gazeta.a42.ru
4 августа 2016 в 16:30
  • 3021

Священные земли предков: как научиться жить в современном мире

Фото: Священные земли предков: как научиться жить в современном мире 1

Семейные ценности, альтруизм, чувство собственного достоинства, честь, оказывается, могут испортить жизнь. Люди, обладающие таким набором характеристик, уязвимы, а это ведет к стрессам, пагубным привычкам, болезням и смерти. В лучшем случает они принимают условия игры и растворяются в общей массе.

По мнению руководителя лаборатории этносоциальной и этноэкологической геоинформатики, кандидата исторических наук Владимира Поддубикова, стремительные преобразования в стране не обошли стороной малочисленные этносы. Они с трудом адаптируются к современным условиям жизни. Не в последнюю очередь это касается поиска работы.

 

Любопытные факты

 

В 2015 году кемеровские ученые провели этнопсихологическое исследование среди коренных малочисленных народов юга Западной Сибири – в частности, Кузбасса. Социологи, экономисты, психологи, этнографы Кемеровского госуниверситета изучили комплекс факторов, влияющих на жизненный уклад шорцев, телеутов, кумандинцев и тубалар.

 Священные земли предков: как научиться жить в современном мире 5

В результате выяснились любопытные факты: у тубалар, например, доминируют родственные отношения, а эгоизм полностью отсутствует. У кумандинцев практически не выражено доминирование и агрессия, однако они склонны к эгоцентризму. Телеуты также, как и тубалары, превыше всего ставят семейные ценности – правда, в отличие от них свободолюбивы и склонны к альтруизму. А вот у шорцев преобладают чувства достоинства и чести. Представители малочисленных народов, проживающие на родной территории, сложно адаптируются к городской повседневности. Противоречия между внутренними убеждениями и реальностью приводят к различным зависимостям, болезням. И попытки заставить включиться в социально-экономические отношения «большого» общества грозят разрушением и гибелью этих культур.

«Интеграция малочисленных этносов в социально-экономическое и культурное пространство доминирующего общества – процесс крайне болезненный, скрывающий в себе опасности. В их числе социальная и культурная амнезия и маргинализация», - уверен этнограф.

Полученные данные стали первым шагом к изучению более сложных процессов взаимодействия с малочисленными народами. Сейчас ученые взялись за разработку предложений по урегулированию конфликтов между общинами коренных народов и добывающими компаниями на основе изучения зарубежного опыта.

 

Люди уехали, духи остались

 

Во времена СССР национальная политика не придавала первостепенного значения этнической идентичности советских народов. В 1990-х, когда началась ориентация на евростандарты, правительство разработало и приняло ряд федеральных законов о правах коренных малочисленных народов, организации их общин, о территориях традиционного природопользования.

Получение малыми народами особого правового статуса вызвало волну самоопределения: тут же встали вопросы о сохранении языка, традиционного образа жизни, культуры и традиций. А отечественные этнографы принялись изучать другие аспекты жизни малочисленных народов.

Священные земли предков: как научиться жить в современном мире 7 Священные земли предков: как научиться жить в современном мире 9

«Более ста лет назад Сергей Витте писал о неминуемом исчезновении коренных народов Сибири, - продолжает Владимир Поддубиков. – Однако новейшие исследования показали – никакой катастрофы нет. Наоборот, общая численность населения коренных малочисленных народов России не только сохраняется, но даже растет. Так, по данным переписи 2010 года в нашей стране насчитывалось более 300 тысяч человек, причисляющих себя к коренным малочисленным этносам. Для сравнения, в 1950 году таких было примерно 160 тысяч. Это объясняется сменой этнического самосознания. К примеру, из-за отмены некоторых льгот молодежь перестала видеть смысл в сохранении этнической идентичности. В крупных городах люди стесняются свой национальной принадлежности, стараясь раствориться в общей массе. То есть в физическом смысле вымирания народов не происходит».

По мнению ученого, постепенное разрушение исконной среды обитания, ограничения в сохранении традиционного образа жизни – вот основные вызовы современности. От способности их преодоления зависит судьба коренных малочисленных народов.

Примеры столкновений с цивилизацией есть почти в любом регионе. Кузбасс – не исключение.

Шорский национальный парк - особо охраняемая природная территория федерального значения. Многие виды хозяйственной деятельности здесь попросту запрещены. Население ближайших к парку посёлков из-за этого не может заготавливать дрова или древесину для капитального строительства. Ограничено собирательство дикоросов, сбор кедровых орехов, охота, рыболовство, которые испокон веков составляли основу традиционного образа жизни шорцев. Ситуация непростая. И связано это с несовершенством законодательства. По словам Владимира Поддубикова, руководство парка, органы власти, учёные и объединения шорцев стараются найти золотую середину.

Священные земли предков: как научиться жить в современном мире 11

Существуют конфликты коренных малочисленных народов с добывающими компаниями. Ярким примером служит вынужденная ликвидация старейшего поселения шорцев – посёлка Казас, оказавшегося в зоне деятельности одного из разрезов. Жителям посёлка угольная компания выплатила компенсацию за ущерб, связанный с переселением людей на новые места. Однако утеря связи с родной землей – это ещё и стресс. Люди были озабочены тем, что духи остались на территории разреза. По их убеждению, с помощью шаманов и специальных ритуалов необходимо переселение вслед за народом.

«Возникновение таких конфликтов закономерно. Поэтому важно научиться их своевременно прогнозировать и сглаживать острые углы, - убежден Владимир Поддубиков. – И здесь интересен современный опыт народов Таймыра: долганов, ненцев, нгасанов. Большинство из них до сих пор занимаются оленеводством, охотой, рыболовством. Только заходящие на территории малочисленных народов нефтяные и газодобывающие компании уже на старте своих проектов ведут диалог с местным населением, формулируют программы социального партнерства. Положительный результат дают тренинги с персоналом по корректному взаимодействию с аборигенами».

В отличие от зарубежной практики у нас чаще всего проблемы решают по ходу их возникновения, увеличивая риски развития социальных конфликтов на землях коренных народов. Именно поэтому лаборатория этносоциальной и этноэкологической геоинформатики КемГУ сейчас занята проектом, который позволит изучить мировые практики анализа причин таких конфликтов. К слову, проект получил поддержку Российского гуманитарного научного фонда. Лучшие модели взаимоотношений коренных народов и добывающих компаний будут апробированы одним из угольных предприятий Кузбасса.

 

От нищеты и болезней спасают алмазы

 

В мировой копилке опыта много примеров взаимовыгодного сотрудничества и реального социального партнерства коренного населения и бизнеса.
В середине ХХ века международная алмазодобывающая компания «Де Бирс» (производство сосредоточено в Южной Африке) внедрила стандарт справедливой торговли в основе которой идея добавленной стоимости алмазов. Совершая многомиллионную покупку на аукционе, европейцы приобретают не просто предметы роскоши, а помогают бороться с голодом, нищетой и болезнями африканского населения.

«Иначе говоря, банальная торговля алмазами приобретает ещё и элемент меценатства. Красноречив девиз компании: «Покупая наши алмазы, вы содействуете глобальной борьбе с бедностью». В мировой экономике этот механизм эффективен и даже позволяет увеличить прибыль, не говоря уже об имидже. В России аналогичные примеры мне не известны», - делится Владимир Поддубиков.

Священные земли предков: как научиться жить в современном мире 13

Интересен опыт американской горнодобывающей компании «Ньюмонт» в Индонезии. За пару десятилетий корпорация преодолела открытое сопротивление аборигенов некоторых островов, особенно Самбава, до признания.
При совете директоров создан координационный совет с участием представителей местных общин. Любопытно, что для работников компании, исповедующих ислам, предусмотрены площадки для совершения намаза.

Похожая практика существует в Северной Америке. Там горнорудная компания «Ред Дог Майнинг», арендующая земли инупиатов в США и Канаде, финансирует программы занятости, основанные на традициях народа, а также создают специальные условия труда на предприятиях. Например, инупиатам положен отпуск до 80 дней, чтобы они могли спокойно заниматься традиционным промыслом.

«Это далеко не полный список удачных примеров взаимоотношений коренных народов и добывающих компаний. Некоторые из них могут быть вполне адаптированы к нашим условиям. В частности, политика социального партнерства компаний-недропользователей и аборигенов, лояльные формы трудоустройства коренных жителей и совместное решение самых важных проблем местного развития», - рассуждает учёный.

Сейчас начнутся полевые исследования в местах традиционного проживания коренных малочисленных этносов Кузбасса. Они позволят получить научные данные об этнической идентификации, понять мотивацию в условиях конфликта. После чего исследователи займутся разработкой рекомендаций по развитию социального партнёрства.

Кто знает, может, действительно недра, символизировавшие беду, принесут удачу и счастье коренным малочисленным народам.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика