gazeta.a42.ru
28 сентября 2016 в 14:08
  • 1548

Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает»

Фото: Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает» 1

В одном из номеров местного научного вестника учёные из Москвы и Санкт-Петербурга опубликовали свои исследования, посвящённые не глобальным проблемам геополитики или экологии, а любви. По их мнению, в мире науки мало кто уделяет феномену любви должное внимание. 

В повседневности же любовью пронизаны поступки, взаимоотношения и важные решения. Поэтому в мире искусства любовь испокон веков под пристальным вниманием творцов.

Не исключение и кемеровская писательница Татьяна Ильдимирова. Ещё в самом начале своего пути она по-детски смело и честно сказала: «Не могу представить, что я могла бы перестать писать. Это то же самое, что перестать любить».

Каким-то удивительным образом Татьяну миновали творческие кризисы, когда мир уже не тот, который тебя когда-то вдохновлял на что-то хорошее и жизнеутверждающее, а проваливаться в чернуху и выплёскивать на читателя свои неврозы не позволяют убеждения. Виной такому счастью обычная любовь.

 

Литература – как шлейф дорогих духов

 

Татьяна Ильдимирова – обладательница специальной премии литературного конкурса «Дама с собачкой», впервые проведённого «Российской газетой» этой осенью (в номинации «Шёпот, легкое дыханье»). Трижды была близка к победе в Независимой литературной премии «Дебют» в номинации «Малая проза», каждый раз попадая в лонг-лист «100 лучших молодых авторов», отобранных более чем из 60 000 претендентов. Финалистка Шестой российско-итальянской премии для молодых прозаиков и переводчиков «Радуга», по итогам которой в прошлом году её рассказ «Пиковая дама» был переведён на итальянский язык и опубликован в двуязычном альманахе.

Сама Татьяна причисляет свои произведения к лирическому реализму. Однажды на занятиях в литературной студии Татьяна услышала совет мэтра, обращённый к молодым авторам: понять свою сущность и либо «кормить» читателя собой, раскрывая перед ним душу, либо шире смотреть вовне и, анализируя и наблюдая, описывать окружающий мир.

«Я всегда писала и пишу о тех чувствах и эмоциях, которые мне близки. Это и честно, и по-настоящему может быть сильно. Да, литература отражает современные политические, социальные и экономические процессы современности. Но меня не впечатляют и уж точно не вдохновляют телесюжеты, бытовые дрязги и выяснения отношений. Пусть некоторые считают мои рассказы излишне женскими. Я пишу о том, что хотела бы читать сама. Для меня чтение и писательство – как шлейф дорогих духов посреди душно-пыльной улицы», – говорит Ильдимирова.

При этом у Татьяны и в мыслях нет навязывать своё мнение или поучать читателя.

Примечательно, повествование в произведениях Татьяна чаще всего ведёт от первого лица. Как отмечает писательница, все события в жизни героев вымышленные, но палитра всевозможных чувств – реальна и прочувствована лично.

Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает» 5

Очень часто как простые читатели, так и литераторы думают, что все события рассказов, повестей и романов Ильдимировой взяты из жизни – уж очень объёмные и выразительные тексты получаются. Читаешь пару строк, описывающих дождь за городом, запах мокрых листьев смородины и отсыревшего дерева старого крыльца, и ты уже не в городской квартире на диване с книжкой Ильдимировой, а там, вместе с её героями.

Или воспоминания героини о школьных дежурствах вперемешку с чувством первой влюблённости и уже назревшим конфликтом девичьей мечты с действительностью. Серые склизкие тряпки на швабрах с облезшей железной ручкой, шпаргалки, пустые стержни, огрызки яблок под батареями, мысли о встрече с ним, хотя бы взглядом… Дурацкие советы подруг, щебечущих не о том, что хотелось бы слышать в моменты, когда сердце дрожит, как заячий хвост, в ожидании чего-то такого, что внесёт в жизнь перемены.

Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает» 7 

Поэтому-то иногда кажется, что автор таких строк – весьма романтически настроенная девушка, только начинающая путь.

Меж тем Татьяна – вполне состоявшаяся женщина. Успешный юрист, беспокойная мама маленькой Алины и понимающая жена преподавателя-философа.

Или, например, в произведениях Татьяны Ильдимировой есть героини из неполной семьи. Родители же писательницы прожили 40 лет вместе.

На самом деле всё объясняется просто: Татьяна уверена, что литературе недостаёт произведений, выражающих нежность и ощущение волшебства жизни.

 

Любовь без драмы – не любовь

 

Понимание любви у каждого своё. Раньше, лет до 27, Татьяна считала: любовь без драмы – не любовь. Как в реальности, так и в произведениях. Обязательно под напором чувств надо внезапно сорваться в другой город и раствориться в толпе прохожих, бродить по памятным местам, реанимируя дела давно минувших дней, покрываясь гусиной кожей, сдерживая слёзы, подойти к телефону, но не позвонить…

Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает» 9

Написанное до 2007 года Татьяна либо удалила из памяти компьютера, либо не открывает. Осталось только любимое «Солнце»… Повесть, обрывающаяся трепетом героини Оксаны при встрече то ли с незнакомцем, то ли с тенью прошлого. А ведь как всё гладко начиналось.

«За два дня до поездки, повинуясь внутреннему порыву – что-то изменить, если не в своей жизни, то хотя бы в своей внешности, Оксана зашла в парикмахерскую и подстриглась очень коротко, под мальчика, с густой чёлкой, как ходила в старших классах. И теперь, натыкаясь на тусклое вагонное зеркало, она не сразу узнала своё отражение… Уезжая из родного города хотя бы на несколько дней, втайне всегда ожидаешь чего-то нового, необычного. Да чего-чего – любви, конечно! Красивой и не без грусти, романтики, о которой можно потом часто и вдохновенно рассказывать подружкам. Но никак не встречи с бывшим одноклассником».

Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает» 11 Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает» 13

«Для кого-то бурные страсти, слёзы, измены, предательства, примирения – настоящее проявление подлинной любви. Для меня любовь, особенно теперь, – это прежде всего доверие, надёжность, стремление понять и принять. Эмоциональное насилие для меня неприемлемо, про физическое и говорить не буду», – делится Татьяна.

По мнению некоторых критиков, литературные пристрастия Татьяны могут показаться несовременными. А отсутствие итальянских страстей – пресным повествованием. Однако это не делает произведения Ильдимировой похожими на идиллию «Старосветских помещиков».

Один из самых новых её рассказов «Бегун» чем-то напоминает немецкую киноленту «Его последний забег» о некогда великом бегуне и олимпийском чемпионе Пауле Аверхоффе и его жене, переехавших в дом престарелых, но не смирившихся со старостью.

Татьяна Ильдимирова: «Пишу о том, чем живу, что волнует и захватывает» 15

«Абрикосовое лето», как раз премированное в конкурсе «Дама с собачкой», – типичный фрагмент из классиков, напитанный неимоверно сочными красками жизни. В «Абрикосовом лете» всё символично. И краски природы, и первые нотки партитуры о любви.

С долей самоиронии Татьяна Ильдимирова называет себя почётным членом общества потребителей. Потребителей любви, её света, тепла и нежности. А зачем её изучать? Любовью надо питать и напитываться. 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика