gazeta.a42.ru
21 октября 2016 в 17:32
  • 2847

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды

Фото: Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 1

Граффити с сибирским характером узнают в любой точке мира. Райтер Марина Ягода из Новосибирска подарила своих персонажей Кемерову и Екатеринбургу, Москве и Ямалу, Ханты-Мансийску и Алтаю. Её росписи есть в Китае, Таиланде, Германии и Индонезии. Яркие, живые работы сами говорят о создательнице и не нуждаются в подписи.

«Газета Кемерова» поговорила с Мариной после мировой премьеры Girl Power – документального фильма о женской граффити-сцене. Наша встреча – первая в рамках серии об уличных художницах Сибири.

 

Крыса с чупа-чупсом, магия и узоры

 

Марина Ягода впервые взяла в руки баллончик с краской, когда ей было 14 лет. Начинала, как все – с неуверенных рисунков на заборах. Первую её работу до сих пор можно найти на Речном вокзале в Новосибирске. Это смешная крыса-панк с чупа-чупсом – уже бледная, выцветшая, но не потерявшая обаяния.

С рисунка началась новая жизнь – раскрашенные стены по всему свету, друзья и любовь. Друг, который и увлек Марину граффити, сейчас её муж. Они до сих пор рисуют вместе в граффити-команде «Так надо».

«Чтобы стать граффити-художником, нужен свой стиль, по которому тебя узнают даже без подписи. Это и есть настоящее граффити. Так я стала работать недавно, хотя в первый раз взяла баллончик в руки 15 лет назад», – вспоминает художница.

Девушка-фавн с Гурзуфской

Наиболее важной работой Марина считает девушку-фавна с улицы Гурзуфской в Екатеринбурге, написанную в 2011 году на фестивале «Стенограффия». Древняя богиня полей и лесов с рогами-деревьями открывает клетку с  птицей. Райтер говорит, что тогда впервые выразила стиль, в котором ей хотелось творить. И получила самую высокую оценку – от ребёнка.

«Ко мне подошла маленькая девочка и говорит: «Я знаю, кого вы рисуете». И рассказала мне, что это дух, который властен над всеми птицами. Конечно, я согласилась с ней – каждый ищет в работах что-то своё. Высшая похвала для меня, если персонаж начал жить своей жизнью и обрастать легендами», – говорит Марина Ягода.

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 5

«Обь и Иртыш» в Ханты-Мансийске жители связали с городской легендой о разлучённых влюблённых

Чаще всего персонажи Марины Ягоды – женские. Художница населяет городские стены героинями мифов, преданий или придуманных ею сказок. Истории часто связаны с городом – в каждую деталь художница вкладывает смысл, превращая рисунок в метафору. Фирменная деталь Ягоды – изысканные, сложные узоры, которые никогда не повторяются. Она в шутку определяет свои интересы так: «Люблю рисовать девчонок и узоры». Хотя на деле всё намного сложнее.

«Волшебства не хватает в повседневной жизни. В моём родном Новосибирске и других городах России сейчас много агрессивной рекламы. Тебе постоянно пытаются что-то продать, и разжевывают – вот шампунь, купишь его, и у тебя будут красивые волосы. А задуматься мало поводов. Недостаёт красивых, приятных глазу работ с волшебным настроением. Причём не буквальных. В этом есть своя магия, когда ты не сразу понимаешь, что к чему. И можешь найти свой смысл. Такая игра со зрителем очень важна», – объясняет Марина.

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 7

Птицы Сирин и Алконост на здании Дома культуры в Екатеринбурге

 

«Ночные ведьмы» и боль фронтовички

 

Однажды художница отошла от волшебной темы и заговорила со зрителем о серьёзном. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне она написала на фасаде дома в Москве портрет лётчицы Екатерины Будановой. Этот опыт был настолько мощным, что через некоторое время появилась и вторая работа о женщинах на войне – «Фронтовичка», созданная на фестивале «Стенограффия» в Екатеринбурге.

«Екатерина Буданова служила в батальоне «ночных ведьм». Их называли так, потому что они перед атакой выключали двигатели и максимально близко подлетали к противнику, – рассказывает Марина Ягода. – Враг не мог понять, откуда выстрелы, что происходит. В этот момент они были очень уязвимы, многие девчонки – совсем ещё юные – гибли. Самолётики тогда были картонные – летчиц могли расстрелять с земли в любой момент. Холод стоял невероятный. Когда они возвращались, их доставали из кабины – у них не было сил выйти. История «ночных ведьм» меня потрясла. А ведь об их подвиге мало кто знает».

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 9

Портрет советской летчицы Екатерины Будановой в Москве

Екатерину Буданову рисовать было сложно. Марина говорит, что чувствовала в этот момент огромную ответственность. А ещё гордилась, что ей выпала возможность отразить в граффити историю героини-лётчицы.

«Настолько меня впечатлила эта история, что в Екатеринбурге я продолжила тему женщины на войне. И предложила в новой работе свою интерпретацию образа, – делится Марина. – Я была свободна рисовать так, как чувствовала. Пыталась передать ощущение нераскрытой женской жизни. Женщины ведь не предназначены для войны, но в подвигах не уступали мужчинам. А когда возвращались домой, скрывали, что были на фронте…».

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 11

Фронтовичка в Екатеринбурге

«Фронтовичка» рассказывает о пережитой боли, которую нельзя показать: красивая женщина в пилотке смотрит на зрителя, спрятав лицо в полупрозрачных ладонях – чувства она переживает украдкой. Прошло больше года, но работа до сих пор собирает отзывы, рассказывает Марина. У людей, которые видят её впервые, мурашки по коже.

«Я не социальный художник. После работ в Екатеринбурге и Москве окончательно это поняла. Долго пришлось приходить в себя», – говорит райтер.

 

Где живёт душа города

 

В 2013 году Марина Ягода приняла участие в международном конкурсе райтеров в китайском городе Карамай. Путешествие вдохновило её на создание одной из самых необычных работ.

«Это закрытый город, потому что там прямо из земли течёт нефть. Можно даже увидеть обложенные камнями чёрные озерца. Ещё там потрясающие парки с множеством фонарей, и есть целый квартал с арт-инсталляциями», – вспоминает она о поездке.

Марина не стала рисовать на подготовленной для состязаний стене, а попросила для себя фасад, который расписывать не предполагалось. Организаторы согласились и не пожалели о своём решении – сибирячка рассказала языком граффити о Карамае.

«Я назвала работу «Душа города». Это рыжая девчонка с рогами-деревьями, у неё в волосах запутались маленькие фонарики – символ тенистых парков, в которых так приятно гулять вечерами. И руки у неё чёрные – так я показала нефть, которая бьет в Кармае из-под земли», – объясняет Марина.

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 13Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 15

«Звездочёт» и «Душа города»

Через год Марину Ягоду пригласили на фестиваль граффити в другой город КНР – Сиань. Там райтеры из разных стран расписывали фасады зданий. Сибирская художница завоевала Гран-при с нежным и изящным «Звездочётом». Все мы мечтаем и у каждого из нас есть свой внутренний космос – об этом и граффити-история в небесных тонах.

По словам автора, её работа серьёзно отличалась от других. Многие участники тяготели к европейской манере, в том числе и райтеры из Китая, считает Марина:

«Мы отличаемся от европейцев. Сибирский стиль сформировался отчасти потому, что мы были немного изолированы от остального мира. У нас было мало информации. Если к нам в руки попадал журнал о граффити – зачитывали до дыр. Находили баллончик профессиональной краски – 10 раз рисовали скетч, прежде чем переносить его на стену. Потому что это не расходный материал, а сокровище! Поэтому у нас очень вдумчивый подход, внимание к деталям. Много граффити с предысторией и смыслом».

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 17

«Амстердам» в Новосибирске

 

Сокровища сибирского стиля

 

В июле 2016 года Марина Ягода путешествовала по городам Сибири вместе с граффити-командой «Так надо». Райтеры искали ответ на вопрос, что же такое сибирский стиль. Во время тура они превратили в арт-объекты десятки зданий, каркас автобуса, огромный камень и даже собственную машину.

На Алтае по пути в Акташ появилась новая достопримечательность – гигантский череп динозавра. Сотни путешественников уже сфотографировались с ним. Семиметровый камень за горой миновать невозможно – он кажется настоящей археологической находкой.

«Это граффити-шутка, но у неё есть серьёзный подтекст, – объясняет собеседница «Газеты Кемерова». – Алтайцам не нравится, когда оставляют надписи на камнях или скалах. Они по-прежнему верят, что у всего есть душа – у камней, воды, леса. А этот камень был изрисован всякими бестолковыми надписями. Своей работой мы хотели показать, что он – древнее всех нас, это ценность, глупо на ней что-то писать. Не знаю, насколько поняли наш посыл. Но это место стало популярным».

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 19

Череп динозавра – граффити-шутка с подтекстом

В Новокузнецке Марина вместе с другими ребятами рисовали на городском трамвае. Он будто бы сшит из разных кусков разноцветной ткани. А на боку шутливая надпись Grand Turismo, как на огромных автомобилях для дальних поездок. Художница говорит, что трамваи любят наши бабушки – и эта работа адресована, прежде всего, им.

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 21

Трамвай в Новокузнецке

«Когда мы готовились к туру, делали эскизы с сибирским характером. В итоге не все были использованы. Но стиль выдержан: смотришь все на работы и чувствуется, что у них сибирская душа. В Кемерове у нас родилась идея сделать сибирский погребок. Все мы, сибиряки, на зиму делаем какие-то заготовки, соления. Закатываем в банки всё лучшее. И мы решили, что это сибирская тема! Вместе с кемеровчанами сделали длинную стенку – полку погреба. И каждый художник в нём сохранил что-то своё: шрифты, персонажей или даже саму зиму. Что-то важное для каждого из нас», – улыбается Ягода.

 Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 23Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 25

Работы Марины Ягоды в Кемерове: девушка (ДК «Азот») и «Сибирский погребок» (под Кузнецким мостом)

 

Рыбкино счастье

 

Экспедиция на Крайний Север стала захватывающим приключением. На Ямале Марина Ягода впервые увидела северное сияние, нарисовала граффити с детьми и оставила на память о себе добрую примету.

«Из Нового Уренгоя на вертолете мы прилетели в бухту Порт Новый. Там тундра, вечная мерзлота, дома на сваях. Половина жителей добывает газ, вторая – разводит оленей. Дети оленеводов живут и учатся в интернате, когда родители уходят на промысел. У ребят был конкурс рисунка. Я отбирала работы, задумка была – выбрать одну, и с автором перенести её на здание. В итоге я не смогла выбрать одного победителя. И я решила создать собирательный образ: девочка, которая рисует символы – якоря, рыбки, еду. Всё то, что говорит о городе. Кстати, узор у неё на капюшоне национальный – ребята мне его подсказали. Это заячьи ушки», – вспоминает Марина с улыбкой.

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 27Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 29Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 31Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 33

Марина Ягода и дети Порта Нового

Для учеников художница подготовила контуры, которые можно раскрасить – те самые символы. Рисовали на маленьком здании во дворе интерната – оно было серым и скучным, и дети каждый день видели его из окна. Хотелось добавить волшебства.

«Такая отдача от ребят огромная была – грунтовали и раскрашивали всем миром. Даже самые маленькие пробовали, хотя им ещё сил не хватало на кэп баллончика нажать. Контуры мои закрасили в несколько слоёв, а стенку дорисовали до максимальной высоты – сколько рука вытягивалась на лестнице. Для детей это было событие, для меня – тоже!» – улыбается художница.

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 35

«Русалка» в Порте Новом

На Ямале все дома из-за вечной мерзлоты стоят на сваях. Тропинка к морю тоже петляет между ними: хотели что-то строить, да бросили. Каждую неделю жители спускаются к берегу – ждут плавучий магазин. И все ребята туда ходят. Для них Марина Ягода нарисовала на сваях маленьких ненцев с рыбками.

«Смотрю как-то раз – бегут дети, у них новая игра. Прыгают, бьют ладошкой по рыбкам. Оказалось, кто-то пустил слух: если на бегу хлопнуть по каждой рыбке, то у тебя будет счастливый день. И они верят в примету, это маленькое чудо – повод для радости».

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 37

 

О сибирском стиле и работах Марины Ягоды

Cказки городских стен: граффити Марины Ягоды 39– Работы райтеров из Томска, Красноярска, Новосибирска, Кемерова нельзя, на мой взгляд, отнести к единому сибирскому стилю, так как пока сложно говорить о его существовании. Стиль – это всегда узнаваемый визуальный язык, острая характерность, когда смотришь на работу и понимаешь, что перед тобой именно Рубенс, а не Пикассо.

Граффити, начиная с его американского варианта, создало очень яркую визуальную стилистику, которая стала интернациональной. При этом есть ряд художников, которые используют национальные мотивы, образы или особенности каллиграфии (арабская вязь, иероглифы). Но всё же мне сложно говорить об уникальных стилях греческих или украинских граффити. Чаще можно говорить о стилистике отдельного художника или группы.

Хотя очень интересно было бы создать свой сибирский стиль, который бы узнавали в любом уголке мира. Например, здесь можно поэкспериментировать и переработать образы и художественный язык местных культур, наследие русского авангарда и даже советской монументальной живописи, соединив всё с интернациональным стилем граффити.

Мне кажется, в этом направлении идет Марина Ягода, использующая разные элементы из сибирской культуры – образы животных, орнаменты и тому подобное. Всегда особое удовольствие рассматривать её работы – яркие, метафоричные и очень хорошо сделанные.

Здесь граффити уже не просто непонятные многим надписи-тэги, а искусство, которое входит в диалог с городом и горожанами. В этом отношении Марина абсолютно попадает в мировой тренд – обогащение буквенного, классического граффити живописными образами. У Марины образ становится главным, первостепенным. Возможно, именно она создаст ту самую сибирскую стилистику, которая вдохновит других райтеров и выделит наше граффити в мировом потоке.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика