У каждого города есть свое лицо, и создает его, в том числе, архитектура. Когда ежедневно видишь те или иные здания, перестаешь воспринимать их как что-то грандиозное или скрывающее интересные истории: все притирается и становится привычным. Если же попробовать взглянуть на Кемерово свежим, «незамыленным» взглядом, станет понятно: город хранит в себе много удивительного.
Вместе с нами по кемеровским улицам прогуливаются эксперты – люди, которые знают о городе чуть больше, чем обычные жители. На этот раз корреспонденты «Газеты Кемерова» отправились разглядывать здания с необычной архитектурой и историей. Если вы тоже хотите открыть для себя родной город с новой стороны, присоединяйтесь к нашей виртуальной прогулке!
Соборная мечеть «Мунира»
Это колоритное здание притягивает взгляд: огромный золотисто-зеленый купол, белоснежные стены, две стремящиеся ввысь башенки. Сюда приходят пообщаться с богом мусульмане, которых в нашем городе не так уж мало.
«Согласно первоначальному плану, здесь еще должно быть два минарета. Мы, если честно, сомневаемся, нужно ли их вообще достраивать. Ведь иногда лучше перенаправить средства на какие-то благие цели – например, помощь кому-то, чем тратить их на строительство», – рассказывает настоятель мечети Рубин хазрат Муниров.
Самые первые камни этой мечети закладывались еще в 1998 году, а открылась она только в 2008-м.
Мечеть «Мунира» – очень интересная и своеобразная, не похожая на другие. Она скомпонована из разных стилей и не привязана ни к одному из них. Арка на входе – среднеазиатская, минареты – тюркские, а купол выполнен в персидском стиле.
«Такого здания по композиционному убранству я больше не видел, хотя довелось побывать во множестве разных мечетей», – добавляет настоятель.
Масштабы храма впечатляют – когда переступаешь порог, открывается огромное пространство, от которого буквально захватывает дух. Подняв голову, можно увидеть высокий потолок, похожий на звездное небо. При этом здесь нет ничего лишнего – никакого нагромождения элементов или вычурности.
«Мы не хотим излишеств во внутреннем убранстве нашей мечети, так как они могут отвлекать посетителей от молитв. Совсем нежелательно, чтобы пришедшие вместо общения с богом рассматривали причудливые орнаменты, думая, что они могут означать. Ведь каждый узор, в любом случае, несет определенную смысловую нагрузку», – говорит Рубин Муниров.
Единственное украшение мечети «Мунира» на данный момент – это минбар (кафедра или трибуна в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь – прим. автора). Его делал один из прихожан – дедушка, который занимается резьбой по дереву. Трудился он над ним около полугода, каждый день приходя в мастерскую. По словам настоятеля мечети, изображение именно их минбара он часто видит во многих СМИ, рассказывающих о мусульманстве.
Кемеровский областной театр драмы имени Луначарского
Ну кто его не знает – к Драмтеатру приезжают сделать яркие кадры молодожены и выпускники, здесь мы часто собираемся теплыми летними вечерами, чтобы полюбоваться фонтаном, сюда же приводим гостей города, чтобы они получили полное представление о нем. Да и вообще, «драма» уже стала неким символом Кемерова – узнаваемым и, без сомнения, привлекательным.
У здания областного Театра драмы ярко выраженные стилевые признаки позднего сталинского ампира, его еще называют – советский неоклассицизм.
«Оно обладает архитектурно-планировочными и художественными качествами, характерными для застройки центра города в послевоенный период. Это было одно из последних зданий, созданных в этом стиле», – говорит член Союза архитекторов России Юрий Зюзьков.
Верхняя часть фронтона украшена барельефной композицией с гербом в центре, двумя сидящими фигурами муз и театральной атрибутикой, колонны при входе придают зданию монументальность и величие.
Главпочтамт
Почтамт начали строить в 50-х годах XX века, а в 1957-м строительство уже закончили. Автором проекта стал Леонид Моисеенко. Он – уроженец Красноярского края, окончил в Петербурге архитектурный факультет строительного института. Проектировал не только Главпочтамт, но и здание городской администрации и целый ряд сооружений на площади Пушкина.
«Это было время, когда возникший в 20-х годах конструктивизм стал постепенно переходить в постклассицизм. В Главпочтамте можно заметить некие переходные архитектурные стилевые направления, смесь конструктивизма и постклассики», – говорит Юрий Зюзьков.
К слову, когда башня здания Главпочтамта только начала строиться, вышло постановление правительства страны «Об излишествах проектирования и строительстве». Все башни стали убирать, в том числе порекомендовали ликвидировать и этот элемент Главпочтамта. Но руководитель областной строительной организации, Виктор Уральский, взял на себя всю ответственность и сказал достроить башню до конца. Собственно, строительство успешно завершили, и башенка до сих пор украшает Главпочтамт.
Деревянный дом, принадлежавший семье Губкиных
Это небольшое деревянное здание считается памятником архитектуры регионального значения и относится ко второй половине XIX века. Его приплавили по Томи в Щегловск из Салтымакова, это был подарок от богатого родственника, дяди-купца, молодой семье Павла Губкина. 100 лет назад дом Губкиных красовался на просторе с видом на Томь. Смотрелся как добротный сибирский дом. А в мае 1998 года на доме появилась доска, удостоверяющая, что это здание — памятник истории.
«В Кемерове очень мало деревянных зданий, ценных с точки зрения архитектуры и культурного наследия. Этот дом в хорошем состоянии, хотя его возраст почти в два раза превышает официальный возраст самого Кемерова», – говорит архитектор Юрий Зюзьков.
Через династию Губкиных можно проследить всю извилистую историю нашей страны: крепостные, чалдонские крестьяне, разбогатевшие купцы, плотогоны, участники Ленских событий, красные партизаны, участники Великой Отечественной войны. Из этого рода вышел Герой Социалистического Труда Алексей Исаевич Губкин.
Музей-заповедник «Красная горка»
«Красная горка» давно стала одним из любимых мест досуга кемеровчан и гостей областной столицы: здесь красиво и по-настоящему атмосферно. В музее хранятся важные вехи истории нашего края, поэтому без преувеличения можно сказать, что «Красная горка» – кладезь историко-культурного наследия города.
Жилой дом управляющего Кемеровским рудником построен еще в 1916–1917 годах акционерным обществом Копикуз. Здание было первым каменным сооружением на правом берегу. Построено оно из песчаника, или как в то время говорили – «из дикого камня». Долгое время его так и называли – «Каменный дом». Кстати, в 2016 году дому исполняется уже целых сто лет.
На фото: дом в 1924 году
Сегодня здание музея включено в список памятников архитектуры и градостроительства регионального значения.
Детская школа искусств №50
Школа искусств в Кировском районе Кемерова стала частью проекта «Артпром», направленного на популяризацию актуального искусства и создание в городе арт-объектов. В 2009 году к работе над фасадом приступили питерские художники, участники творческого сообщества «33+1» Юлия Августинович и Павел Шугуров. В результате на здании появилась необычная, привлекающая внимание роспись, которая кардинально изменила эстетику места.
«Здание школы искусств для проекта нам предложили в администрации города – у него было хорошее состояние фасада, а это важно, чтобы роспись жила долго. Нас оно устроило в плане географии. Оно стоит сразу на двух улицах: 40 лет Октября и Инициативной. Как бы соединяет два мира: пусть старого, но уютного центра Кировского с ничем не примечательной окраиной», – рассказала куратор проекта Елена Митрофанова.
Эскизы были придуманы и согласованы заранее. Кроме того, проект росписи представили жителям и ученикам школы для обсуждения. Так, предварительно заклеенный бумажкой портрет Монро, например, тоже получил жизнь, потому что дети листочек отклеили и сказали: «Красивая тетя, пусть будет».
«Сама идея проекта возникла после того, как я познакомилась с художником Пашей Шугуровым и восхитилась тем, что они делают в Питере. Села, подумала и поняла, что Кировский район – идеальное место. И не потому что там, скажем, унылые здания – напротив, центр Кировского трудно назвать унылым. А потому что район практически умирает. Искусство же способно оживлять замершие территории», – добавляет Елена Митрофанова.
Привнести красок и жизни на обычные серые здания действительно удалось: детская школа искусств стала узнаваемой и из обычного здания превратилась в один из первых арт-объектов в пространстве города.
Дворец труда
Дворец труда начали проектировать в 1927 году. Проект знаменитого сибирского зодчего Андрея Крячкова выиграл конкурс и стал воплощаться в жизнь. Во время войны здесь был завод, на котором делали гильзы.
«Если вы зайдете во Дворец труда сейчас, увидите красивый пол из керамической плитки. А тогда покрытие было асфальтовое. Есть сведения, что туда помещались около 1000 человек. Сейчас, как мы знаем, он рассчитан лишь на 400 гостей. Почему же так получилось, куда делись еще 600 мест? Оказывается, раньше люди смотрели представления стоя, если им не хватало сидячих мест! Такая вот была тяга к культурному досугу», – рассказывает архитектор Юрий Зюзьков.
Стройку тогда, в далеком 1927-м, объявили народной – бригаде каменщиков помогали комсомольцы и жители города. Уже 6 ноября того же года здание было торжественно открыто, хотя работы в нем продолжались вплоть до января 1928-го.
Андрей Крячков проектировал и строил очень много: больше сотни зданий в Новосибирске, Томске, Омске, Иркутске, Красноярске, Благовещенске и других городах. Причем работал Андрей в разных стилях: неоклассицизм и сталинский ампир, модерн и конструктивизм, эклектика и «русский стиль».
Кемеровский Дворец труда ознаменовал в его творчестве переход от модерна к рационализму. Характерный облик зданию придают асимметрия фасада: одна из лестничных клеток по краям центральной части гораздо выше другой. Комбинация светлых оштукатуренных поясков и лопаток с темными простенками из бутового камня имитирует характерное для конструктивизма горизонтальное ленточное остекление. При этом центральный вход оформлен скорее в манере модерна: в виде крыльца с двумя «египетскими» колоннами и боковыми пандусами.
Кинотеатр «Москва»
В середине 30-х годов зашла речь о строительстве кинотеатра «Москва». Проект первого кинотеатра звукового кино объединил древнегреческие и римские мотивы с современной отделкой внутренних помещений и двух кинозалов.
Здание ДК «Москва» – это образец архитектуры переходного периода середины 1930-х годов, для него характерны поиски новых средств архитектурной выразительности. Компактный объем здания отличается масштабностью и запоминающимся обликом.
Симметрия, закрытость композиции, использование декоративных элементов – классические принципы, которые видны в архитектурно-художественном решении кинотеатра. Ну а внутренняя планировка здания отличается парадностью. Руководители города долго сомневались: устроить здесь кинотеатр или обычный театр. Поэтому вестибюли на первом и втором этажах сделали очень большими.
Приход Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии Римско-католической церкви
Небольшой, аккуратный и, пожалуй, стильный храм для католиков по праву можно считать яркой достопримечательностью Кемерова.
В храме нам рассказали, что при его строительстве учитывались пожелания священнослужителей и, конечно, определенные каноны: как должен выглядеть костел снаружи и внутри.
«Конечно, если сравнивать наш храм с подобными в других странах, стили немного различаются. В нашем костеле есть и готическая, и современная традиции. На мой взгляд, он отлично вписывается в архитектуру города, смотрится в нем гармонично и обогащает ее. Любое здание для молитв должно выделяться. Костел – очень красивое, необычное здание», – рассказывает отец Анджей, настоятель прихода.
После долгого процесса выделения земли под строительство и согласования документов в 2006 году началось строительство кемеровского католического храма. А 27 сентября 2009 года построенный храм торжественно освятил во имя Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии епископ Иосиф Верт.