gazeta.a42.ru
2 октября 2014 в 16:45
  • 9178

Автошкола выживания

Фото: Автошкола выживания 1

За последние полтора-два месяца цены на обучение в автошколах Кузбасса стали стремительно расти. Если ещё в июне-июле средняя цена за прохождение курса учебы составляла для будущего водителя категории В (легковые автомобили) 20-22 тысячи рублей по региону, то уже с августа она возросла до 30-32 тысяч.

У повышения есть причина – связано оно с масштабной реформой образования водителей, которую совместно проводят федеральные министерства внутренних дел и образования и науки.

"Еще в сентябре 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании", касающийся в том числе и автошкол. Кроме того, с 7 ноября того же года были внесены корректировки и в закон о безопасности дорожного движения, отменяющие самоподготовку тех, кто собирается сдавать на права. Отныне обучаться все должны только у профессиональных преподавателей", – рассказал "Газете Кемерова" глава ассоциации автошкол Кузбасса Василий Сысоев.

И, наконец, с 12 августа 2014 года стали обязательными новые нормативы преподавания в автошколах. Изменений здесь множество, а главные из них касаются увеличения количества учебного времени для тех, кто сдает на самую распространенную категорию В. Раньше на подготовку водителя уходило в общей сложности 156 часов. Теперь 190 часов, из которых 130 – это теория, 54 или 56 (в зависимости от того, на "автоматике" ты обучаешься или на "механике") – практика, плюс время на экзамен.

 

"Реальная цена – 40 тысяч!"

 

Кроме того, каждая автошкола обязана теперь согласовать свой учебный план со специалистами ГИБДД, а потом пройти инспекцию материальной базы. Одно из главных требований тут – наличие у автошколы своей собственной или хотя бы взятой в аренду учебной площадки для вождения.

"Причем, это должно быть не просто картофельное поле какое-нибудь, а заасфальтированное пространство, огороженное от посторонних машин и пешеходов. Вдобавок эта площадка или автодром обязаны иметь площадь никак не меньше чем в 2400 квадратных метров", – говорит Василий Сысоев.

Среди других новых требований к автошколам – наличие штатного психолога, способного оценить готовность человека водить автомобиль. Всем преподавателям надо пройти курсы повышения квалификации. Рекомендуется также общее обновление той самой материально-учебной базы – скажем, оборудование автодрома автоматизированными средствами контроля за вождением.

"Естественно, что все эти требования повлекли за собой значительные траты для автошкол. Покупка оборудования, введение новых штатных единиц, увеличение учебных часов – это деньги. Поэтому повышение платы для клиентов тут совершенно неизбежно. Более того, 32 тысячи – это мы еще в убыток себе работаем! По хорошему реальная цена за обучение сейчас должна составлять где-то 38-40 тысяч", – объясняет глава кузбасской ассоциации автошкол.

 

Обучаться по старым правилам нельзя

 

Как рассказали "Газете Кемерова" в Государственной службе по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, на начало октября в регионе насчитывалось 106 зарегистрированных автошкол. А в реальности их даже больше – дело в том, что любая автошкола, получившая статус юридического лица, имеет право открыть филиалы в других городах. И многие из школ этим правом активно пользуются.

Но даже, если взять за основу ту самую цифру 106, то окажется, что процесс согласования учебных планов в ГИБДД и проверки автодромов, проходят в настоящий момент далеко не все из кузбасских автошкол.

Автошкола выживания 5

"Процесс уже активно идет, вот только участвуют в нем лишь около 35 школ. Они находятся на разных этапах пути – от тех, кто только подал данные о своем учебном плане до тех, кто уже получил в ГИБДД все разрешительные документы. А остальные школы пока даже и не подумали что-то подавать. Благо, никаких определенных сроков новые правила не предусматривают", – говорит Василий Сысоев.

"Подвох" здесь в том, что с 12 августа обучать вождению по старым правилам уже нельзя.

"Те, кто поступил в автошколу до этого срока, может доучиваться, исходя из прежних нормативов – это законно. Но тех, кто начал обучение позже 12 августа, автошкола обязана обучать уже по новым нормативам. Иначе такая учеба попросту не будет считаться действительной", - сообщил начальник отдела лицензирования и лицензионного контроля Кузбассобрнадзора Максим Прокопенко.

 

Занижение цены – тревожный сигнал

 

Что же делать, чтобы обезопасить себя от обучения в недобросовестной автошколе, которая продолжает набор курсантов, а проходит процедуру проверки не собирается? Прежде всего, смотреть на количество предлагаемых вам часов обучения – если их по-прежнему 156, а не 190, это серьезный повод насторожиться. Еще один "тревожный сигнал" – это оставшаяся на уровне июля-начала августа цена за обучение. По словам Василия Сысоева, признак незаконно работающей автошколы – именно такой сознательный демпинг, искусственно заниженная цена, которая способна сработать как приманка.

Автошкола выживания 7

Впрочем, как заверили "Газету Кемерова" специалисты Россобрнадзора, пока к ним жалоб на такую "нечестную игру" от кузбассовцев не поступало. Но, как объяснили чиновники, возможно, это связано не с отсутствием проблемы как таковой, а с тем, что никто из курсантов недобросовестных автошкол еще не успел закончить обучение и узнать от экзаменатора в ГИБДД, что учился по "левым" нормативам.

"Но такие случаи почти наверняка будут, – уверен Василий Сысоев. – Печально, но любители половить рыбку в мутной воде найдутся. А ведь реформа как раз и задумывалась для того, чтобы избавить людей от автошкол, являющихся по существу "шарашкиными конторами" – с неквалифицированными преподавателями, с необорудованными автодромами. Чтобы, проще говоря, установить для всех четкие и ясные правила, чтобы "выжили" действительно профессионалы. Однако пока такая цель окончательно не достигнута".

 

Обманули в автошколе – иди в суд

 

Если же человек все-таки попал в ситуацию, когда не по своей вине учился по уже недействительным правилам, то выход у него есть – надо обращаться в суд с иском на автошколу.

"Человек вполне имеет право на такое обращение – чтобы по решению суда ему вернули всю плату за обучение. Плюс к тому он может обратиться и в службу по защите прав потребителей – и тогда недобросовестную автошколу дополнительно накажут штрафом", – разъяснил ситуацию кемеровский адвокат Иван Морохин.

Автошкола выживания 9

Вполне вероятно, что в ближайшие месяцы судам придется столкнуться с рассмотрением подобных дел. А пока свои водительские права получают еще те, кто вполне законно доучивается по старым правилам. У кемеровчанки Ксении такое обучение прошло гладко и спокойно – как говорит девушка, она даже толком и не знала, что правила есть старые и новые.

"Не стала над этим "заморачиваться"! Тем более, что само обучение у меня нормально прошло – в одной из городских автошкол. И автодром хороший, и инструкторы знающие. В итоге, теорию с первого раза сдала. Вот с экзаменом в городе пришлось повозиться – сдала с седьмого раза. Но это так у многих. На днях получила права. Выходит, что вовремя пошла учиться – я за все обучение отдала где-то 24 тысячи, и то считаю, что дорого. А сейчас бы еще дороже вышло!"

 

Экзамен могут сделать платным

 

Итак, в настоящий момент для жителя Кузбасса, желающего получить права, это будет стоить никак не меньше 30 тысяч. В противном случае он рискует нарваться на недобросовестное предложение.

И еще один, не слишком приятный для будущих водителей сюрприз. В настоящий момент на федеральном уровне обсуждается законопроект, вводящий госпошлину за экзамен в ГИБДД. Пока сдавать и теорию, и практику там можно бесплатно, единственное, на что приходится "раскошелиться" – это госпошлина за получение водительских прав, 800 рублей. Но уже с 1 января 2015 года планируется сделать платными и все этапы самого экзамена.

"Предполагаемая сумма – 6500 рублей. Из них 1000 – пошлина за теоретический экзамен, 1500 – за сдачу экзамена на автодроме, 2000 – за "город" и еще 2000 – пошлина за получение прав. Причем, за каждую попытку придется доплачивать. Учитывая, что езду по городу у нас сдают кто с седьмого, а кто и с десятого раза, итоговая сумма может получиться впечатляющей", – резюмирует Василий Сысоев.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика