и жилья, либо еще как-то. Иной раз родственники забирают, но так бывает не слишком часто. А бывали даже случаи, когда люди у нас находили друг друга. Несколько лет назад парень-инвалид встретился тут с девушкой. Нашли жилье, поженились. Жаль вот только недолго прожили – муж сильно болел, а потом умер. Хороший парень был, жизнерадостный, работящий, – вспоминает Юрий Шевчук.

 

Алкоголь, туберкулез и сифилис

 

Большинство тех, кто обращается за помощью в Центр – это люди не слишком молодые и крепким здоровьем не обладающие. Все поступающие первым делом проходят медицинскую проверку, включающую флюорографию и анализ крови – с такими болезнями, как туберкулез или сифилис, в Центр не заселяют, а отправляют в больницу на лечение. Впрочем, как говорят местные врачи, эпидемий заразных болезней среди кемеровских бездомных нет – скажем, людей с тем же туберкулезом доставляют не слишком часто. Зато заболеваний, связанных с неумеренным употреблением алкоголя очень много – хроническое поражение внутренних органов, последствия отравления суррогатами и тому подобное. В общем, алкоголизмом среди обитателей Центра никого не удивишь. Правда, с теми, кто пить продолжает, разговор короткий – как уже было сказано, их выселяют.

Оттолкнуться от дна 17Оттолкнуться от дна 19

Оттолкнуться от дна 21Оттолкнуться от дна 23

А вот у 20-летнего Жени Тимошенко никаких проблем с алкоголем не было отродясь. И попал он в Центр не с улицы – жил в доме-интернате, учился в профучилище. Евгений сирота, да вдобавок инвалид по психическому заболеванию – нуждается в помощи и поддержке. Сейчас, по его словам, он ищет работу, а сотрудники Центра ему в этом помогают. Заодно и подыскивают жилье – решение этой проблемы тоже не за горами.

Поговорив с Женей, корреспонденты "Газеты Кемерова" выходят на улицу. Октябрь перевалил за середину, потихоньку "заворачивает" мороз. На крыльце Центра безногий дедушка закуривает сигарету и здоровается с выходящим из здания парнем, который быстрым шагом сворачивает за угол.  Он, как говорят, нашел работу, туда и идет. С видом человека, который уже оттолкнулся от дна.

 

По вопросам оказания помощи бездомным, инвалидам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, кемеровчане могут обратиться в Центр социальной адаптации населения по телефонам: 57-00-26 (отделение срочной помощи) и 57-04-34 (приемная директора Центра).

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика