Автомобиль за триста тысяч, за миллион и за три
Cмотрим, что можно было купить два года назад и сейчас
В 2022 году продажи новых машин упали более чем в полтора раза, цены выросли на 24%, а на иномарки – на 40%. Это были худшие показатели за двадцать лет, но 2023 год может побить и этот рекорд: лишь за девять месяцев средневзвешенные цены на новые авто в России увеличились ещё на 27%, преодолев психологический порог в три миллиона рублей. Параллельно менялся состав брендов, официальными дилерами остались только китайские компании, а вслед за новыми машинами дорожали и авто с пробегом.

Редакция A42.RU решила посыпать себе соль на раны и сравнить, какую машину можно было купить в Кузбассе два года назад и сейчас. В каждом ценовом сегменте мы выбираем то, что купили бы сами. Вдобавок мы расспросили перекупа с 15-летним стажем и приводим мнение профессионала на этом рынке (к сожалению или к счастью, мнения ни разу не совпали).
300 тысяч рублей: от 5-летней Granta к 12-летней Kalina
В 2021 году топ-10 автомобилей с пробегом выглядел так: первые четыре места занимал ВАЗ: Priora, 2114, Granta и Kalina. Пятое место было у Ford Focus, шестое – у некроклассики ВАЗ-2107. Седьмое и восьмое место – Hyundai Solaris и Kia Rio, а девятое и десятое – опять ВАЗ: «десятка» 2110 и старая «Нива» 4х4.

По данным «Авито Авто», в 2021 году средняя цена подержанного автомобиля, если взять все предложения, марки и годы выпуска, составляла около 349 тысяч рублей. Средний ценник на подержанные «Лады» держался в районе 130 тысяч рублей, а за 300 тысяч можно было приобрести более-менее живой экземпляр Granta или Kalina в районе 5-7 лет от роду с одним-двумя хозяевами в ПТС.

В ноябре 2023 года за те же 300 тысяч продавцы предлагают Kalina и Priora вдвое старше – по 10-12 лет. Их ровесница Granta, что интересно, стоит обычно дороже – 350-400 тысяч рублей.
Выбор автора: Lada Priora
Будь у меня на руках только 300 тысяч рублей и острая необходимость купить автомобиль, я бы смотрел на отечественный автопром. Совершенно ясно, что купить по этой цене что-то надёжное нельзя, машина будет ломаться, её надо будет чинить. Поэтому смотрим в сторону самых доступных запчастей и услуг сервиса. Ещё лучше, если что-то можно отремонтировать самому, с помощью монтировки, гаечного ключа и такой-то матери. Поэтому – «Приора».
Выбор перекупа: Nissan Bluebird
Автомобилей в этом сегменте сейчас не существует, это убитый хлам. У людей до сих пор есть представление, что «до пятисот на автомате» что-то можно купить. Увы, уже нельзя. Это не понты, реально, совсем нельзя.

Если брать для перепродажи, то марки не важны – обзваниваешь все «более-менее» объявления за 350, предлагаешь 290, потом сам выставляешь за 350 и пытаешься продать. Но это, конечно, уже уходящая в прошлое модель работы.

Если брать для себя, то я бы вообще не покупал – пустая трата денег. Но если прямо край надо, то искал бы что-то праворульное. Понятно, что это машина пожилая, 2002-2004 года выпуска, но если её достойно содержали, это, наверное, самое интересное, что можно сейчас взять за 300 тысяч. Но лучше не надо.

1 миллион: от Volkswagen Polo к Niva Legend
В 2021 году миллион был суммой, с которой можно было выбирать между новыми автомобилями. В начале года в эту рамку укладывалась вся продукция Lada, включая Vesta Cross, X-Ray, Largus и Niva Travel. Чуть дороже в салоне стояли Kia Rio и Hyundai Solaris – в районе миллион сто, а также Volkswagen Polo и Skoda Rapid в версии с механической КПП. Меньше миллиона стоил огромный UAZ Patriot Classic, скромный Renault Logan и формально даже кроссовер Renault Duster – версия Access в официальном прайс-листе стояла напротив строчки 912 000 рублей, но в реальности автосалоны, конечно, продавали его на 200-300 тысяч дороже. Меньше миллиона стоил и кроссовер JAC S3 – младший двоюродный брат нынешнего «Москвича».

Среди машин с пробегом обладатель миллиона рублей был королём. Под критерий «не старше 5 лет и до 100 тысяч километров пробега» в миллион укладывались Skoda Octavia, Kia Cerato, Kia Ceed, Volkswagen Jetta, Ford Focus. За миллион можно было купить Audi Q3 и BMW Х1 средней потрёпанности – 10-12 лет, около 150 тысяч километров пробега.

В ноябре 2023 года единственный новый седан, доступный за 1 миллион рублей – Lada Granta, притом не в максимальной, а в средней комплектации. Lada Vesta стоит уже 1,7 миллиона, как и её ближайший аналог Changan Alsvin. В рамку до миллиона не укладывается даже Lada Niva Legend – та самая старая «Нива», которую выпускают до сих пор.
Среди б/у автомобилей за миллион свежа только Lada – можно приобрести, например,Vesta шести лет от роду. Чтобы уложиться в эту рамку, Skoda Octavia, Nissan Tiida и Ford Focus уже должны быть старше 10 лет. Toyota Camry за миллион – почти двадцатилетние, то же касается седанов от Audi и Mercedes C-Klass.

За миллион в 2023 году можно купить Toyota Land Cruiser, который за 30 лет повидал 13 хозяев, десятилетний Renault Duster или UAZ Patriot примерно того же возраста. Примечательно, что «Дастеры» 2012 года выпуска, которые сейчас выставлены на сайтах с объявлениями за 1 миллион рублей, в 2012-м покупались в автосалоне за 500-550 тысяч. То есть, постарев на 11 лет, они подорожали ровно в два раза – здесь была бы уместна грустная шутка про старое вино.
Выбор автора: Lada Granta
В таком бюджете я бы не рассматривал вторичку. Будь у меня миллион, купил бы «Гранту» или её японское воплощение Datsun on-DO. Новая машина есть новая машина, в пересчёте «рубль/километр» свою практичность эта модель давно доказала в такси, а что некомфортная и непрестижная – я переживу.
Выбор перекупа: Hyundai Solaris
Автомобили в этом сегменте – самые востребованные на вторичном рынке. За миллион-полтора можно купить что-то минимально живое. Хороших машин опять же мало, в основном по 3-4 хозяина, после ДТП или из-под такси. «Солярис» 2013 года стоит 800 тысяч и может неделю и дольше висеть, потому что это таксишка. А такой же «Солярис» на два года старше выставляют за миллион двести, это дикий оверпрайс, его пусть не сразу, но купят. Всё равно купят. За «живыми» идёт натуральная охота, потому что позволить себе новую за 2,5 миллиона могут не все. Раньше на рынке было больше живых машин, потому что многие люди регулярно обновляли автомобиль. Сдавали вполне достойные экземпляры в трейд-ин, чтобы купить новый. Сейчас бренды поуходили, ценники поулетали за 2-2,5, и все, у кого есть ухоженная нестарая машина, не торопятся её продавать. Поэтому на вторичном рынке всё выше и выше доля хлама.

Высокие цены на вторичку в этом сегменте поддерживают и автосалоны. Чтобы захватить вторичный рынок, они выкупают машины по диким ценам, чуть ли не в убыток себе, потому что у них огромная оборотка, они могут себе позволить купить машину и полгода её держать. Ещё и продать потом за ту же цену, но в кредит, а заработать чисто на бонусах от банка.

Себе в этом сегменте я бы взял десятилетнего «корейца» на механике. Все ищут автомат, и на продажу я тоже беру только с АКПП, потому что вероятность быстро найти покупателя в разы больше. Автомобили с «механикой» не в фокусе перекупов, выше вероятность подобрать хороший экземпляр.

3 миллиона рублей: от KIA Sorento к «Москвичу»
В 2021 году владельцы автомобилей стоимостью три миллиона рублей и выше платили повышенный транспортный налог – пресловутый «налог на роскошь». Массовые модели под этот критерий роскоши не подходили: Subaru Forester и Toyota RAV4 стоили до 3 миллионов рублей, KIA Sorento и Volvo XC40 – 2,4 миллиона, Volkswagen Tiguan – около 2,5 миллионов, Audi Q3 quattro – около 3 миллионов рублей. Что до авто с пробегом, то в 2021 году профильные СМИ делали целые подборки с заголовками вида «Что купить за 3 миллиона: мощные премиальные кроссоверы», где сравнивали десятилетние BMW X6, Mercedes-Benz GL-класс AMG и Porsche Cayenne с мощностью двигателя более 500 лошадиных сил.

Спустя два года все вышеназванные бренды ушли с рынка, а цены на те же автомобили выросли в полтора-два раза. Иногда буквально на те же экземпляры – например, RAV4 2021 года выпуска в Новокузнецке продаётся за 4,6 миллиона рублей. Новые RAV4, ввезённые по «параллельному импорту», стоят более 5 миллионов, а границу налога на роскошь, к слову, отодвинули на 10 миллионов рублей.
Обладатель 3 миллионов рублей, задумавшийся о новом автомобиле в 2023 году, может приобрести Lada Vesta за 1,7–2,5 миллиона рублей. А если ему нужно что-то большее – выбирать между китайскими марками: в 3 миллиона укладываются Haval F7, Chery Tiggo 7, JAC JS4 (он же «Москвич») и другие гости из Поднебесной. Но вот китайского одноклассника Land Cruiser за 3 миллиона рублей уже тоже не купить – Tank 500 стоит 7 миллионов.
Выбор автора: Chery Tiggo 7
За три миллиона я бы искал максимально свежий кроссовер от VAG, какой смог бы найти – Audi Q3 или Volkswagen Tiguan. А из новых в этом сегменте (равно «китайцев») – наименее экзотичную марку и модель. Вероятнее всего – Chery Tiggo, это госкомпания в Китае и крупнейший автогигант, скупивший бренды от Volvo до Jaguar, у них и технологии, и производственные мощности, и большие планы в России.
Выбор перекупа: Skoda Kodiaq
Работы в этом сегменте нет – от 3 миллионов и выше массовый покупатель не ищет машину на сайтах с объявлениями, он сдаёт одну машину в салон и там же берёт другую. Конечно, есть перекупы и подборщики, которые специализируются на условно «дорогих» машинах – у меня недавно товарищ купил Land Cruiser за 6 миллионов и спустя два месяца продал за 8 миллионов. Но это уже не массовая история. Дело тут не в том, что у покупателей нет таких денег – прослойка, у кого такие деньги есть, вполне велика. Просто от 3 миллионов уже редко кто берёт за наличку, там начинаются лизинговые схемы, трейд-ин, кредит.

Себе, если выбирать до трёх миллионов, я бы взял Skoda Kodiaq – тот же «фольксваген», но улучшенный. А из новых, наверное, Haval – они надёжные, просторные, хорошо оснащённые. Запчасти стоят адекватно, завод у них в Туле. Когда-то дикостью казалось, конечно, взять «китайца», а сейчас потихоньку привыкаем.

В итоге
На авторынке новая реальность, и она с нами надолго. Звучит не слишком весело, но когда станет лучше – большой вопрос. Ждать можно долго, но если потребность в автомобиле есть прямо сейчас, то лучший момент для покупки – сегодня. Кратко резюмируем:

  • Цены поднялись, но ждать, пока они опустятся, бессмысленно.
  • До 300 тысяч рублей «живых» автомобилей не существует. И до 500 – тоже.
  • До 1 миллиона машины в отличном состоянии – редкость, за ними идёт охота.
  • Выбирать между новыми автомобилями можно, имея 2,2 миллиона рублей и больше.
  • Бренды почти исключительно китайские.
  • Европейские и американские марки, ввезённые по схеме параллельного импорта, существенно дороже 3 миллионов.