gazeta.a42.ru
28 августа 2015 в 16:00
  • 5248

Стипендиат Евросоюза

Фото: Стипендиат Евросоюза 1

23-летний инженер, аспирант и преподаватель КузГТУ Иван Королев из Киселевска год назад прошел конкурс на стипендию Евросоюза в размере 48 тысяч евро. За два года он должен пройти обучение в вузах Бельгии, Франции и Швеции. После трех семестров теории — практика и защита дипломной работы. В преддверии нового учебного года узнали у Ивана, чем отличается европейская система подготовки будущих специалистов от нашей, почему удобнее изучать предметы модулями и как европейцы относятся к приезжим из России.

 

С Ваней я знакома со школы, где он начал учиться с пяти лет. В нашем классе его называли вундеркиндом: схватывал все на лету и всегда рассуждал очень обстоятельно и глубоко. Невысокого роста, светловолосый, с большими карими глазами. Казалось, этот светлый человек от природы открыт миру и с легкостью впитывает всю информацию, как губка. Признаюсь, Королев надолго стал для меня идеалом среди моих ровесников противоположного пола.

После школы мы практически не общались. Ваня выбрал техническую специальность и поступил в КузГТУ. Прошло больше пяти лет. Каков был мой восторг, когда, будучи в отпуске, в родной ленте «Газеты Кемерова» я увидела новость о том, что аспирант Иван Королев получил стипендию Евросоюза и уезжает учиться в Европу. И вот, спустя год жизни за рубежом, я беру у своего одноклассника интервью.

— Зарубежными стажировками я стал интересоваться с первого курса, — рассказывает Иван предысторию. — Наш преподаватель английского языка Елена Разумовская какое-то время жила за границей, поэтому советовала нам различные программы. На первом же курсе с ее подачи я отправил заявку на двухлетнюю стажировку в Америку и не прошел.

— Расстроился?

— Не скажу, что расстроился. Скорее, был к этому готов. Запал остался, помогла поддержка Елены Владимировны. Но, честно сказать, после третьего раза желание несколько пропало.

— То есть каждый год ты эту идею не оставлял?

— Да, так и было. Однажды пригласили в Москву пройти очное собеседование, но мои родители на тот момент решили меня не отпускать. Сказали: долго и дорого. На следующий год уже и приглашение не пришло. Я увлекся научной работой. Желание учиться за рубежом отошло на второй план. На пятом курсе еще была попытка, но там один из французских вузов предложил пройти обучение платно — за 8000 евро. Это потом, уже поступив аспирантуру, я самостоятельно узнал о программе Евросоюза в области переработки минерального сырья — мне эта программа подходила идеально, поскольку я получил диплом по специальности обогащения полезных ископаемых.

Стипендиат Евросоюза 5

— С каким багажом знаний уезжал?

— Полтора года я работал в проектном институте. Мы с коллегами производили расчеты для восстановления обогатительного модуля одной из кузбасских угледобывающих компаний. Это была моя дипломная работа. После защиты меня приняли на работу в должности инженера. И буквально перед моим отъездом готовый проект по реставрации модуля отправили на экспертизу в Ростехнадзор. В январе, уже будучи во Франции, стал получать от коллег фотографии строительства объекта. Они меня реально вдохновили!

Когда работаешь над макетом, у тебя — цифры, чертежи. Еще непонятно будет ли это построено, будет ли сделано так, как ты этого хочешь. У заказчиков может быть и свое видение. Но когда я увидел результат своей работы наяву, меня это очень сильно вдохновило. Я понял, что свое место нашел.

До отъезда год работал преподавателем. Мы с моим научным руководителем договорились, что диссертацию под рабочим названием «Моделирование и оптимизация процессов обогащения каменных углей» я продолжу. Правда, времени свободного практически нет. Но раз дал обещание, я стараюсь выполнять. Пишу иногда статьи для российских журналов, ведь тема востребованная, так как регион у нас угольный.

Стипендиат Евросоюза 7

— Какие у тебя были переживания в связи с отъездом год назад?

— Пожалуй, страшно стало, когда я сел в самолет. До этого момента было интересно, весело, было ощущение нереальности происходящего. Это моя первая поездка за границу. Прилетел в Брюссель, забрал багаж, выхожу... А по-русски никто и не разговаривает. Вот это было так немного пугающе. Потом чуть остановку свою на поезде не проехал. Люди отзывчивые встречались. Все объясняли.

— Когда исчезло ощущение нереальности?

— Когда добрался до общежития и все свои чемоданы бросил на пол.

— Расскажи подробнее об учебе. Кто с тобой учится?

— В моей группе 16 человек из разных уголков мира. Среди нас — геологи, горные инженеры, инженеры по переработке в возрасте от 22 до 29 лет. Поэтому в процессе подготовки домашних заданий и лабораторных работ все дружно помогаем друг другу. Между студентами происходит такой хороший обмен опытом! К нам иногда присоединяются студенты местные. У них есть выбор: учиться на родном языке или с нами на английском. Честно сказать, не так много местных выбирают наш вариант. В позапрошлом семестре в группе от них было шесть человек.

— За год ты прошел обучение в двух вузах. Какие есть особенности в европейской системе подготовки специалистов?

— Все-таки большое внимание здесь уделяется самостоятельной работе. Пожалуй, главное отличие от наших лекций в том, что практически нет материала под запись. У нас: 1,5 часа, не отрываясь и не понимая зачем, ты пишешь непонятные термины в тетрадь. Здесь: у преподавателей подготовлены на каждую лекцию презентации. При этом они доступны заранее на сайте университета. При необходимости ты можешь прочитать несколько лекций вперед.

Стипендиат Евросоюза 9

— Получается, нет необходимости их переписывать?

— Да. Это большое отличие. Любят также преподаватели на лекциях вопросы и дискуссии. Они даже стараются нас на это раскручивать, потому что у каждого из нас разный теоретический и практический опыт, разный уровень образования. На экзамене приветствуется, если ты отвечаешь на вопрос и приводишь какие-то примеры практического применения из жизни. При этом все, что тебе нужно для ответа, есть в презентации. То есть работа профессора сводится к тому, чтобы доступно объяснить материал и удостовериться, что все это поняли и смогут объяснить и применить на практике.

У нас, например, в России для лабораторных работ есть методички, в которых шаг за шагом все изложено — с какой полки и какую пробирку взять, с чем смешать, что произойдет и так далее. Здесь же нам предварительно провели небольшую экскурсию по лаборатории, поставили задачу: «Ребята, вот вам исходный материал. От вас ждем схему его переработки. Для этого вы можете сделать то-то и то-то. Все, что найдете, используйте. Главное потом на место приберите». И все на этом. Не было тотального контроля преподавателей. Главное — получи результат и попробуй описать, что у тебя получилось и почему. То есть нужно делать интерпретацию, а не подгонять решение под ответ. Не получилось хорошего результата? Найди причины.

Стипендиат Евросоюза 11

г. Брюгге в Бельгии

— Как построены занятия? Большая нагрузка?

— Повторюсь, очень большой объем самостоятельной работы. В частности, письменной. Например, прошел у нас предмет по моделированию месторождений. В течение двух недель перед нами выступали три профессора. Каждый из них читал лекции по определенному аспекту моделирования. Затем каждый профессор попросил написать отчет о том, что мы из его лекций вынесли. То есть вместо экзаменов садишься и описываешь, что ты делал на его занятиях, какие ты для этого использовал программы, какие свои знания применял. Получилось пять отчетов с построением геологической карты. За три недели это сделать было очень сложно. Тут уже не курсовую писать с сентября по май.

— Получается, что твоя эффективность зависит от того, как ты распоряжаешься своим временем, правильно?

— Зависит от университета. В Бельгии, например, занятия построены так же, как у нас. Лекция по 1,5 часа, а в конце семестра — сессия. Во Франции принцип построения расписания немного другой: предметы даются модулями. Каждый модуль: 1-2 недели, то есть с понедельника по пятницу с 09.00 до 17.00 у тебя идет один и тот же предмет. В конце модуля сразу сдается либо экзамен, либо пишется отчет на заданную тему. Так даже легче усваивать на свежую голову следующий модуль. Ты избавляешь себя от каши в голове, которая бывает обычно во время сессии с шестью экзаменами и 15-ю зачетами.

Стипендиат Евросоюза 13

Стипендиат Евросоюза 15

г. Гент в Бельгии

 — Иван, паниковал ли во время первой сессии?

— В начале года сдавали экзамен по геологии месторождений полезных ископаемых. Уровень моих знаний по геологии немного не дотягивал до нужного. Приходилось очень много читать литературы на русском языке. Потом естественно сидел и сравнивал русский вариант с английской версией. Первый экзамен проходил в достаточно стрессовой ситуации.

Кстати, здесь предпочитают экзамены принимать в письменном виде. Если в нашем университете ты знаешь свою оценку сразу, то тут приходится еще три недели переживать: «сдал я или не сдал». Зачетки, кстати, в электронном виде. Ведется электронное досье на каждого студента. Проходной балл — 10 из 20. Местные студенты нам сказали, что это большая редкость набрать сразу 20 баллов. В лучшем случае на курсе хотя бы один человек один раз получит 20 из 20.

Стипендиат Евросоюза 17

Стипендиат Евросоюза 19

— А шпаргалки распространены?

— Нет. За это сразу ноль баллов без права пересдачи. Даже мысли такой ни у кого не возникает.

— Уже известно, где будет проходить преддипломная практика?

— Здесь ограничений нет. Все будет зависеть от того, из каких компаний придут заявки. У нас будет возможность выбрать компанию и страну. По опыту предыдущего набора студентов нас ждет достаточно обширная география: Швеция, Бельгия, Франция, Болгария, Финляндия и даже Мавритания. Африка в плане полезных ископаемых богаче Европы, поэтому многие выпускники с радостью туда едут.

Стипендиат Евросоюза 21

Стипендиат Евросоюза 23

— Ты не исключаешь возможности там остаться после обучения?

— Ой, об этом пока еще очень рано говорить.

— Вы получаете фиксированную стипендию?

— Да, стипендия у нас выделяется Евросоюзом. Это 1000 евро в месяц. Из этих денег мы оплачиваем самостоятельно проживание. На это уходит до 40% стипендии. Но даже с учетом всех остальных расходов — проездных билетов, аренды велосипеда — в принципе на 500 евро вполне комфортно можно прожить месяц, ни в чем себе не отказывая.

Многие спрашивают, а как там цены? Я бы не сказал, что намного дороже. Разница где-то на 10-20%. Но при этом и уровень доходов все-таки выше. Многие стараются закупаться на неделю в гипермаркетах. Европейцы активно пользуются всякими скидками, накопительными и бонусными картами. Все, как у нас.

Стипендиат Евросоюза 25

— Уйдем немного от учебы. Успеваешь ли ты изучать жизнь страны, в которой оказался? Какие там жители?

— С путешествиями было просто в Бельгии. Во-первых, страна маленькая. Во-вторых, было свободное расписание и достаточно хорошее транспортное сообщение по стране. За 2,5 часа можно на поезде проехать всю страну. Приехал в любой город и гуляй себе свободно. Франция страна большая. С путешествиями посложнее. Да и учить приходится очень много. Я бы не сказал, что люди отличаются от нас. Может быть, они более открытые и готовые помочь.

— Если учитывать политическую обстановку в мире, есть ли особое отношение к иностранцам из России?

— Среди студентов и преподавателей нет никакой предвзятости в отношениях к русским. Это все сложившиеся стереотипы. Их надо ломать. То же самое относится и к местным жителям. У меня складывается ощущение, что у нас в стране сильно сгущают краски. Знаешь, если человек способен критически оценивать информацию, которую он получает из СМИ, то в принципе напряженности и предвзятости не будет.

— А ты в себе какие-то изменения почувствовал?

— Не могу сказать, что как-то я изменился сильно. Однако друзья и родные замечают, что я стал больше улыбаться.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика