gazeta.a42.ru
31 июля 2015 в 14:33
  • 5592

Шахтер — тот, что над городом

Фото: Шахтер — тот, что над городом 1

В Кемерове его знают все. Да и за пределами нашего города немало знающих. Помню, как хвастался перед друзьями из Словакии, показывал им кемеровские виды. Они вежливо кивали головой, воспитанные европейцы, но когда увидели его, их удивление вдруг стало неподдельным. Потому, что он, возвышающийся над городом, да еще в вечернее время, со своей мало где виданной подсветкой, действительно впечатлял. У нас-то глаз «замылился» уже немного — 12 лет он с нами и с городом, привыкли к нему. Но и привыкшие, многого о нем не знаем — а может, никогда и не были вблизи. А там есть на что посмотреть. Так подумали и мы, в «Газете Кемерова», вышли из офиса, сели на трамвай, да и поехали к нему в гости. К нашему бронзовому Шахтеру.

 

Три тысячи квадратных метров вокруг

 

Пока мы карабкаемся вверх по лестнице, направляясь от трамвайной остановки к памятнику и расположенному вблизи него скверу, у читателя есть время вспомнить, что монумент «Память шахтерам Кузбасса» был открыт в Кемерове в августе 2003 года. И автором его стал скульптор Эрнст Неизвестный, чьи работы украшают города и страны по обе стороны Атлантики. Нью-Йорк, Ватикан, еще кое-где — и в кузбасской столице.

Неизвестный, уж простите, известен кроме всего прочего и неординарными художественными решениями — его скульптуры необычны, они поражают. Вот и Шахтера мастер изваял с пылающим углем в груди. Уголь — он же и сердце.

Шахтер — тот, что над городом 5

Но это все вы, наверное, и сами знаете, а мы тем временем уже пришли. В сквере около памятника нас первым делом встречает звук газонокосилок — это кемеровские озеленители проводят очередную «косметическую уборку» территории.

Шахтер — тот, что над городом 7

Шахтер — тот, что над городом 9

«Траву мы тут скашиваем постоянно — по мере необходимости, конечно. Да и вообще, работы здесь хватает — вся территория сквера, а это примерно три тысячи квадратных метров, подотчетна нам. Уборка мусора, уход за газонами и клумбами, поддержание в порядке скамеек и фонарных столбов — да мало ли что еще? Зимой, естественно, еще и уборка снега. Словом, то, что называется «текущее содержание». Но это ведь и не совсем обычный сквер, а очень посещаемый — сюда все гости города приезжают, не говоря уже о свадьбах. Поэтому отношение у нас к нему особое, хочется, чтобы все было тут идеально. Постоянно что-то новое придумываем. Недавно вот вазончики с цветами поставили — посмотрите, какие симпатичные!», — показывает директор компании «Зеленстрой» Людмила Умникова.

 

Ольга Васильевна и Эрнст Иосифович

 

Да, вазоны и впрямь хороши, создают впечатления уюта вокруг. И скамеечки рядом. И клумбы неподалеку от Шахтера, где петунии и герань высажены в непроизвольном порядке, образуя цвета национального флага. Правда, жара выдалась этим летом нешуточная — и цветам мало влаги, не разрослись они в полную силу, кое-где просвечивает земля. Но ладно бы в жаре только было дело — бывает, что посетители сквера рвут цветы с клумбы. И мусор разбрасывают вокруг. И скамейки портят. А потом, рано утром, все эти безобразия предстают перед глазами Ольги Семеновой, местного смотрителя, ответственной за территорию сквера.

Шахтер — тот, что над городом 11

Шахтер — тот, что над городом 13

«Обидно, конечно, хотелось бы, чтобы более уважительно здесь ко всему относились. Тем более, что сквер-то действительно хороший — обустраивался он на моих глазах, я сама принимала в этом участие, и считаю, что мы неплохо справились. Чистый, красивый — чего уж лучше? Да и, если хотите, это не только мое мнение, но и самого скульптора, который этот памятник делал. Да, Эрнста Неизвестного! Он ведь приезжал сюда, все смотрел. Сам небольшого роста, сильно уже в годах, но чувствуется, что крепкий еще и какой-то… ну, волевой что ли. Походил тут, поглядел, а потом и говорит: «Молодцы какие, как тут все сделали!». Очень было приятно такое слышать», — говорит Ольга Семенова.

Шахтер — тот, что над городом 15

Шахтер — тот, что над городом 17

Кстати, еще одной обязанностью Ольги Васильевны является и уход за самой скульптурой — точнее, за ее гранитным постаментом, который едва ли не каждый день необходимо протирать от пыли и грязи. Гранитные плиты высокие, значительно выше человеческого роста — так что приходится приносить стремянку и уже с ее помощью «наводить блеск». Процедура, что и говорить, очень прозаичная, но совершенно необходимая.

 

Его сердце под оргстеклом

 

Ну а другая процедура, без которой тоже никак не обойтись, — это проверка работы двух неоновых трубок, спрятанных под «колпак» из оргстекла. Имеется в виду то самое пылающее сердце Шахтера, которое в смысле техническом просто пара сильных лампочек.

Шахтер — тот, что над городом 19

Шахтер — тот, что над городом 21

Проверкой, проходящей обычно раз в полгода, за вычетом случаев чрезвычайных, занимается сотрудник компании «Кемеровгорсвет» Павел Леоненко. «Главный городской часовщик» — так он отрекомендовывается при знакомстве. Действительно, на «попечении» Павла находятся еще и те самые часы на здании Главпочтамта. Но и бронзовый Шахтер ему совсем не чужой — хотя бы потому, что нынешняя система управления подсветкой статуи именно «главным часовщиком» и разработана. Чуть выше постамента имеется неприметный лючок, внутри которого и скрывается «система кровообращения» шахтерского сердца, а проще говоря — тот самый пульт управления.

Шахтер — тот, что над городом 23

Шахтер — тот, что над городом 25

Шахтер — тот, что над городом 27

Все очень обыденно: подъезжает грузовик с грузовой люлькой — и Павел Леоненко поднимается вверх. А на сей раз ему составляет компанию и фотокор «Газеты Кемерова». Система управления проверена — и еще немного вверх, чтобы вровень с самим сердцем, там тоже надо все осмотреть. На все уходит минут пятнадцать, после чего люлька опускается на землю.

«Все там в полном порядке, система работает хорошо», — говорит Павел Леоненко.

 

Пятница, суббота, взгляд издалека

 

«Главный часовщик» добавляет — вот бы хорошо было, если бы работающие подсветкой для сердца лампочки расположить действительно в форме сердца, чтобы высвечивался яркий контур, видный издалека. Да еще и сделать это сердце разноцветным.

Шахтер — тот, что над городом 29

Шахтер — тот, что над городом 31

Свидетелей у нашего разговора немного — на смотровой площадке у постамента в разгар буднего дня почти никого нет. Но, говорят работающие в сквере люди, вечерами и по выходным здесь если не аншлаг, то, по крайней мере, многолюдно. А пятница и суббота — время свадеб, после которых, к сожалению, больше всего мусора и остается.

Шахтер — тот, что над городом 33

Шахтер — тот, что над городом 35

Но на этом неприятном, хоть и вполне житейском, обстоятельстве заканчивать встречу с Шахтером нам совсем не хочется. И уже спускаясь по лестнице, мы оборачиваемся и стараемся представить — вот мы, предположим, вовсе не кемеровчане, а приехали издалека. И увидели Шахтера. Такого как он есть — бронзового на гранитном постаменте, с чуть наклоненной головой, в окружении деревьев и цветов, набрасывающего тень на город над Томью. Ну, пусть не «набрасывающего», это уже художественное преувеличение. Но ведь почему-то хочется думать и говорить о нем именно в таких выражениях. Может, это и называется — любовь и гордость?      

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика