gazeta.a42.ru
15 сентября 2016 в 15:52
  • 2224

Люди говорят: кемеровский учёный создал программу восстановления речи

Фото: Люди говорят: кемеровский учёный создал программу восстановления речи  1

Молодой учёный и изобретатель Антон Солодухин разработал уникальную программу «Афазия плюс» для реабилитации людей с отсутствием или нарушением речи после перенесённого инсульта, травмы и других тяжёлых повреждений головного мозга.

Аналогов ей в нашей стране не существует. По крайней мере, лицензионных и в открытом доступе, чтобы не только любой специалист в условиях стационара занимался с пациентом, но и сам пациент тренировался дома.

 

Тайны человеческого мозга

 

Интерес к медицине не может быть мимолётным. Тысячелетиями лучшие умы бьются над загадками человеческого организма и его возможностей, но до сих пор многое остаётся непонятным. Это-то и притягивает новых учёных, исследователей и изобретателей.

Антон Солодухин как раз из числа таких людей. Ему всегда была интересна нейропсихология – наука, изучающая взаимосвязь функционирования головного мозга с психическими процессами и, соответственно, поведением.

К концу обучения в Кемеровском областном медицинском колледже Антон окончательно определился в выборе сферы интересов. А тут как раз в КемГУ на социально-психологическом факультете открылось новое направление – дефектология.

«Это разноплановая дисциплина, помогающая овладеть инструментами реабилитации и адаптации пациентов с задержкой психического развития, нарушениями эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата», –  рассказывает Антон Солодухин.

На начальных курсах Солодухин занялся изучением особенностей развития детей с ДЦП. Всё больше вникая в проблемы особых ребятишек, старался найти какие-то новые реабилитационные методики. И однажды заметил в интернете сайт Центра патологии речи и нейрореабилитации под руководством Виктора Шкловского. В России и за рубежом Виктор Маркович известен как один из лучших клиницистов, диагностов и терапевтов, специализирующихся на коммуникативных расстройствах и патологиях речи детей и взрослых. Также Антона увлекли труды основателя отечественной нейропсихологии Александра Лурия.

Все эти наработки Антон решил связать с опытом зарубежных учёных и реализовать уже свою собственную идею. Студента поддержали преподаватели кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Михаил Симкин и Евгений Янко.

Так зародилась мысль создать электронную версию российской программы «Афазия плюс», которая вернула бы людей к нормальной жизни.

«Как-то так сложилось, что в России дефектологи, логопеды, психологи и программисты работают по отдельности, а не группами. Логопеды занимаются с пациентами по своим методикам, а программисты, осуществляя заказы клиник на разработку электронных ресурсов, преимущественно выполняют техническую часть, эффективность которой на практике не имеет доказательств», –  объясняет учёный.

За рубежом процесс совместных проектов налажен с 1980-х годов и шагнул далеко вперёд. У нас же всё продвигается маленькими шагами при том, что распад сформировавшейся речи у взрослых поддается исправлению в значительно меньшей степени, чем у детей. Соответственно, чем быстрее вернуть человека в привычную среду, тем лучше. «Речевое расстройство появляется более чем в половине случаев после перенесённого инсульта и требует своевременного коррекционно-логопедического воздействия», –  говорит Антон Солодухин.

 

Любимая работа восстановит память

 

От инсульта в России ежегодно страдает более 400 000 человек. Для подавляющего большинства из них полноценная реабилитация затруднена по разным причинам, а утраченное время приводит к необратимым последствиям.

Как отмечает Антон Солодухин, начинать восстановительную терапию следует в первые недели после инсульта, учитывая психологическое состояние человека.

Люди говорят: кемеровский учёный создал программу восстановления речи  5

Как правило, пациенты, перенесшие инсульт, испытывают чувство бессилия, поэтому побороть депрессивное состояние – основная задача психолога и логопеда, работающих в тандеме.

«В идеале обследование лучше вести не так очевидно для пациента, чтобы у него не возникло никаких сомнений в своих силах», –  считает Антон.

Ко всему прочему курс реабилитационных занятий должен быть интересным и учитывать не только интеллектуальный, но и профессиональный уровень пациента, его интересы. Так будет гораздо проще восстановить речь.

Корректируя нарушения письма, чтения, счета, специалист получает реальную возможность исправить ситуацию. А использование электронных программ будет лишь способствовать эффективному курсу терапии. Главное – не довести вновь приобретённые навыки до автоматизма.

 

Маленькие, но достижения

 

В качестве образца для реализации своей идеи Антон взял зарубежную программу Aphasia Tutor, выложенную в свободном доступе в Сети. С её помощью пациенты могут под контролем логопеда или самостоятельно работать над лексико-грамматической стороной речи, используя встроенную систему специальных подсказок, что повышает мотивацию пациентов и способствует регулярным занятиям. А это всё в комплексе является одним из важных компонентов успешной реабилитации.

Результативность опытного варианта программы «Афазия плюс» Антон проверил на практике благодаря содействию руководства Кемеровского дома-интерната для престарелых и инвалидов.

В исследовательском эксперименте приняли участие 10 пожилых людей до 70 лет, перенёсших инсульт несколько лет назад. Кто-то из них не мог говорить, издавал только звуки, кто-то употреблял лишь простые слова бытового плана.

Исходя из функционала программы, Антон проводил с ними артикуляционную гимнастику, разучивал произношение звуков, решал математические задачи и примеры, пробовал помочь ориентироваться в пространстве, читать и печатать, понимать пиктограммы.

Люди говорят: кемеровский учёный создал программу восстановления речи  7

В итоге у людей увеличился словарный запас, они стали выстраивать простые предложения. Например, за основу бралось слово дай, потом к нему присоединялся глагол. Условно получалось предложение: «дай пить». Постепенно добавлялись слова сейчас/потом, воду/чай, имя человека, к которому обращена речь. Маленькие успехи всегда мотивировали пациентов, поэтому у них появилась хорошая динамика. Некоторые из них даже хотели продолжить занятия после завершения эксперимента.

 


Шесть ключей к нормальной жизни

 

Программа «Афазия плюс» состоит из шести блоков, каждый из которых включает набор упражнений, направленных на восстановление определенных функций.

Первый блок – это артикуляционная гимнастика, по итогам которой даётся оценка уровня выполнения упражнений. Второй блок предназначен для изучения пиктограмм. Приём основан на обучении пациента замене слова, просьбы или действия рисунками с изображениями. Третий блок позволяет вспомнить звуки. В четвёртом блоке пациент пробует читать и печатать. Пятый блок с названием «Ориентируемся в пространстве» помогает вновь научиться определять время по часам, правильно показывать части тела, работать с перевёрнутыми изображениями. Шестой блок – это наивысшая ступень программы. С его помощью пациенты учатся решать математические задачи и примеры.

Стоит отметить, что в программе ведётся подсчёт правильных ответов, в настройках есть возможность установки заданий по степени сложности, учитывая состояние пациента, функция случайного распределения вариантов ответа после каждого запуска. После закрепления упражнений в программе можно продолжить выполнение аналогичных заданий в устной и письменной форме.

«Афазия Плюс» предназначена для применения на персональных компьютерах для носителей русского языка (речевые конструкции в разных языках разнятся). Однако научно-практическая польза ноу-хау настолько высока, что увеличиваются и перспективы коммерциализации.

Люди говорят: кемеровский учёный создал программу восстановления речи  9

Программа «Афазия плюс» может таким же образом, как и Aphasia Tutor, распространяться через Play market, App store. Её можно использовать в неврологических и реабилитационных центрах и дома.

Однако изобретение Антона Солодухина может стать ещё более комплексным и функциональным. Специалисты центра сопровождения научных исследований КемГУ предложили Антону рассмотреть возможность реализации совместного проекта с Сергеем Полянским. Программа Сергея предназначена для детей с ДЦП. Если учёные смогут совместить свои проекты, эффективное восстановление речи станет доступно как взрослым, так и детям.

Сейчас Антон работает научным сотрудником в лаборатории нейрососудистой патологии НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний и трудится над созданием реабилитационных программ для пациентов, перенёсших коронарное шунтирование и эндоваскулярное вмешательство. Теперь его главная цель – как можно скорее вернуть людей к нормальной жизни и научить их верить в себя. 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика