С 15 ноября в Кузбассе не пускают в торговые центры, кафе, учреждения культуры, спортзалы и салоны красоты без QR-кода. Хочешь постричься или перекусить — докажи, что привился или есть медотвод. Это компромиссный вариант, позволяющий избежать полного закрытия заведений и одновременно стимулирующий граждан сделать наконец прививку. Многие, однако, восприняли систему как ограничение их прав. Корреспондент A42.RU отправился проверить, как кемеровские заведения справляются с наплывом недовольных горожан. Оказалось, что наплыва нет, но дырки в системе есть.
ТЦ «Я»: «Мне ваши магазины не нужны!»
На входе в четырёхэтажный торговый центр система контроля отсутствует. Распоряжение губернатора делает исключение для продуктовых магазинов, аптек и пунктов вакцинации — видимо, поэтому в ТЦ «Я» решили впускать всех на первый этаж, где работает продуктовый и аптека. Их соседям повезло: мини-кафе фастфуда, оптика, магазин подарков и другие бутики радостно работают, никаких кодов не требуя.
А вот эскалатор перекрыт: подняться на остальные этажи можно, только показав QR-код сертификата о вакцинации, бумажный сертификат или результат ПЦР-теста, сделанный не позднее чем три дня назад. Два крепких охранника закрывают спинами ступени: спуститься можно, подняться нельзя. Перед ними стоят сотрудницы ТЦ, чтобы они пропустили, нужно показать QR-код и документ, удостоверяющий личность.
Коды есть, конечно, не у всех посетителей. Каждую минуту находился человек, который целенаправленно шёл к эскалатору, увидев небольшую «пробку» останавливался, какое-то время смотрел на проверку и, поняв, что всё серьёзно, уходил.
— Ох ты, неужели ввели уже, — чесал в затылке пожилой мужчина. Рядом растерянно озиралась женщина.
— Ладно, Коль, пойдём тогда, — тронула она мужчину под локоть.
Я остановил пару с вопросами, есть ли у них прививка и почему они боятся подойти к охране.
— Да есть прививка, есть, — огорчённо сказала женщина. — А кода этого нету. Мы не знали, что уже надо.
— Так ведь по всем каналам в СМИ трубят, что с 15-го, — удивился я.
— А мы в Промышлёнке живём и не слышали, что так скоро, — посетовала женщина. — Выходит, зря ехали.
— А можно ведь бумажный сертификат принести, — подсказал я.
Но мужчина в ответ только махнул рукой, и они ушли.
Несколько раз у пункта контроля начинался конфликт: посетители требовали предъявить документ, на основании которого их не пускают в магазины, или просто выражали недовольство.
— Да мне только холодильники забрать, это по работе, — громко говорил мужчина прямо в лицо охраннику, рубя воздух рукой с огрубевшей и потрескавшейся кожей. — Мне магазины ваши на хрен не нужны, дай пройти!
— Это я что ли придумал, что нельзя, — сердито отбивался охранник.
— Несите код или справку о медотводе, — добавляла сотрудница.
— На каком основании людей не пускаете, — негодовал холодильный мастер, — документ у вас есть какой-то? Вы сами-то привились вообще? Вакцину на основе вируса делают — вы теперь, по сути, сами его и распространяете!
Я спросил у мастера, что он теперь будет делать.
— Начальство пусть разбирается, — отрезал он, добавив пару непечатных ругательств, и ушёл, раздражённо кому-то названивая.
Ещё одна посетительница требовала администратора: по её словам, QR-код на сайте госуслуг у неё есть, а технической возможности его предъявить — нет («у меня телефон эту функцию не поддерживает»). Спустя десять минут по эскалатору и в самом деле спустилась администратор и долго объясняла, что предоставлять технику для входа на портал госуслуг они не обязаны, а код или сертификат можно показать и в бумажном виде. В итоге она даже звонила директору ТЦ (по крайней мере, сказала, что директору), но женщину со старым телефоном наверх так и не пустили.
ТЦ «Сити Парк»: «Вызовем полицию»
В этом ТЦ рядом расположены вход в «Бургер Кинг», вход в магазин электроники на первом этаже и на лестницу к другим этажам.
— У вас есть QR-код? Вы в какой магазин? — окликнул меня на входе один из трёх контролёров.
Я сказал, что код не могу открыть, и меня не пустили. Обидно, что идущего за мной окликнуть не успели, и он просочился без остановки.
— Если вам в компьютерный магазин, пройдите к терминалу, сделайте заказ, и вам вынесут, — проинструктировал контролёр.
— О, кажется, открыл! — обрадовался я «неожиданности». — Сканируйте!
Контролёр просканировал мой QR-код, а вот документы не спросил.
— Паспорт не надо, — махнул он рукой, — просто скажите фамилию.
Охрана сканирует QR-коды с помощью собственных смартфонов. Я подглядел: на экране отражаются не все данные из сертификата, например, от фамилии только первая и последняя буква.
Периодически здесь тоже образуется пробка из троих-четверых посетителей, но вопрос постепенно решается сам собой: пока охранники заняты, люди раздражённо проходят мимо. Некоторых окликают, но до конфликта при мне не доходит.
Я спрашиваю охрану, имеют ли они право удерживать людей.
— Имеем право не пускать, такая инструкция, — отвечает мне один. — Руками не трогаем, не вытесняем, не толкаем, всё только словами. Если начнётся конфликт, вызовем полицию, по идее наряд должен быть недалеко.
«Леруа Мерлен» и «Лента»: «Мы не торговый центр»
В «Леруа Мерлен» я никаких признаков контроля не увидел. Для надёжности прошёл в зал, взял батарейки, принёс на кассу — мне их спокойно отбили.
— Разве вы не должны QR-код проверить? — спросил я кассира.
— Никаких распоряжений не было, — помотала головой девушка.
— Я журналист, — показал я бейдж, — позовите руководителя, пожалуйста.
Через 15 минут ко мне спустился начальник отдела контроля, представился и очень вежливо и уверенно объяснил, что «Леруа Мерлен» — вовсе не торговый центр.
— Мы магазин, или гипермаркет, если хотите. Поэтому действующее распоряжение губернатора на нас не распространяется.
— А чем же отличается ТЦ от гипермаркета? — удивился я.
— Существует ГОСТ и другие стандарты и документы, — пояснил начальник. — По ним мы не ТЦ.
Озадаченный, я пошёл в «Ленту». В этом магазине много непродуктовых товаров, а кроме собственно «Ленты», в здании гипермаркета ещё с полдюжины точек, в том числе химчистка и зоомагазин. Тем не менее, проход тоже был свободен.
— Разве вы не должны QR-код проверять? — обратился я к охраннику.
— Капиталисты такого не позволят никогда, — философски пожал плечами тот.
Для проверки я прошёлся по торговому залу и купил в зоомагазине кошачий корм.
— Сегодня инструкций не было, — ответила на мой вопрос о QR-кодах продавщица. — Может, завтра введут, кто их знает.
ТЦ «Облака»: «Да ладно, проходите»
В «Облака» я свободно зашёл сбоку, со стороны автомойки. Контролёр смотрел в телефон и на поток посетителей никак не реагировал. Пройдя насквозь второй этаж, я спустился по лестнице к главному входу и увидел спины двух охранников. Здесь они QR-коды спрашивали, но больше для проформы: через одного.
— А как пройти? — спросил контролёра мужчина.
— Желательно код… да ладно, проходите, — махнул рукой охранник.
— Надо, не надо вам? — протягивал смартфон в их сторону молодой парень. Ему «пикнули» экран, и он пошёл дальше.
Документы, удостоверяющие личность, за пять минут, что я стоял рядом, не спросили ни у кого. А когда людей было много, они просто проходили большой группой.
К слову, в будущем в сертификат вакцинации хотят добавить фотографию, чтобы не было нужды сличать его с паспортом.
ЦУМ: «Народ с пониманием относится»
Здесь вместо двух-трёх крепких мужчин QR-оборону держала пожилая женщина под семьдесят в сером свитере и огромных очках. Впрочем, она справлялась лучше всех: доброжелательно требовала «справочку о прививочке», стоя прямо в проходе. Проскользнуть мимо было невозможно, и непривитый народ, вздыхая, уходил.
— А где брать-то код ваш? — спрашивал мужчина такого же возраста.
— Да не обязательно код, просто справку в регистратуре можно взять, — отвечала контролёр. Она явно была убеждена, что это проще.
Я представился и спросил, что она будет делать, если её начнут оттеснять или скандалить.
— Не было такого, — удивилась она. — Вы знаете, народ с пониманием относится. Кто-то расстраивается, конечно, но тогда просто разворачивается и уходит. Что делать буду? В полицию звонить, что ж ещё.
— А почему в других ТЦ стоят мужики-охранники, а здесь вы одна? — поинтересовался я.
— Знаете, я бы тоже от мужика не отказалась, — наполовину шутя, наполовину негодуя ответила контролёр. Видимо, она всё-таки была не очень рада своим новым обязанностям.
Кафе, рестораны и парикмахерские: кто во что горазд
Обойдя торговые центры, я отправился в сторону «Лазурного». Кафе на Советском проспекте добросовестно контролировали QR-коды: ни в одном я не смог пройти без кода. Sabai Bar, «Завтра, Кать» и другие предлагали взять навынос, но на моё нытьё «ребят, ну нету кода, пустите поесть» держались крепко: «Извините, не можем».
Заведения «второй линии» были не столь принципиальны. Меня обслужили в кафе за стадионом «Химик», а в другом продали шаурму, которую я с аппетитом съел за столиком, на котором лежало объявление об обязательных QR-кодах.
Похожая ситуация была с парикмахерскими: в сети «Цирюльникъ» скучающие сотрудницы потребовали QR-код.
— Ой, а у меня нету пока, постригите так, пожалуйста, — подло обманывал я.
— Никак, — вздыхали служительницы ножниц и расчёски, — мы федеральная сеть, на штраф в триста тысяч попасть никому неохота.
— И что, много народу вот так у вас обламывается? — спросил я.
— Да ужас просто, — посетовала парикмахер, — всё утро вот так сидим!
Зато во дворе на ФПК две парикмахерские работали на ура, никаких кодов не спрашивая.
В кинотеатре было построже. Без QR-кода нельзя было даже дойти до кассы: контроль работал у входа. Однако паспорт здесь не спросили — сказали, что верят на слово.
Спорткомплекс «Лазурный»: исключений нет
Строже всего контроль оказался в «Лазурном». Контролёров тут было не то пять, не то шесть, и пройти мимо них не могли не только непривитые посетители, но даже работники. При мне на вход нацелились двое мужчин с ящиком инструментов; несколько минут спорили с охраной, а потом вышли.
— Вы, наверное, не плавать пришли? — окликнул я их.
— Нет, конечно, — раздражённо мотнул головой тот, что помоложе. — Мы электрику делать.
— А что теперь, вам подсказали какой-то вариант, как пройти? — уточнил я.
— Привиться нам подсказали, — зло сплюнул электрик, и оба пошагали к брендированному фургончику.
А я поехал обратно в редакцию.
И по дороге думал: интересный получается правовой парадокс. В сфере обслуживания и других подобных должны быть привиты 60% сотрудников. Однако если строго формально читать распоряжение губернатора о QR-кодах, оставшиеся 40% просто не попадут на работу – ведь об исключениях для сотрудников ничего не написано.
Дежавю: QR-коды ждёт судьба масок?
Во время проверки меня не покидало ощущение дежавю: когда вводили масочный режим, ситуация была похожей. Много недовольства, попытки обмануть систему и тихий саботаж, который в итоге победил. В первые дни заведения так же регулярно проверяли на предмет масок и антисептиков, штрафовали и владельцев заведений, и клиентов-нарушителей. Однако постепенно контроль ослаб, а маски как носили под подбородком, так и носят.
Превратится ли контроль QR-кодов в профанацию, предсказать сложно. Если заболеваемость будет расти, власти введут полный локдаун. В целом обеспечить контроль и впускать только привитых — в интересах владельцев бизнеса. Но снижение заболеваемости — вещь стратегическая и отдалённая по времени, а отказываться от клиентов и денег нужно сейчас. Велик соблазн организовать декоративный контроль, который и проверку даст шанс пройти, и клиентов потихоньку обслуживать.
Тем временем федеральное правительство предложило внести изменения в закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: с 1 февраля вход по медицинским документам должны будут ввести организаторы массовых мероприятий и все объекты торговли, кроме аптек, магазинов продовольствия и товаров первой необходимости. И продолжаться это будет до 1 июня 2022 года, а может, и дольше. По словам заместителя председателя правительства Татьяны Голиковой, решение будут принимать с учётом эпидемиологической обстановки.