Теперь нужный
Как менялся кемеровский район Южный
Ранее посёлок, а теперь вполне респектабельный район города Кемерово при попытке погрузиться в его историю открывается с разных сторон. Южный сельскохозяйственный и Южный строительный, кладбищенский и дачный, депрессивный и перспективный – а в целом до сих пор очень разный. Давайте вспомним, как он появился и развивался.
Куро-Искитим и казаки, которых не было
В девяностые и нулевые кемеровчане часто воспринимали Южный как район удалённый, спальный и в общем непритязательный. Детскую дразнилку «Южный – никому не нужный» к месту и не к месту вспоминали риэлторы, таксисты и сами жители. Когда именно она распространилась – уже не вспомнить, но вряд ли ранее восьмидесятых. Потому что до этого Южный развивался вполне интенсивно.

К началу XX века ближайшим к нынешнему Южному населённым пунктом была деревня Куро-Искитим, основанная в конце 17 века. Она находилась на берегу одноимённой речки, у впадения в неё ещё меньшего притока Малая Винокурка. Сейчас эти места в основном занятыми четырьмя огромными городским кладбищами. В 1925 году деревня вошла в Комиссаровский сельсовет, который подчинялся Щегловскому райисполкому. В 1945 году сельсовет включили в состав Заводского района – от этой даты можно отсчитывать современную историю Южного.
Вид с улицы Баумана на Космическую, 1960-е годы
Сейчас по границе Южного проходит и граница города. Вплотную к Южному примыкает посёлок Новоискитимск, который жители чаще называют Казачьим. Он появился на сельской территории, которая в 1945 году в состав Заводского района не вошла. В тридцатые там работали два колхоза, сельхозартель и база «Заготскот». Такие базы в рамках объединения «Союззаготскот» открывали по всей стране: коров и свиней принимали у населения и колхозов, докармливали, доращивали и отправляли на мясокомбинаты. По месту базы назвали и весь посёлок – Заготскот. Краевед Владимир Шабалин в книге «Тайны имён земли Кузнецкой» указывает, что в 1975 году не слишком благозвучное и не уникальное название сменили на Новоискитимск – как бы в противовес «старому» Куро-Искитиму.

Почему Новоискитимск называют Казачьим, нам понять не удалось. Никаких исторических обоснований этому нет, казаки здесь не жили – жители Куро-Искитима, как и ближайшей деревни Плешковой, в переписях начала 18 века числятся крестьянами. Тем не менее, дорога через поля к городскому аэропорту от 1-й Линии до шоссе Леонова вполне официально называется Казачий тракт.

Где именно заканчивается Новоискитимск и начинается Южный, на местности понять сложно: административная граница Заводского района виляет сквозь частный сектор, и улица Шумихинская за 15-й Линией – это ещё Южный, улица Новая – уже Новоискитимск, а территория кладбищ – снова городской Заводский район. Тем не менее, жители посёлка чётко отделяют себя от горожан и даже чуть-чуть обижаются, если про них говорят, что они живут на Южном: «Мы с Казачьего!».
Престижные техникумы и «Прогресс»
Самая старая часть Южного – частный сектор. Улицы здесь начали прокладывать в послевоенное время, а названия раздали быстро и без фантазии: с севера на юг идут улицы с названием Линия с 1-й по 15-ю, с запада на восток – улицы Цветочные с 1-й по 10-ю, и только у переулков названия поразнообразнее.

В пятидесятые строили двух- и трёхэтажные кирпичные дома на улицах Базовой, Сергея Тюленина, Ульяны Громовой и других – сейчас этот район часто называют «старым Южным». Массовая же многоэтажная застройка стартовала в шестидесятых. В семидесятых панельные и кирпичные «хрущёвки» сформировали облик старой части района, каким мы его знаем сейчас – ровные квадраты микрорайонов без выраженной архитектурной доминанты.

Точкой культурного притяжения был кинотеатр «Прогресс», построенный в 1959 году. В 2000 году кинотеатр сделали специализированным детским, и он до сих пор остаётся детским центром досуга, хотя кино в нём уже не показывают.
Кемеровские студенты на субботнике, 1972 год
В 1964 году с Южного пошёл первый трамвай – ниточка протянулась к КЭМЗу и «Карболиту», где работала значительная часть жителей района. В 1966 году на Южном появляются статистический техникум (ныне Кемеровский колледж статистики, экономики и информационных технологий) и учебно-производственный комбинат управления бытового обслуживания населения. Позднее комбинат стал техникумом народных промыслов, сейчас это Сибирский колледж сервиса и технологий. Хотя оба давали среднее профессиональное образование, в советское время, по словам старожилов, «шарагами» их не называли, техникумы считались достаточно престижными.

В 1970 году на улице Космической построили первый корпус большого дома-интерната для престарелых, рассчитанный на 158 человек. Позднее сюда же стали направлять инвалидов из детских психоневрологических интернатов.
В 1974 году достроили местный ДК на улице Патриотов. Всем ДК в Советском Союзе давали «профессиональную» привязку, этот стал Домом культуры учащихся профессионально-технических учебных заведений. Местные упрямо называют его ДК «Заря», хотя официально он так никогда не назывался. Сейчас в здании с колоннами находится Кузбасский центр дополнительного образования с дюжиной детских студий и кружков.

А вот крупнейший в городе детский дом №2 переехал на Южный только в 1996 году. Сейчас он снова переезжает, детей на Двужильного, 13 уже нет.
Плодопитомник и царство дач
Примерно тогда же на Южном стартовало дачное строительство. Садовые участки выделяли трудовым коллективам кемеровских заводов – того же «Карболита», «Коксохима» и других, причём предприятиям выделяли ещё и отдельные поля «под картошку». Распределением участков занимались сами предприятия, первыми их получали передовики производства.

Дачные участки удобно примыкали к плодопитомническому совхозу, основанному ещё в 1944 году – в этом хозяйстве выращивали саженцы плодово-ягодных культур. С 1979 года плодопитомник официально назывался совхозом «Городским», а после развала СССР даже не был приватизирован – до 2011 года оставался государственным. Старожилы Южного вспоминают, как в восьмидесятых в плодопитомник ходили за ягодой: им разрешали участвовать в сборе урожая и часть собранного оставлять себе.

К плодопитомническому совхозу относилось более тысячи гектаров земли, но за прошедшие десятилетия дачи заняли едва ли не всю его территорию. В неразберихе 1990-х участки, непосредственно прилегающие к хозяйственным корпусам и живописным прудам, хозяева оформили в собственность (хотя генплан этого не предполагал) – в результате на карте города появилась улица чрезвычайно странной формы. Полторы сотни домов, в числе которых очень солидные коттеджи, фактически расположились на двух параллельных улицах и в семи переулках, но формально всё это – одна улица Плодопитомник.
Посадка картофеля на улице 1-я Линия, 1960-е годы
Когда уже в 2010-х «Кузбасская домостроительная компания» предложила начать за улицей Тухачевского предусмотренную генпланом многоэтажную застройку, выяснилось, что земли уже заняты этими самыми коттеджами, которые предстоит с большим трудом выкупать. От планов тогда отказались, хотя это была, конечно, не единственная причина. Вести застройку, постепенно вытесняя дачи, начали с другой стороны, к юго-востоку от улицы Двужильного – сейчас кемеровчане называют эти микрорайоны Новым Южным.

Местные пруды как минимум с восьмидесятых были неофициальным местом отдыха кемеровчан – жители Южного и ФПК жгли здесь костры, жарили шашлыки и купались. В отличие от расположенных поблизости отстойников завода «Химволокно», вода в прудах была относительно чистой. В двухтысячных на берегу даже заработало кафе, собственники которого облагородили пляж и организовали катание на лодочках, но довольно быстро закрылись.
Переполненные кладбища и не случившийся крематорий
На Южном расположено одно из старейших городских кладбищ «Центральное №1» – исторически оно находилось примерно посередине между деревнями Усть-Искитим и Куро-Искитим, за Суховским ручьём, а сейчас примыкает к району около бывшей геологоразведочной партии. Кладбище давно заполнено и закрыто для новых захоронений.
Город выделил земли для новых кладбищ в полях за Новоискитимском – так появились Центральные кладбища с номерами 1,2,3,4 и 5. Сейчас это самые большие действующие места для погребения, хотя выделенное место подходит к концу и здесь. По закону героев России, военнослужащих и ветеранов хоронят с воинскими почестями – и именно на Южном для этого выделены воинские аллеи. Здесь же есть и отдельные аллеи для мусульман, так как в исламской традиции не следует хоронить умерших рядом с последователями другой веры.

Масштабы кладбищ таковы, что работы хватает десяткам фирм, предлагающим ритуальные услуги. Ими заняты сразу три улицы Новоискитимска — Совхозная, Центральная и Строителей. Такое изобилие даже вызывало недовольство жителей: они снимали видеоролики и писали в соцсетях, что устали видеть надгробия, венки и слёзы родственников. И направляли обращения к городским властям, чтобы эту проблему решили – правда, не совсем ясно, как именно.
Так как места для усопших горожан требуется всё больше, в городе давно назрел вопрос о крематории, A42.RU подробно разбирал его ранее. Когда у первого кладбища на Южном развернулась стройка, многие полагали, что строят именно крематорий, однако оказалось, что под пирамидальной крышей открыли лишь ритуальный зал для прощаний.

В 2011 году неназванная кемеровская компания подготовила архитектурный проект, по которому планировала построить крематорий в Кировском районе, но позднее от идеи отказалась. В 2019 году горсовет включил в генплан участок под крематорий возле кладбища №5 на Южном, но строительство так и не началось – не нашлось ни одного инвестора, готового вложить деньги в проект.
Военные, герои и космонавт
Южный – район в погонах: именно здесь находится областная ГИБДД, областной военкомат и воинская часть 43769, а раньше ещё и несколько корпусов высшего военного училища связи.

Училище появилось в 1941 году, когда в Кемерово эвакуировали военно-пехотное училище из Канска. Спустя десять лет оно получило «связистскую» направленность и с тех пор благополучно работало на благо советской и российской Родины. Выпускники служили во всех видах и родах Вооружённых Сил, а также в ФСБ, МВД, МЧС и ФСИН. Училище занимало огромную территорию: одно КПП выходило на улицу Автозаводскую на Южном, противоположное – на улицу Федоровского. Офицеры-преподаватели жили в военном городке на улице Веры Волошиной вместе с офицерами воинской части.
Строевой смотр училища связи, 1971 год
В 2009 году прославленное училище ликвидировали на волне сокращений, инициированных министром обороны Анатолием Сердюковым. По всей стране 65 учебных заведений трансформировали в 10 системных вузов, всё устаревшее пустили под нож.

В 2018 году администрация области обратилась в Минобороны с инициативой возродить знаменитое училище, но ответной реакции не получила. Здания КВВКУС снесли, территорию на торгах передали застройщикам, и сейчас там возводят новый жилой комплекс.
Именно на Южном находятся улицы Веры Волошиной и Юрия Двужильного – кемеровских влюблённых, погибших в Великую Отечественную войну в разное время и разных местах. Улицы специально сделали пересекающимися, и теперь влюбленные вечно встречаются на улицах Южного. В 2019 году кемеровский художник Данил Апанасов нарисовал 15-метровые портреты Волошиной и Двужильного на торцах кемеровских пятиэтажек.

В тему людей в погонах укладывается и единственный на Южном мемориал – бюст Юрия Гагарина на улице Космической. Скульптуру авторства Бориса Дюжева установили в 1986 году, а в 2007-м признали объектом культурного наследия муниципального значения. Монумент долго стоял в неприглядном состоянии, но в минувшем году его благополучно отремонтировали.
Контрасты нового Южного
В девяностые район вполне соответствовал обидной поговорке. Благоустройство улиц деградировало, транспорт ходил с перебоями, торговля переместилась в киоски. Местная шпана враждовала с соседним ФПК и периодически устраивала рейды через разделяющую районы линию гаражей с тупиковой железнодорожной веткой. Рынок «Привоз», который, кажется, был на Южном всегда, открылся лишь в 1998 году.
Долгое время восточной границей многоэтажной застройки Южного была улица Двужильного. В 2007 году сдали первый дом по чётной стороне и стартовала массовая стройка в этой части города. С тех пор здесь построили более полусотни жилых домов, две современные школы (тогда застройщики любили эпитет «цифровые») и шесть детских садов. Жители нового Южного периодически жалуются на плотную застройку и обилие машин во дворах – потребность в парковках учитывали далеко не все застройщики. В строящихся комплексах эту проблему решают в концепции «двора без машин» – въехать внутрь попросту нельзя.
В целом на Южный у города большие планы. Участки под застройку разыгрывают регулярно, и со временем почти вся территория, сейчас занятая дачными участками, обрастёт многоэтажками. На портале обеспечения градостроительной деятельности неоднократно указывали, что это зона перспективной застройки по генплану, рассчитанному до 2032 года. Однако с учётом стартовавшей реновации в другой части города – заискитимской, мощности застройщиков наверняка будут отвлечены туда, и дачники на Южном смогут спокойно засаживать грядки и после этой даты.

Южный обновляется, и потому он полон контрастов. В одном дворе осыпается со стен ветхая штукатурка и качают кронами деревья, в другом блестит вентилируемый фасад и красуется детская площадка с мягким покрытием. На месте бетонного забора у бывшей автобазы вырос торговый центр, но рядом всё так же зарастает пустырь. Нового, однако, становится всё больше: пешеходная зона на Космической, сквер у памятника Гагарину, бульвар на Патриотов, продвинутое благоустройство новых микрорайонов. Соответственно меняются и цены на жильё. Судя по ним, Южный – очень даже нужный кемеровчанам сейчас, а в будущем наверняка будет ещё нужнее.


Текст: Вячеслав Ворожейкин
Фото: государственный архив Кемеровской области, администрация Кемерова, ВКонтакте / «Мы из старого Кемерово», ТК «Привоз»