gazeta.a42.ru
15 ноября 2013 в 14:48
  • 14918

Золотое сечение граффити

Фото: Золотое сечение граффити 1

Он чувствует каждый элемент шрифта как самостоятельное целое, а описывая буквы, легко может употребить глаголы "дышит" и "живет". По его мнению, актуальное искусство нужно выносить из музеев на улицы и делать его доступным, облекая в форму граффити, стрит- и мурал-арта. И "город-галерея" для него – та мечта, которую он готов осуществить своими руками. При условии, что в них будут вложены баллоны с краской.

Авторский почерк Никиты Лысенко aka Paris, кемеровского граффити-райтера, дизайнера, арт-директора студии INC design, знают далеко за пределами Сибири. За 14 лет непрерывного творческого развития он ни разу не отступил от своего главного принципа: не навреди. Потому что граффити для Никиты – не бунт и не протест, а соревнование. И в этом баттле совсем не обязательно лить краску ведрами в нелегальных местах, чтобы показать, что ты – круче.

Учитываю все, что отрицал

Граффити родилось на улицах Нью-Йорка. Самым первым райтером был чернокожий разносчик пиццы (по другой версии – почтальон) TAKI 183. Во время своих перемещений по городу он расписывался на стенах и в метро, и его тег сложился из его настоящего имени (Таки) и номера улицы, на которой он жил (183rd Street). Чернокожие братья, обратившие на это внимание, подумали: черт возьми, он круто расписывается, этот парень. Так в 70-х годах прошлого столетия начался граффити-баттл, который захватил всю планету и продолжается по сей день.

Меня в эту тему внесло с первой волной хип-хопа в России. У одного из моих друзей, с которым мы вместе ходили учиться брейк-дансу, была подборка тематических вырезок из московских журналов. Среди них – листок с граффити. Я увидел его, и мне сорвало голову на месте. Я понял, что должен этому научиться. Тогда мне было 13, и с тех пор я рисую.

Золотое сечение граффити 5

Впрочем, лишь в последние пару лет я обрел то, что принято называть стилем, почерком. Сейчас я работаю так: мне важна логика, композиция, структура высказывания. Не могу себе позволить просто вести рукой вслед за сердцем или вольно экспериментировать с формой. Золотое сечение, миллиметры, разметка, подсчеты, почти векторные контуры. Все из того, что я всю жизнь отрицал, сейчас обязательно учитываю. Я понял, что только так могу добиться очень высокой, почти компьютерной, точности передачи изображения из собственной головы на рабочую поверхность.

Многие стараются компенсировать недостаток содержания и смысла использованием внешних эффектов. Вроде, смотрится хорошо – и ладно. Я не попал под эту волну. Могу просто прийти к стене и сделать в один цвет только форму, демонстрируя чистый стиль. По этой же причине я не люблю цветовые растяжки и градиенты. Мне важна сама архитектура, физиология шрифта. Я смотрю на букву и понимаю, из чего она сделана, как она может у меня стоять, легко ей будет или тяжело.

Золотое сечение граффити 7

Золотое сечение граффити 9

Бэнкси один такой

Изначально в граффити приходили обычные ребята с улицы, которые не имели никаких особых навыков и художественных представлений. Их привлекала урбан-культура, ее атмосфера и новые способы самовыражения. Сейчас уличное искусство во многом – это мода, некий тренд. Но изначальный дух граффити соревнователен по природе своей. Показать всем, что ты круче, можно по-разному. Чем серьезнее место, где ты рисуешь, чем сложнее твой "кусок", тем ты круче. Правда, сам я от экстрима несколько отошел. Может, я просто вырос и пришел к мысли: тому, кто делает только андеграунд, пробиться крайне сложно. Да, есть Бэнкси, который пробился. Но Бэнкси – он один такой. Гораздо больше любого экстрима меня занимают серьезные масштабные проекты. Социально-ориентированные – в том числе. Да, я могу ночью пойти порисовать куда-то и нелегально, но в целом для меня для меня граффити уже не спорт. Я рисованием зарабатываю.

Золотое сечение граффити 11

Другой вопрос, что лишь один заказ из ста приходится на граффити в чистом виде. Да и сложно в этом направлении двигать коммерческую тему. У каждого художника есть определенное видение, к которому нужно относиться с должным уважением. На практике чаще случается так: встретился ты с заказчиком, он всю жизнь занимается тем, что валяет валенки, но вдруг начинает говорить тебе, какие цвета использовать и в каких формах работать. Понимаете? Как в той пословице про сапожника и пирожника. Да, интерес к граффити как к рекламной форме есть, но люди приходят ко мне, как правило, уже со своими идеями, не понимая, что эти идеи недостаточно хороши.

Город как галерея

Два года подряд мы с друзьями из INC расписываем фасады городских зданий. Началось все с того, что мы подали заявку на кемеровский конкурс молодежных инициатив и социально-значимых проектов "Молодежное вече". Нам ее одобрили и даже выдали часть запрошенных средств. Мы немного добавили, и, например, в этом году уже расписали фасад дома №18 по улице Ленина. Композицию на фасаде назвали лирично: "Сон".

Когда проект масштабный, и в его реализации помогают серьезные структуры, ограничительные рамки появляются автоматически. Это естественно. Но в том и хитрость, чтобы суметь оставить отпечаток своей личности и в такой форме тоже. Конечно, можно все бросить со словами: я не пляшу под чужую дудку. Но именно сейчас так делать нельзя. Мы готовим почву и закладываем фундамент для реализации более смелой задачи. Я говорю об идее города-галереи.

Золотое сечение граффити 13

Суть ее в том, чтобы в каждом районе нашего города появились большие красивые граффити-работы в духе мурал-арта, органично вписывающиеся в общее цветовое решение окружающего пространства. Когда расписывается какой-то большой объект, например, торец 12-этажки, этот объект – видно. А если таких объектов много, город становится арт-галереей.

Сколько людей сегодня ходят в музеи? Сколько реально интересуются искусством? Я не хочу говорить об упадке общей культуры и прочих негативных процессах. Я хочу лишь подчеркнуть: если современное искусство попытаться вынести на улицы, количество тех, кто будет с ним знакомиться, им проникаться, конечно же, возрастет. В общем, я просто хочу, чтобы красоты вокруг было больше. Чтобы было больше современного качественного арта, такого, который заставляет чувствовать и думать.

Золотое сечение граффити 15

Красота в глазах смотрящего

Отчего-то по умолчанию считается, что у всех райтеров есть проблемы с легальностью собственного творчества, а граффити по большей части, вообще, – сплошной вандализм. На самом деле, все зависит от серьезности подхода самого художника. Знаю многих начинающих ребят: стоит им подойти к стенке, как тут же рядом материализуется милиция. А есть те, кто по 15 лет рисует классическое граффити, и никаких проблем в отношениях с правоохранительными структурами не испытывает. Ибо организация процесса у них – на уровне. Если еду рисовать я, то обязательно в компании со стремянкой. Работаю, как правило, несколько дней. Всегда полностью готовлю поверхность, очищаю, грунтую стену. Долго подбираю цвет, который бы не вступал в конфликт с общим цветовым решением контекста. Я рисую – меня не трогают.

Золотое сечение граффити 17

Вообще, в прошлом году один мой товарищ снимал фильм о граффити, и на одном из этапов работы над проектом просто шел по улицам и спрашивал прохожих: "А как вы относитесь к уличным художникам?". Насколько же полярными были ответы людей! Кто-то говорил: "Да, это круто, здорово! Ребята, стоят 16-этажки напротив "Коры", что на улице Волгоградская, вот бы их взять и расписать. Займитесь!". А другие отвечают так: "Ну, да, граффити – это неплохо, особенно когда строительные заборы в радугу раскрашивают". Красота, она по-прежнему, в глазах смотрящего.

Замечать вокруг себя краски

У меня нет академического художественного образования. У меня есть большой личный опыт, которым я сам стараюсь активно делиться. В своей школе, куда приходят ребята от 10 до 25 лет, я не столько стараюсь научить рисовать баллончиками, сколько уложить в головах начинающих райтеров правильное понимание границ допустимого и дозволенного в искусстве граффити.

Золотое сечение граффити 19

Золотое сечение граффити 21

Золотое сечение граффити 23

Мне не нравится вид города, "истэганного" сверху донизу. Я уверен: если на стенах города много грязи и мало красоты, негативное отношение к граффити будет превалировать. Значит, нужно сделать так, чтобы грязи было как можно меньше. Создавая школу-студию, я хотел собрать райтеров под одним колпаком. Мы учимся, делимся опытом, и параллельно в юные головы я стараюсь укладывать правильные мысли. Когда мы становимся единомышленниками, растет общая планка всех участников процесса. Это хорошо.

Я с удовольствием работаю с детьми. Можно ведь и в 10 лет пытаться красиво писать свое имя. И потом, в своих лекциях я рассказываю много всего, что не связано с граффити напрямую. Касаюсь вопросов развития современного искусства в целом. Говорим мы и о наборных шрифтах, и о графическом дизайне. Я учу ребят видеть, чувствовать и передавать красоту. Не из каждого выйдет великий художник, зато многие всегда будут замечать вокруг себя краски. И понимать, что снаружи должно быть так же красиво, как внутри.

Золотое сечение граффити 25

В рамках студии я стараюсь активнее развивать тему перфомансов, выставок и прочих арт-мероприятий. Совсем недавно мы провели скетч-баттл, а в начале декабря у нас откроется персональная выставка известного сибирского райтера из Красноярска Захара Евсеева (Zak): Zak Mini Monster Exhibition. Мы как раз докрасили небольшой выставочный зал, откроем его выставкой Zak`a, и до конца зимы обязательно вывесим еще нескольких талантливых ребят из Новосибирска, Томска. Очень интересно будет понаблюдать за реакцией горожан: кто на эти выставки придет и как современное искусство будет зрителем перевариваться.

Стрит-арт – шипастый и непозитивный

Граффити и стрит-арт – разные направления уличного искусства. Если очень грубо, то граффити – это буквы, а стрит-арт – это картинки. Так вот, стрит-арт как таковой мне совершенно не близок. На мой взгляд, это направление слишком идеологизированно. Есть, например, какая-то социальная проблема или острая тема, на которую художник очень хочет высказаться. Он берет трафареты, плакаты, делает зарисовки и показывает результат горожанам, оставляя свой рисунок на улице.

Золотое сечение граффити 27

Стрит-арт конфликтен: почти каждый рисунок – это протест. Стрит-арт может смеяться, но очень по-черному, а может и больно уколоть. Он шипастый и не позитивный. Граффити же – это шрифтовая абстракция в красивых цветах. Это яркое эстетически приятное пятно. И поскольку я предпочитаю не навязывать всем свои мысли относительно того, каким, например, должен быть политический строй в государстве, я занимаюсь граффити.

Российский стрит-арт, вообще, находится на зачаточном уровне своего развития. Заметных уличных художников, таких, как Павел Пухов (Р 183), можно пересчитать по пальцам. Павла не стало весной этого года, но он оставил свой заметный след. Кто-то сравнивал его с Бэнкси, кто-то говорил, что он черпает идеи в творчестве украинского Кубика. В любом случае, таких людей замечаешь сразу. И, к сожалению, их единицы. Я, повторюсь, не дока в стрит-арте: это не моё. Мне кажется, провокации – не самое лучшее, что может подарить художник воспринимающей стороне. Лучше подарить ей город-галерею.

Золотое сечение граффити 29 

 

 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика