gazeta.a42.ru
30 августа 2016 в 14:05
  • 7199

Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта

Фото: Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 1

«В новостях передали, что в канадской церкви появилась женщина-священник. Я не удержался и выдал: «В России такого бы точно не случилось!». Начальница поместила меня в свой «чёрный список»: «Расист и сексист!».

Сейчас 57-летний Вадим Ермоленко вспоминает об этом со смехом, но ещё 15 лет назад такое отношение канадцев его удивляло.

Родившись в Кемерове и прожив здесь 38 лет, сибиряк решил уехать с семьёй на другой континент. «Газете Кемерова» Вадим рассказал, с какими трудностями столкнулся за последние 20 лет, сколько стоит жильё в Торонто и почему Канада – это «отрыв крыши».

Историями о своём путешествии Вадим делился на встрече в творческом объединении «Кот да Винчи».

 

 Welfare и «фабрики смерти»

 

Он ехал в никуда: не было ни денег, ни знания английского или французского языков, ни приглашения на работу. Жена идею переезда поддержала, и в 1997 году они с четырёхлетней дочкой оправились испытывать судьбу в Канаду. Точкой отсчёта предстоящей жизни стала столица провинции Онтарио – Торонто. В новой стране кемеровчан встретил давний знакомый, помог заселиться в местную гостиницу. И уже в первый день пребывания в чужом городе Вадим, по его словам, не выдержал: «Я хочу уехать отсюда…». Но супруга не поддалась панике и твёрдо решила: «А я хочу попробовать!».

О необдуманной эмиграции Вадим Ермоленко пожалел, но, раз уж вошёл в эту реку, пришлось плыть. Насущной проблемой стало жильё.

«Квартиру там найти непросто, даже съёмную. Девушки из массажного кабинета согласились подписать мне бумагу, в которой ручались, что я ответственный человек, который не подведёт арендодателей. С этой формально заверенной справкой мы с семьёй нашли койко-место в районе даунтауна. Спать там можно было лишь кому-то одному из нас. Но мы выкрутились: поселили туда мою жену, а я с дочкой, пока никто не видит, пробегал в это место поздно вечером. Там ютились почти месяц».

Работу Вадим искал тоже долго, по специальности устроиться возможности не было никакой.

«В Кемерове я работал попеременно то радио- и телемастером, то электриком, то фотографом. Жена была учителем английского языка. Но в Канаде всё началось с чистого листа. Первым делом я пришёл в церковь. Говорю: «Здравствуйте! Я русский. Приехал сюда жить. Может, у вас полы нужно мыть или ещё что-то делать? Готов на любую работу». Там ответили ёмко: «Никто не требуется. Может, вам что-то из мебели нужно?». Киваю. Через несколько дней они отдали мне стулья, стол, и на этом наша короткая дружба закончилась».

Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 5

Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 7Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 9

Выручило знакомство с одним парнишкой. Он-то и предложил первое место работы – ресторан. Обязанность простая, но оплачиваемая – мыть посуду.

«Там я мало-помалу выучил английский. Правда, на таком уровне: путал, к примеру, «муку» с «цветком» («flour» и «flower» произносятся одинаково – прим. ред.). В ресторане часто наблюдал за тем, как модели общаются с фотографами. Моя страсть к фотографии брала вверх – мечтал о подобном, отмывая где-то недалеко кучу тарелок. Однажды владелец ресторана мне не заплатил. Моя жена подала в суд. Владелец додумался позвонить нам: «Вы что, крутые что ли? Угрожаете мне?». Мы позвонили в полицию. И после этого я впервые полюбил Канаду: ресторан, в котором не платили зарплату, закрыли. В этой стране надувательство людей строго карается законом, нет там и подкупленной полиции».

Дальше – больше. Работы нет. Куда идти?! Помогло минимальное социальное пособие – Welfare.

«Нам не хватало денег даже на еду. Потому и решились на этот вид помощи. Но оно требовало одного условия: пара должна быть в свободных отношениях. Мы взяли тайм-аут. Я в это время стал ходить на курсы английского языка, жена нашла подработку в кафе, а дочь мы устроили в садик. У нас стали появляться кое-какие деньги. Сняли нормальную квартиру. Этим пособием пользовались около года. Для работающих канадцев и некоторых иммигрантов Welfare считается чем-то постыдным. Но большинство приезжих на этом пособии так и остаются: обманывая систему, живут с семьёй, подрабатывают то там, то сям и получают небольшие деньги от государства».

Перебивался Вадим временными работами, где придётся. Однажды познакомился с женщиной-фотографом, которая взяла его к себе ассистентом. Затем он успел поработать в магазине – распечатывал фотографии. Но и это некогда прибыльное место стало в скором времени убыточным. Пришлось искать новое: в течение двух лет сибиряк чинил в местном колледже компьютеры, отвечал на звонки в службе помощи. Однако и там не сложилось – сократили. Была работа и геологом, но лишь на год. Отчаянный поиск продолжался.

Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 11Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 13

«Канадские биржи труда искали и предлагали разные вакансии. Но им было невыгодно устраивать своего клиента, потому что за каждого человека государство платило неплохие деньги. Ходил я и в так называемые русские «концлагеря»: где-то на 17-м этаже одного высотного здания сидит, например, бабушка. Говорит: «На заводе есть работка: упаковывать печенье и булочки». Рядом женщина подхватывает разговор: «Я вчера там работала – теперь так суставы болят». Я решил: такие «фабрики смерти» мне не нужны. Ушёл.

В одной из организаций мне предложили вакансию водителя. Уже на протяжении нескольких лет я вожу пожилых людей в больницу, привожу им еду, лекарства. Только с этой работой вздохнул, у меня пропал стресс – эта работа стабильная, не такая муторная и даже приятная.

В Канаде практически все не просто работают, а именно пашут. Нигде нельзя опаздывать, обед только по полчаса, все на тебя постоянно посматривают. Отпуск 10–12 дней за год. Многие приезжают в Канаду с надеждой найти что-то по своей специальности. Но даже если ты, допустим, классный плиточник, делаешь всё аккуратно и добросовестно, тебе всё равно могут сказать «Нет!», потому что канадцы такую работу делают в разы быстрее. Оттого и выглядят всегда вымотавшимися».

«Всё зависит от нас» — с таким убеждением некоторые едут покорять новые страны.

«На собственном оыте я заметил обратное: можно приехать высококлассным специалистом, хорошим человеком, но никому в итоге ты окажешься не нужным. Я по сей день не ощущаю, что меня кто-то как-то там уважает или любит, кроме моей семьи. Не всё зависит от нас».

 

«В Канаде многие болеют депрессией»

 

Канадцы – разноликий народ: с одной стороны – холодные и закрытые, с другой – легко и деликатно обходят острые углы.

«Как-то раз я заметил, что бездомный мужчина, идя по лужам, обрызгыл проходивших мимо девушек. Те спешно начали вытирать свои колготки. Потом повернулись к замарашке и иронично, но совсем не зло отвесили: «Thank you». Тот недоумённо ответил: «What?!». То есть эта ситуация показывает, как канадцы частенько не доводят подобные дела до конфликтов».

При этом в Канаде обычное дело – расизм: белые не любят чёрных и наоборот. Менталитет местных – колоритный: они не любят рисковать, ничем не интересуются и мало путешествуют, дети после 18 лет всегда живут отдельно. Любимые в России KFC и «Макдоналдс» почти никого не привлекают. Параллельно живёт там и другой мир – деловой: бизнес-центры работают в бешеном ритме.

«С местными жителями среднего класса часто не о чем поговорить. Но был я как-то фотографом на свадьбе сына одного миллиардера. Со всеми гостями общался на равных, с ними можно было обсудить любую тему. Простые ребята, не считая только того, что имеют свои яхты (смеётся)».

Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 15Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 17

Канадские женщины – недоступны и порой неприветливы.

«С ними даже не пококетничаешь. Они очень закрытые. Там девушки не скажут «Спасибо», когда им помогаешь открыть и закрыть дверь, могут ещё и нахамить. Если встретишь хоть одну француженку, то радуешься – они всегда более дружелюбны».

С соцгарантиями тоже непросто. Хорошую пенсию получают лишь те, у кого приличный трудовой стаж, потому, приехав туда уже после 30 лет, в старости ты, скорее всего, получишь минимальную пенсию. В ситуации Вадима Ермоленко – это где-то 1000–1100 долларов.

«Честно, я не представляю там свою старость. На пенсии я перееду обратно в Россию».

Рабочий больничный – не более шести дней в год, остальное – за свой счёт.

«В Канаде большинство людей болеют депрессией. И я её испытал: не было ни денег, ни друзей, ни работы. Как ни странно, помог мне кемеровский психотерапевт».

Успешным тоже становится далеко не каждый. Приезжая в Канаду за «золотыми яблоками», практически все сталкиваются сначала с безработицей, а после – с изнуряющей работой.

«Кто-то перевозит туда своих родителей. Те, бедные, не выдерживают этого. Здесь продают квартиры, а там толком не находят потом нормального жилья. У меня мама приезжала как-то на шесть месяцев – вся измаялась».

Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 19Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 21

К тому же медицина в Канаде дорогая.

«Самое дорогое удовольствие – стоматолог. Поставить один керамический зуб выходит четыре-пять тысяч долларов. Хотя, если ты придёшь и скажешь, что у тебя жутко болит зуб и почти нет денег, могут снизить стоимость до 800 долларов».

 

«Ночами я летаю над Кемеровом»

 

Сейчас Вадим Ермоленко живёт с семьёй в собственном доме в достаточно респектабельной части Торонто. Дом семье достался, с учётом района, недорого, но и состояние его на тот момент оставляло желать лучшего.

«Несколько лет назад мы взяли его за 235 тысяч долларов. По моим собственным оценкам, не стоил и 20 тысяч. Банк выдал нам ссуду. Срок платежа мы растянули по максимуму: в месяц платим за него по 800 долларов. Общая площадь дома порядка 80 квадратных метров. Если захотим однажды уехать, просто продадим его. В этом году его цена выросла уже до 800 тысяч долларов. Так делают многие старики – продают своё жильё и уходят в дома престарелых. Кстати, для сравнения: за 100 тысяч долларов можно купить квартиру в Вене недалеко от центра города».

Метания с одной работы на другую, трудности с жильём, да ещё и отсутствие друзей – не об этом мечтал сибиряк. За 20 лет жизни в Канаде «своих людей» он так и не нашёл.

«Раньше общались с переехавшими туда кемеровчанами: встречались, делились опытом. Но потом все разъехались по разным районам города, и общение стало редким. Свой досуг организую сам: то дополнительную плитку положу в доме, то газовую печку установлю во дворе. Сейчас занялся витражами и купил станок для ножей.

Дочь сдала на права, учится в медицинском университете. В год платим 40 тысяч долларов. Дорого очень. Также дочка работает параллельно тренером по фитнесу. Жена окончила бухгалтерские курсы и устроилась по специальности».

Вадим – патриот. Правда, понял это, когда хлебнул канадской жизни.

«В 90-х годах, ещё в России, я мечтал уехать куда-нибудь и побольше зарабатывать. Считал себя «западным мальчиком», любил The Rolling Stones. Но когда уехал в Канаду, осознал: «Да я полностью русский». И даже «роллингов» разлюбил. Одна знакомая кемеровчанка, тоже уехавшая из страны, как-то мне призналась: «Ночами я летаю над Кемеровом».

Сейчас я приезжаю сюда не только увидеть родителей, но и погулять по городу. Мне не хватает кемеровских друзей. Вырваться в Кемерово получается лишь раз в 1,5–2 года, на два месяца. Билет с пересадками стоит 1200 долларов, зимой – 800–900 долларов. Из Канады в качестве подарков я привожу антиквариат, майки, джинсы, а из Кемерова увожу разнотравные пахучие чаи».

Канадские тяготы: опыт кемеровчанина-эмигранта 23

– А что в Канаде всё-таки привлекает?

– Природа. Она просто «отрыв крыши». В Канаде можно увидеть цапель на озере, в города часто забегают лоси, лисы, белки. На самом деле, если уезжать туда молодым, то в Канаде хорошо всё. Но вот российское образование там не котируется – нужно получать его на месте. Потом все выпускники устраиваются на хорошую работу. Если ехать в Канаду, нужно иметь с собой около 50 тысяч долларов: этого хватит на полгода. Самая дешёвая съёмная квартира стоит 800–900 долларов в месяц. Главное – чётко знать, зачем вы туда собрались.

– В итоге за 20 лет чего сумели достичь в новой стране?

– Стал гораздо умнее, познал жизнь, приобрёл выдержку. Попутешествовал. Выучил английский язык, получил водительские права, освоил понемногу разные профессии. Но самое важное – это опыт: я его никому не отдам. Первые три года было очень трудно, следующие пять лет – чуть получше, ещё через семь лет понял, что жизнь, вроде, прекрасна. Случается, что многие пары эмигрантов разводятся, не выдержав трудностей. Мы же с женой договорились поддерживать друг друга. Я даже шутил: «Будем говорить на повышенных тонах, уеду в Кемерово». Канада стала для меня местом работы, а мой дом – только Россия. Думаю, фраза «Где родился, там и пригодился» верна на 100%.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика