5 октября 2021 в 11:06 Общество

9-летняя студентка МГУ: гениальный ребёнок или жертва родительских амбиций?

История вундеркинда стала широко известна минувшим летом: восьмилетняя девочка сдала ЕГЭ и получила аттестат за 11 класс. Её папа объявил, что осенью дочь будет поступать в МГУ и окончит его за два года. Однако в университете всё оказалось не так гладко: девочка не владела элементарным этикетом, её отец конфликтовал со студентами, а психологи называли попытки вырастить из ребёнка гения опасными для него самого. А тем временем в той же семье подрастают ещё шесть детей — и родители приготовили для всех такой же путь.

Хорошая ли затея столь раннее развитие? Чтобы ответить на этот вопрос, мы собрали всё, что известно о необычной семье. Брошенная карьера в банке, жизнь в однушке вдевятером, коммунистические взгляды — штрихи к портрету, который восторгает одних и пугает других.

Аттестат в девять лет, диплом — в двенадцать

Юная студентка получала семейное образование — это означает, что ребёнок лишь приписан к школе для сдачи экзаменов, но за его подготовку отвечают родители. Многие думают, что такой порядок допустим лишь при проблемах со здоровьем, но это не так: перейти на семейное образование можно просто по желанию родителей, закон «Об образовании» это допускает.

С родителями в роли учителей девочка в пять лет освоила программу третьего класса, в семь — девятого, в восемь — одиннадцатого. Журналистам «Ленты» отец девочки рассказывал, что она могла получить аттестат ещё в 2020 году, но до итогового сочинения и экзаменов её не допустили по формальным причинам. Так что школьница сдала ЕГЭ минувшим летом и в 9 лет поступила на психологический факультет МГУ. На бюджетное отделение баллов не хватило, сейчас она учится платно. На занятиях её постоянно сопровождает отец.

На семью свалилась известность и пристальное внимание СМИ. Начало обучения оказалось сопряжено с проблемами: девочка не владела этикетом и перебивала преподавателей, сокурсники отмечали её слабую социализацию и детское поведение в перерывах. «Сегодня в коридоре дымком играла, который в аппарате с антисептиком. Сунет ручки — он дымит, и у неё восторг», — передаёт слова студенток «Комсомольская правда». Отец тем временем приходил на занятия в пляжных шортах-бермудах и конфликтовал со студентами в чатах, заявляя, что его дочь некоторым «как кость в горле».

По словам детского психолога Натальи Наумовой, девочка выделяется своим поведением из-за огромной для её возраста нагрузки.

По мнению преподавателя МГИМО и Московского института психоанализа Виктории Шиманской, девочка за время учёбы в вузе наверняка наберёт необходимые знания, сдаст экзамены и получит диплом. Однако она вряд ли успеет сформироваться как специалист: не хватит жизненного опыта. «Девочке могут быть посильны контрольные тесты, но вряд ли придёт осознание того, чем ей предстоит заниматься в профессии», — уверена психолог.

Скептики в социальных сетях выражаются проще: родители «хакнули систему по сдаче экзаменов» и «натаскали бедную девочку на ЕГЭ», но работать по профессии и заниматься наукой она не будет способна.

Родители этого, впрочем, в ближайшее время и не планировали. Скорее всего девочка продолжит учиться дальше.

— Психология даёт умение простраивать работу, умение взаимодействовать с людьми, умение понимать, что происходит, анализировать мотивы, последствия. Это в качестве высшего образования очень хорошо ложится на любое другое, — рассказал «РИА Новости» отец девочки.

Чудо-методика, которой нет

Девочка сдала ЕГЭ по физике, информатике, химии, биологии, русскому языку и математике. Результаты не слишком высокие, но выше минимально необходимых для поступления в вуз.

По словам отца, его дочь не гений и не вундеркинд. Дело лишь в хорошей памяти и старании родителей-педагогов. В интервью «Комсомольской правде» мужчина описывает свою технику развития детей более подробно.

— Нет никакой чудо-методики, — подчёркивает он. — Техника основана на наших советских разработках Эльконина, Выготского, Давыдова, Рубинштейна. Занимаемся примерно по три-четыре часа в день, и это реально меньше, чем в школе. Плюс домашнего образования, что не нужно собираться в школу, а там спрашивают то одного ребенка, то другого. Мы пропускаем символичные «переклички» в классе, проверку стихов у всех учащихся. Ребёнок не просто отсиживает 6-7 уроков, а тратит время эффективно.

Отец-новатор уверен: быстро освоить школьную программу способен любой.

— Никакого ускоренного обучения, приходится проходить всю школьную программу. Мы следуем учебникам, которые одобрены Министерством образования. Наша методика подойдёт любому ребенку. Мы и своих вундеркиндами не считаем: обычные результаты, если заниматься. Да и мы — не скажу, что особенные.

В интервью «Правмиру» мужчина рассказал, что дочь читала по 200 страниц в день. Длинные произведения классической литературы, например, «Войну и мир» и «Преступление и наказание» девочка читала в кратком изложении, так как «объективно не доросла» до них. Как, по мнению её отца, и большинство российских подростков. Школьная математика, по его мнению, очень проста как минимум до восьмого класса. Объяснить основные действия — деление, умножение, дроби, а затем и векторы, и матрицы — можно на простых примерах, «переводя» их на язык ребёнка.

Семь вундеркиндов в однушке

У гениальной девочки шесть младших братьев и сестёр. Родители оформили семейный детский сад, и отец работает в нём воспитателем, получая зарплату — по российским законам так можно. Имена детей подобраны из скандинавской, греческой и китайской мифологии. Всю свою жизнь родители посвящают их воспитанию.

Все дети — погодки, соответственно, их мама в отпуске по уходу за детьми уже восемь лет. По данным «Комсомольской правды», она окончила механико-математический факультет МГУ и финансовую академию при правительстве РФ. До рождения дочери работала в банке на руководящей должности среднего звена.

Отец юной студентки родился в Белорусской ССР в 1985 году, в старших классах переехал с родителями в Казахстан. Учился в МГУ на психологическом факультете, а затем на факультете вычислительной математики и кибернетики. У него два высших образования, оба диплома с отличием. Сразу после выпуска работал в московских офисах Яндекса и SAP, а затем с женой и двумя детьми отправился учиться в аспирантуре в Китае, в Академии наук Гуанчжоу. Диссертация посвящена биомаркерам рака, но удалось ли ему получить учёную степень, неизвестно.

Семья проживает в однокомнатной квартире в Москве. Мужчина неоднократно упоминал, что он придерживается коммунистических взглядов, а к материальным ценностям равнодушен. По словам его супруги, органы опеки даже попытались применить к ним статус семьи, находящейся в социально опасном положении, но пара в ответ подала в суд и добилась официальных извинений.

Дальше — фабрика гениев?

Первый месяц учёбы девочки в вузе, по словам родителей, прошёл успешно.

— Прочитала учебники по философии — вузовский, страниц на 800, анатомии и физиологии ЦНС (страниц 600), 13 диалогов о психологии Соколовой (страниц 700), а также учебники по «Русскому языку и культуре речи», «Логике», «Концепциям современного естествознания», «Незнайку на Луне» и немного сказок. Подготовила доклад, который уже одобрен преподавателем. Редкий студент может похвастаться такими результатами к 20-му дню семестра. Она готова сдавать ряд дисциплин, — заявили родители журналистам «Московского комсомольца».

Отец уверен, что юная студентка уже прошла программу первого семестра, а по ряду предметов ушла вперёд. На днях для девочки разработали индивидуальный план обучения; при этом отдельные преподаватели даже угрожали отчислить её за непосещаемость.

Тем временем следующий по старшинству после девочки ребёнок, семилетний мальчик, в этом году получил аттестат за девятый класс. Родители готовятся к тому, что он повторит путь: через год окончит школу и поступит в вуз.

— Он либо в этом году, либо в следующем будет выходить на ЕГЭ, в зависимости от того, потянет или нет, — рассказал отец «РИА Новости». — Может он айтишником будет, а может как [сестра] на психологию пойдёт.

Хороший старт или жертва амбиций

Отец девочки довольно расплывчато отвечает на вопрос, зачем детям столь раннее развитие. Упоминает, что знания ценны сами по себе и цитирует Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно». Примечательно, что и своим собственным обширным знаниям он не нашёл иного практического применения, кроме как для обучения собственных детей. Комментаторы в соцсетях называют его «вечным студентом» и обвиняют в проедании чужих налогов. Он же считает, что совершил переворот в педагогике — и уже подготовил научную статью на эту тему. В соавторах — дочь и сын.

Семейный психолог Алёна Леонова отмечает, что жизнь в режиме «взрослых требований» может стать серьёзным ударом по психике девятилетней девочки. В неподходящем возрасте могут возникнуть кризисы, которые она должна была пройти в другое время, но не прошла, потому что не было естественного течения взросления. В итоге психологическое развитие может нарушиться.

— Ребёнок должен иметь возможность проживать свою естественную жизнь согласно возрасту, а не ту жизнь, которую ему навязывают родители из-за собственных амбиций, — рассказала Леонова журналистам «Правда.Ру». — Через этого ребёнка он делает себе имя, что он отец гениальной дочери и всё это воспитание — следствие, видимо, его каких-то выдающихся способностей, как он хочет это преподнести обществу.

Отец девочки неоднократно говорил, что ему надоели сравнения с другими вундеркиндами, «которые плохо кончили». Однако эти сравнения очевидно напрашиваются: очень уж похожи обстоятельства.

Например, советский вундеркинд Ника Турбина с четырёх лет диктовала маме свои стихи, первый сборник выпустила в девять, а в двенадцать получила «Золотого льва» в Венеции — до неё эту вершину взяла только Ахматова. Стихи Турбиной перевели на несколько языков, ей покровительствовал Евгений Евтушенко. Но когда Турбина повзрослела, стихи уже не вызывали такого ажиотажа, интерес к ней угас. Ника, ещё в подростковом возрасте получившая нервные срывы, не пережила забвения: начала принимать наркотики и покончила с собой в 27 лет.

Алексей Султанов — вундеркинд из семидесятых. В два года он уже играл на пианино простые мелодии, в пять начал сочинять собственные. Родители приложили огромные усилия к его развитию, практически не выпуская из-за инструмента. К восьми годам Алексей играл Моцарта и Бетховена на уровне лучших исполнителей. В девять у мальчика развилась булимия. К подростковому возрасту он стал нестабилен, в порыве гнева ломал инструменты, мог причинить вред самому себе. К двадцати годам развилась паранойя, к тридцати он перенёс инсульт, затем ослеп, его частично парализовало. Умер в 36 лет.

Есть и другие примеры, в которых разнятся обстоятельства, но схожая траектория жизни: взрывной старт, проблемы с психикой, распад личности, ранняя смерть.

Отец девочки в ответ на подобные примеры указывает на результаты семьи Никитиных. Пара советских педагогов в шестидесятых воспитывала семерых детей противоречивыми методами: обливали ледяной водой и оставляли спать на морозе, давали высокие учебные и физические нагрузки. Дети выросли вполне успешными, получили высшее образование, построили полные семьи. Похожих и даже лучших результатов намерен добиться и он, причём без каких-либо экстравагантных приёмов.

Получится ли? Пример семьи расколол общественное мнение в России, это хорошо видно по противоречивым комментариям психологов и педагогов, да и просто по спорам едва ли не под каждой публикацией о семье в соцсетях и интернет-СМИ.

Читатели, поддерживающие родителей-новаторов (их меньше), называют их интеллектуалами и трудолюбивыми оптимистами, которые воспитывают людей будущего, демонстрируют, на что способен ребёнок, если отбросить всё формальное и отвлекающее, правильно расставлять приоритеты. Другие (их больше) указывают на фактическую жизнь на пособия, стеснённые материальные условия и потенциальные психологические проблемы у детей, которые не имеют детства.

Одни родители видят в юной студентке молчаливый укор их педагогическим талантам («а мой-то девятиклассник до сих пор с дробями путается»), другие — бедное дитя с изломанной психикой, третьи — гения, каких единицы, четвёртые — первую ласточку поколений XXI века, которые будут впитывать знания на принципиально ином уровне, если поставить методы новаторов на поток. Кажется, все они правы, но в разной степени. И кто ближе к истине — пока сказать трудно.

Фото: A42.RU

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
В купальниках или cвадебный? билайн назвал самый «качающий» спуск «Грелки»
Яндекс.Метрика