gazeta.a42.ru
12 апреля 2013 в 17:07
  • 10561

"Золотая" сотня: Пелевина не взяли

Фото: Золотая сотня: Пелевина не взяли 1

Список ста книг для внеклассного чтения школьников, опубликованный Минобрнауки в начале года, вызвал у общественности немало споров. Набор книг не устроил многих родителей и педагогов. "Газета Кемерова" выяснила мнение кемеровчан о достоинствах и недостатках "золотой" сотни. 

Инициатива президента

Перечень нужных для школьников книг начал формироваться по указу президента от 7 мая 2012 года. Этой же весной все регионы страны участвовали в опросе, по результатам которого был сформирован список из 213 книг. Все предложенные авторы и произведения были проанализированы экспертами, в результате чего список урезали до 100 книг.

Открытое обсуждение в Интернете длилось почти полгода. Отметить любимую книгу могли все желающие. Народное голосование выделило тройку лидеров. Возглавил список роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" (1196 голосов), повесть Бориса Васильева "А зори здесь тихие…" набрала 1039 тысяч голосов, и на третьем месте оказался роман Вениамина Каверина "Два капитана" (979 голосов)

Наконец, после бурных дискуссий специалисты остановились на "золотой" сотне книг. После чего 16 января 2013 года Минобрнауки России утвердило список и отправило его во все школы страны.

Несмотря на то что эксперты провели большую скрупулезную работу, окончательные "100 книг" устроили, увы, не всех. Едва список появился на сайте Министерства, как тут же вызвал волну весьма неоднозначных отзывов. Многие нашли список слишком узким, мол, там почти нет современных писателей, мало фантастических и научно-популярных произведений. Другие же, наоборот, усмотрели явный дефицит классиков.

Возращение Николая Островского

При знакомстве со списком "100 рекомендованных для чтения книг" бросается в глаза обилие серьезных исторических произведений, таких, как "Блокадный дневник" Гранина и Адамовича, "Россия. История успеха" Горянина, "Слово о полку Игореве" Лихачева. Много здесь и книг о войне: "В окопах Сталинграда" Некрасова, "А зори здесь тихие…" Васильева, "Повесть о настоящем человеке" Полевого, "Молодая гвардия" Фадеева и другие. Есть в списке и веселые произведения, вроде "Старика Хоттабыча" Лагина, "Приключений Незнайки" Носова, "Волшебника Изумрудного города" Волкова или "Приключений Алисы" Булычева.

Произведения рассчитаны на разный возраст детей, но, тем не менее, многие педагоги отмечают, что список "100 книг" в основном предназначен для чтения старшеклассникам. Произведений для малышей в нем совсем не много: нет, например, "Святочных рассказов" Куприна.

Из положительных моментов – возвращение в список хороших, но позабытых школой произведений, таких, "Как закалялась сталь" Островского.

"Забытое произведение. Очень позитивное, хорошее. Служит примером, хотя там комсомольцы. Вот хорошо, что есть Грин "Алые паруса" и "Бегущая по волнам", что есть Айтматов. Такие авторы должны изучаться, – рассказывает Елена Старченко, преподаватель литературы школы № 52. – В принципе, мне кажется, осталось как есть, но с небольшим добавлением. Все тексты хорошие, замечательные. Это же дополнительное чтение. Такие произведения, как "Хан Батый" Яна – каждому надо знать. Также Тынянова читать необходимо, а Стругацких – интересно".

Книг много, и все они очень разные, как по содержанию, так и по сложности. Перед педагогами стоят серьезные задачи: мотивировать к чтению детей и включить во внеклассную работу родителей.

"Очень рада, что в списке есть такие авторы, как Петрушевская и Приставкин. Его произведение "Ночевала тучка золотая" о войне глазами русского мальчика, современным детям читать очень интересно, – считает Евгения Роот, заведующая детской библиотекой "Инфосфера" . – Вот еще из классных книг – "Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе. Очень хорошее произведение, читать смешно и приятно. Вообще, посоветовала бы для изучения всю серию книг издательства "Самокат", произведение "Улитка в тарелке" Юлии Лавряшиной, все без исключения книги Артура Гиваргизова, Тим Собакин, Сергей Седов, Захар Прилепин, Сергей Лукьяненко и обязательно Даниэль Пеннак - "Собака пес".

"Метро" и "Сталкер" за бортом

Не обошлось и без упущений. Насколько бы ни был обширен список "100 книг", многие достойные произведения в него не вошли.

"Большое упущение, что нет в списке "Уральских рассказов" Бажова, – делится Елена Старченко, преподаватель. – На литературе оно не изучается, но я всегда его рекомендую, и мы с детьми читаем его на уроках. Плохо, что нет Владимира Тендрякова. Например, его повесть "Ночь после выпуска" – была бы интересна и полезна школьникам".

Золотая сотня: Пелевина не взяли 5

Библиотекарю Евгении Роот кажется странным, что многие произведения в списке дублируют школьную программу:

"Я считаю список поспешным. Вообще трудно, конечно, выбрать сто книг из такого многообразия произведений. Также не понятно мне, почему в списке для внеклассного чтения детей только русские авторы. Ведь столько хороших зарубежных классических произведений, которых детям нужно читать. Почему-то Маршака нет, хороший же автор. Вот еще странный момент – некоторые произведения из списка перекликаются со школьной программой. Во многих школах и так проходят "Повесть о настоящем человеке" Полевого, "Гранатовый браслет" Куприна, "Тимур и его команда" Гайдара, того же Лескова и Бажова".

Рядовые преподаватели литературы говорят, что школьники с трудом с обязательной программой справляются. По их мнению, ждать, что дети будут еще и дополнительно читать серьезные книги, не имеет смысла.

"Из года в год, книги, обязательные к изучению в рамках урока, читают единицы, – сетует Марина Суворова, учитель литературы сельской школы. – Какие могут быть беседы о героях произведения или дискуссии? На мой взгляд, необходимо разбавить список более легкими произведениями, чтобы вызвать у детей интерес к чтению. Считаю, что вместо Гамзатова больше подошел бы какой-нибудь современный автор, Пелевин, к примеру. Детям он интересен".

Позицию учителей разделяют многие родители. Достаточно резко по этому поводу высказывается кемеровчанин, отец шестиклассника Антон Уткин:

"Школьная программа и так насыщенная. Ну почему и внеклассное чтение должно становится работой? Да, классические произведения нужно проходить, но мне кажется, что список слишком уж "древний": классические произведения, исторические, про войну и эпос этот непонятный. Как я должен ребенка заставить это читать, если он у меня фантастикой увлекается? И с большим удовольствием прочитает Лукьяненко, а не Паустовского. Они же школьники, а не пенсионеры!"

Мнение Антона разделяют и некоторые работники библиотек. По их наблюдениям, за Паустовским в читальные залы приходят люди в возрасте за 50.

Безусловно, "Повесть о жизни" или "Мещерская сторона" – это отличные произведения. Но интересно ли будет самим детям? Также есть сомнение, осилят ли школьники, к примеру, "Белые одежды" Дудинцева. Произведение сильное, но больно уж замысловат и местами сложен язык у автора.

Золотая сотня: Пелевина не взяли 7

К минусам можно отнести и сам вид списка. Он совершенно не дифференцирован на возрастные группы. Не совсем понятны границы, какая книга какому возрасту подходит.

"На первый взгляд список показался не совсем правильным. Вперемешку все возрасты. Человеку, не относящемуся к библиотечному делу, сложно понять, что и в каком возрасте нужно ребенку читать, – рассуждает Антонина Калмыкова, репетитор русского языка и литературы. – Например, "Блокадная книга" Адамович и Гранина, ее во сколько лет нужно читать? В 10 или в 16? Сумбур, если честно. Вся надежда на преподавателей, что они во всем разберутся".

Явным упущением в списке является отсутствие фантастических и научно-популярных произведений. Хотя, по наблюдениям работников библиотек, среди детей весьма популярны книги из серий "Сталкер" и "Метро". Удивляет и отсутствие современных авторов. Их можно буквально пересчитать по пальцам: Виктория Токарева, Владислав Крапивин, Эдуард Успенский, Анатолий Алексин, братья Стругацкие. Всем этим авторам либо глубоко за 60, либо уже нет в живых. Ни одного молодого писателя в списке нет.

100 книг и 20 часов

Едва список попал в школы, как у родителей появилась к нему масса вопросов. Не означает ли, что ребенок должен прочитать все эти книги к определенному возрасту?

"Мы – читающая семья, и поначалу вся шумиха вокруг этого списка меня не волновала. Но когда его утвердили, ради любопытства глянула, – говорит кемеровчанка Валентина Петренко. – Да, там много достойных авторов, но есть и такие, которые моему ребенку будут неинтересны и непонятны. Они на уроках литературы проходят довольно большое количество произведений. Сын постоянно читает, готовится. А тут еще внеклассная дополнительная нагрузка. Мне хотелось бы, чтобы ребенок читал современные и интересные ему книги – Глуховского, Лукьяненко, например. Почему этих авторов не взяли?"

Между тем преподаватели литературы все как один считают, что чтение не должно быть для школьника развлечением. Так что присутствие во внеклассном чтении классических произведений и этноса учителя считают вполне оправданным. Тем не менее, некоторых педагогов удивляет такое обилие этнического эпоса в списке.

Золотая сотня: Пелевина не взяли 9

Заведующая библиотекой Евгения даже опасается, что по этой причине он будет плохо восприниматься школьниками:

"Повесть временных лет" всегда изучалось в школе, хорошо, что из списка она "не ушла". "Былины и сказки народов России" – также интересная книга. Что касается киргизского эпоса "Манас", карельского "Калевала" и " калмыцкого "Джангара": очень сомневаюсь, что дети сами проявят инициативу читать фольклор. Хотя для развития им, конечно, полезно. Но, по моим наблюдениям, ребятня этнические произведения не больно-то и жалует".

Минобрнауки же спешит успокоить родителей и напомнить учителям, что список не является директивой и носит полностью рекомендательный характер. Какой-то обязательной проверки внеклассное чтение не требует.

"Газета Кемерова" попросила учителя литературы Елену Старченко рассказать, как происходит работа со списком для внеклассного чтения:

"На внеклассные занятия отводится 20 часов в год. Мы заводим читательский дневник перед каникулами, я даю детям рекомендуемую литературу. Они на свой родительский вкус выбирают какую-то книгу и читают. И, как минимум, два хороших произведения мы к концу года прочитываем. Один урок в неделю – классный час (по программе сверху). Поэтому нет внеклассной работы, это только если учитель жертвует своим временем. Сейчас родители хотят, чтобы их дети читали дополнительную литературу, а я буду требовать читательские дневники и ставить за них оценки".

Золотая сотня: Пелевина не взяли 11

Также Минобрнауки объясняет, что список "100 книг" не является ограничением в литературе. Родителям и учителям имеет смысл также обращаться и к другим спискам, на их выбор.

Отметим, что в противовес данному списку в Интернете появились списки книг, "объединяющих поколения". И многие педагоги действительно советуют родителям использовать другие списки рекомендуемых книг как подспорье к "золотой сотне".

Статистика показывает…

Между тем социологи решили выяснить, как граждане относятся к списку "100 книг". Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)  провел опрос, по результатам которого большинство наших соотечественников полностью поддерживают инициативу президента. Однако респонденты хотели бы видеть в нем больше произведений классической литературы. Опрошено было 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках страны.

Оказалось, что о списке "100 книг" знают всего 40% опрошенных. Что касается самих книг, то они известны 14% респондентам. Порядка 14% людей считают литературу в рамках урока достаточной. А еще 12% ответили, что подобный список малоэффективен, так как не заставит детей больше читать.
Между тем педагоги не считают, что современные школьники стали меньше читать.

"Несмотря на то что у современных детей появились новые кумиры, старых персонажей – пионеров, дворян, мушкетеров – они отлично понимают и впитывают, – рассказывает Елена Федотова, детский психолог. – Дети часто ориентируются на то, что лежит на поверхности. Но они взрослеют, и увлечения супер-героями быстро проходят. Именно тогда дети начинают тянуться к настоящим личностям, героям из книг. Тут важно, чтобы в семье читали. Ждать того, что у вяло читающих и вообще избегающих книги родителей будет начитанный ребенок, не стоит".

Золотая сотня: Пелевина не взяли 13

С мнением психолога согласны и работники библиотек. Они считают, что увлеченных книгами детей не стало меньше. И компьютер, и телевидение чтению не помеха.

"Да, у них сейчас много других интересов. Но и, как во все времена, всегда есть некоторое количество детей, влюбленных в книги. С годами их меньше не стало, – говорит Евгения Роот. – Недавно наблюдала любопытную картину. Пришел ко мне третий класс на занятие. Один мальчик увидел "Физику для абитуриентов", схватил ее и все - погряз. И несколько часов читал. Причем настолько она его захватила, что, не отрываясь от книги, он нащупал стул и сел. Читал все занятие. С книгами всегда так: мы не знаем, когда и какая именно книга нас захватит и зацепит. Поэтому подобных списков должно быть как можно больше".

Золотая сотня: Пелевина не взяли 15

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика