Подав заявку на Всероссийский студенческий форум, я и не думала, что выиграю в конкурсе и стану «послом русского языка в мире». Программа реализуется Институтом имени Пушкина при поддержке российского Министерства образования и науки. Те, кто успешно прошел отбор, получают возможность отправиться в пять стран СНГ — учить детей в школах русскому языку. Молдова, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия — и еще одна страна, поехать в которую я мечтала давно. Армения.
«Розовый город» вечного праздника
Москва, аэропорт «Внуково», холодное туманное утро. Рейс «Москва – Ереван» задерживается. Наша делегация вызывает интерес у армян, стоящих в очереди на посадку.
«Обычно этим рейсом летают армяне, работающие в Москве, оставившие семью в Армении. Поэтому такое количество русских нас удивляет», – объясняет Армен, мой сосед по креслу в самолете.
Если первые полтора часа мы летели спокойно, то потом шума на борту прибавилось: начала играть армянская музыка, разговоры становились громче, жесты экспрессивнее, и вот уже многие стоят в проходе, что-то рассказывая своим собеседникам. Именно с этого момента начинается мое непосредственное знакомство с новой культурой и страной.
Армения встретила нас 23-градусной жарой (это после Москвы, где +2 от силы, а уж про Кемерово и говорить тут нечего), теплым ветром и ярким солнцем. В аэропорту «Звартноц» первое, что вы увидите, это надпись «Добро пожаловать домой!». Неудивительно, ведь армян, проживающих за границей, в разы больше, чем в самой Армении, а для туристов эта страна становится вторым домом благодаря гостеприимству местных жителей и вниманию со стороны совершенно незнакомых людей. Так, в общественном транспорте мужчины всегда уступят место женщинам, на улице непременно помогут донести тяжелые сумки, не только подскажут дорогу, если вы потерялись, но «отведут за руку» до нужного вам места.
Ереван – столица Армении, крупнейший по численности населения город страны, основанный в 782 году до н. э. То есть ему более двух тысяч лет! Несмотря на солидный возраст, город старается шагать в ногу со временем: витрины современных европейских магазинов отполированы до блеска, в ресторанах чаевые включены в чек (10% от стоимости заказа), в такси установлены таксометры. Но даже в европейском центре есть место национальному колориту. Большинство зданий построены из туфа — долговечного камня, цвет которого может варьироваться от красного до нежно-розового и серого. Поэтому Ереван называют «розовым городом».
Несмотря на наличие пешеходных переходов и дорожных знаков, водители нарушают правила дорожного движения. Кроме превышения скорости, принято постоянно сигналить друг другу – это своеобразный диалог, мол, «давай погоняем!». Белая «Нива» 4х4 (именно белая!) – это бренд для армянина, ездить на такой машине очень престижно. Кажется, водители сговорились и устроили флешмоб: так много «4х4» на дорогах города!
В выходные дни жизнь в городе бьет ключом: невозможно пройтись по проспекту Месропа Маштоца, главной улице Еревана, не задев кого-нибудь плечом. Ощущение праздника повсюду: в воздухе сладкий аромат духов, настолько насыщенный, что начинаешь чихать, музыка гремит из окон проезжающих мимо автомобилей. Вечером обязательно нужно попасть на Площадь Республики и полюбоваться музыкальным фонтаном, который был спроектирован еще при советской власти и считался технически новаторским для своего времени.
Несмотря на праздничную атмосферу, царящую в Ереване в выходные, я не видела молодых людей, распивающих спиртное в парках или просто пьяных на улице. Зато если вы девушка и гуляете вечером одна (или сидите в кафе в одиночестве), армянские мужчины считают, что это знак и вы хотите с кем-то познакомиться!
Обратная сторона Арарата
Армяне – древний народ, формирование которого началось еще в XII веке до н. э. (просто представьте себе эти цифры!). История армянской государственности имеет такие же глубокие корни и насчитывает около двух с половиной тысячелетий.
«Многие русские удивляются тому, что армяне первые приняли христианство в 301 году. Некоторые не верят и успокаиваются только тогда, когда прочитают об этом в интернете. Я думаю, наша история – это постоянная борьба за свои земли, за свое право существовать как самостоятельный независимый народ. Мы помним 1915 год, геноцид, совершенный турецкими властями, который они так усердно отрицают», – горячо рассказывает Геворг Сарксян.
Он работает охранником на Большом Каскаде, одной из главных достопримечательностей Еревана, откуда открывается прекрасный вид на город. При упоминании слова «геноцид» Геворг непроизвольно бросает взгляд в сторону Арарата, священной горы, принадлежащей армянам испокон веков. Теперь же это территория Турции.
«А вы знаете, Арарат все-таки наш. Потому что со стороны Турции на эту гору вид некрасивый!» – шутит Геворг, пытаясь разрядить обстановку.
Уверена, мой собеседник вряд ли был в Турции и мог оценить, как Арарат выглядит с «той стороны». Дипломатические отношения этих государств разорваны, граница закрыта, и попасть с армянским паспортом на территорию Турции – все равно что завтра собраться полететь в космос. Геноцид турецкие власти яростно отрицают. Такая же ситуация обстоит с Азербайджаном, карабахский конфликт до сих пор не нашел своего разрешения. Так что маленькой стране в окружении недружественных соседей необходим большой сильный друг. Таковым здесь считают Россию.
Эчмиадзин, Копье Судьбы, хачкары
Христианство первыми приняли армяне – это мы уже выяснили. Армянская апостольская церковь имеет ряд отличий от православной. Чтобы понять разницу, нужно просто зайти в армянский храм и посмотреть на все своими глазами.
Первое, куда направится турист – это в Эчмиадзин, Святой город, где находится резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян.
Эчмиадзинский кафедральный собор – один из древнейших кафедральных соборов мира, он построен в IV–V веках. Считается, что здесь хранятся мощи Иоанна Крестителя, святых апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного, а также такие святыни как частица тернового венца и копье, пронзившее Иисуса Христа.
Прежде чем идти в армянскую церковь, нужно усвоить несколько правил. Помните, что на входе в церковь армяне трижды крестятся слева направо. То же самое необходимо сделать, выходя из церкви.
«Девушка, никогда нельзя поворачиваться к алтарю спиной, это неуважение, некрасиво», – укоризненно произносит мужчина по левую руку от меня.
Вот так я попала впросак первый раз. Оказывается, нужно идти спиной к выходу или хотя бы полубоком. Кстати, в церкви женщинам не обязательно быть с покрытой головой, что в православном храме будет выглядеть странно.
«Знаете, я была в Храме Христа Спасителя. Так там такой купол огромный, так золота много, что голова кружится. Еще у меня не было платка, мне сказали, что это неправильно. А я вот думаю: какая разница, есть платок на голове или нет, я ведь к Богу пришла!» – говорит прихожанка церкви Айнуш.
В Эчмиадзине армянские храмы не потрясут вас росписью купола или наличием большого количества икон в тяжелых рамах. Свечи ставят в песок с водой, священнослужители носят строгие черные одеяния, без всяких «излишеств». Но не все так просто, как кажется. Обратите внимание, купола колоколен всегда ниже куполов самих церквей. Это связано с традицией придавать церкви вид, похожий на библейскую гору Арарат. Еще одна самобытная деталь – это хачкары, архитектурные памятники из туфа или базальта. Они выглядят как каменные кресты со сложным выточенным узором. Хачкары являются символом веры, их возводили в местах военных побед, в честь строительства храма.
Сев на скамейку, чтобы полюбоваться одним из хачкаров, я положила ногу на ногу и совершила ошибку номер два. Оказывается, так сидеть не принято, потому что это своего рода кокетство, что неуместно в стенах церкви. Вот она разница культур!
Хаш, тонир, лаваш
Быть в Армении гостем – сложное занятие. Череда обильных застолий и посиделок может привести к тому, что по приезде домой вы рискуете не влезть в свои вещи, это проверено на себе!
Многие армянские блюда трудоемки в приготовлении, например, для кюфты мясо должно быть однородной массы наподобие мусса, потом оно отваривается, и получается нежнейший мясной рулет. На столе обязательно присутствует большое количество лаваша, зелени, мягкого домашнего сыра, оливок и, конечно, шашлыка! Некоторые блюда для нас специфичны на вкус: либо слишком остры, либо солены. Так, лахмаджун, тонкая мясная лепешка, может показаться чересчур пряной.
«Есть у нас такой суп, называется спас. Я его из кружки пью летом, когда жара +40. Очень освежает!» – со знанием дела рассказывает Армен Степанян, официант ресторана «Кавказская пленница».
Спас готовится из кисломолочного продукта мацони, пшеницы, яиц и зелени. Легкое и сытное блюдо. В противовес ему есть хаш – густой бульон из говяжьей ножки с чесноком и огромным количеством приправ. Суп настолько густой, что его советуют есть не ложкой, а лавашом! Как ни странно, такое «тяжелое» блюдо рекомендуют «вкушать» ранним утром.
Лаваш – национальное достояние Армении. Его выпекают на стенках тонира – раскаленной печи, находящейся в земле. Лаваш смело можно покупать впрок – он не портится, а только сохнет и становится ломким. Чтобы вернуть хлебу былую мягкость, необходимо сбрызнуть его водой. Если вы человек непьющий и в разгар застолья отодвигаете от себя рюмку подальше, можете быть уверены, что в следующий раз вас вряд ли пригласят вновь. Отказываться выпить с хозяином дома – это неуважение по отношению к нему. Тосты произносятся долго, с толком, чувством, расстановкой, но после этого не всегда армяне чокаются и пьют. Кто-то может вспомнить интересную историю, и вы будете держать бокал в руке еще минут 15, не меньше, только потом, наконец, выпив.
Вместо заключения
Общение с местными – это всегда ключ к пониманию страны. Ешьте то, что едят армяне, выпейте чистейшую родниковую воду из фонтанчиков, разбросанных по всему Еревану, сходите на рынок Вернисаж, поговорите с торговцем ковров за чашечкой кофе, замрите посреди улицы, зачаровано слушая грустную музыку дудука, обернитесь посмотреть на священную гору Арарат в последний раз.
Пора возвращаться домой.