Автомобиль из детства
Гонщик – об автоспорте, автодоме, рекордах и ностальгии
Тимур Дудин – автогонщик, зубной техник и военный вертолётчик в запасе. И хоть кубок он выигрывал на Toyota Chaser, каждый День Победы ездит по городу на блестящем «Запорожце» – который, впрочем, тоже может быть гоночным автомобилем в своём классе. Мы попросили Тимура рассказать нам о его ретро-автомобиле, а поговорили в итоге о военных корнях автокросса, плюсах караванинга, рекордах на льду Байкала и перспективах кузбасского автоспорта.
Автокросс на «Запорожцах» и «восьмёрках»
Я с детства с автомобилями, люблю их всю жизнь. В автокросс пришёл пацаном. Тётя привела, ещё Советский Союз был, 1983 год. Секция была на мототреке ДОСААФ, сначала просто гайки крутил, потом поучаствовал в автомногоборье, ну и пошло-поехало. Получил первый разряд, сел за отцовский «Москвич», и мне уже ничто другое не было интересно.


Потом учился на вертолётчика, служил, женился, там дети пошли, уже не до гонок, работать надо – получился большой перерыв. Но душа-то просила. И вот лет 20 назад, когда дети подросли, приобрёл первую кроссовую машину – был такой автокросс на «Запорожцах», официальная дисциплина. Там был каркас, машина была подготовлена по регламенту. Потом в Кемерове стали гоняться на «восьмёрках».

Многое делали своими руками, работали с литературой, смотрели за коллегами, проявляли находчивость. Мою «восьмёрку» мы собирали с механиком с голого кузова. Постоянно совершенствовали. В гонках важен и процесс подготовки, и результат.
Скорость, лёд и контактная борьба
В СССР были секции при предприятиях. Потом, когда всё развалилось, спорт держался на энтузиазме. В 2010-х у нас проводили ралли-спринты, народу было – буран, со всех областей приезжали, собирали по 150 участников. Были энтузиасты, например Drag Team и другие. В какой-то год я заявился в двух классах – на заднем приводе на Chaser, а на переднем – на ВАЗ. На «восьмёрке» выиграл кубок, а на заднем стал вторым.

В Кузбассе немало именитых спортсменов, например, чемпион России Влад Решетнёв, победитель Кубка России Дмитрий Белобородов – оба мастера спорта. Мы везде ездили сами, на энтузиазме. Я накататься никак не мог – так мне интересно было. Поработал неделю, а на выходных еду куда-нибудь на соревнования по России.

Вообще автокросс – это официальная дисциплина Российский автомобильной федерации. Кроме того, сейчас на Кузбасском автодроме проводят чемпионат области по кольцевым гонкам, соревнования в режиме time attack (не на стиль, а на скорость) и другие. Есть дрифтеры, всё живёт. Доводилось бывать на разных соревнованиях по стране, замечаю: есть перспективная молодёжь. На «Байкальскую милю» приезжали молодые парни со всех уголков страны. И на наших трассах тоже подрастают молодые. Дети начинают заниматься с 7 лет, участвовать в соревнованиях. Кузня прёт, в прошлом году финал чемпионата России по автокроссу прошёл не в Москве где-нибудь, а в Новокузнецке. В Кемерове в марте ледовые трековые гонки впервые в России прошли в закрытом помещении.
Считаю, что самая зрелищная дисциплина – автокросс. Кольцевая трасса, перепады высот, болельщики всё видят. Всё быстро, не затянуто по времени, как в ралли. И не каждому отдельно счёт времени, а одномоментный старт, контактная борьба. Все встали, поехали, динамика бешеная. Трасса меняется с каждым кругом. Она же грунтовая, ты к повороту второй раз подъезжаешь, а он уже другой, там уже кто-то яму накопал. Вообще кросс – это ведь прикладная вещь, он начинался в пятидесятые на «ГАЗиках» по пересечённой местности, это военная дисциплина была.
Автодом и три рекорда
Всю жизнь получал удовольствие от соревнований, протоколы были не важны. Участвовал в этапах чемпионата России по автокроссу, становился призёром, выигрывал на региональном уровне Кубки губернаторов и подобное.

Тяжело достался Кубок губернатора Алтайского края. Гонка была в Белокурихе, я выиграл в личном зачёте, и командой мы тогда тоже выиграли. На фотографиях половина наград, остальное храню на работе.

В 2023 году наконец выехал на «Байкальскую милю». Это фестиваль скорости, соревнования на всевозможных видах техники. Большое событие, тысячи зрителей, главный спонсор – «АвтоВАЗ», в общем, масштабно. Я заявился в категории автодомов, удалось установить три рекорда по скорости и времени на разных дистанциях – помог опыт ледовых гонок. Мог бы и четвёртый рекорд взять, но там автомобиль, подготовленный к «Шёлковому пути», был быстрее меня на одну сотую секунды.
Строил гоночную «техничку» для соревнований, в итоге получился ещё и автодом. В нём и живёшь, и спишь, и ешь, а «спортивка» на прицепе. Мы с механиком строили эту машину год. Получилась удачно, удобно и мне, и моей жене: даже фен, микроволновка и кофе-машина есть. Теперь по возможности ездим на нём в отпуск, накатали уже за сто тысяч километров.
Ездить быстро – не ездить опасно
Наш спорт точно безопаснее, чем у лыжников и даже велосипедистов. Я управляю стоматологической клиникой, к нам пришёл горнолыжник – челюсть сломал на соревнованиях. Потом поедет в Москву на реабилитацию, потому что ещё до того ломал спину. А у нас в автогонках – каски, ремни, каркасы, потому что перевернуться в пять оборотов легко, борьба-то контактная – но мы обычно вылезли и дальше пошли, только синяки потом заживают. Конечно, на гонках дежурит «скорая», но чтобы она пригодилась – это большая редкость.

На улицах города смотришь – многие ездят без ремня, превышают разрешённую скорость. За рулём по телефону разговаривают, как у себя дома на диване, это просто недопустимо. Я вот всегда пристёгиваюсь, потому что ситуации могут быть всякие. Быстро ездить и опасно ездить – это разные вещи.
Почти новый старый «Запорожец»
У меня лет пятнадцать традиция – на 9 Мая выезжаю на «Запорожце». Стоим у драмтеатра с ребятами, там «Победы», «Волги», общаемся.

«Запорожец» мне достался случайно. Сосед был инвалидом, им давали «Запорожцы» с ручным управлением. У него прав долго не было, в итоге он накатал на нём всего около 6 тысяч километров. В 2006-м пришёл: «Забирай, а то я его сдам на металлолом». Там органы управления дублировались: газ на руле, сцепление – рычагом. Я всё это снял, в гараже так и лежит.

К этому «Запорожцу» у меня другой подход. Если на кроссовом я полностью всё переделал, то в этом на 95% всё родное. Автомобиль практически новый, только сколы иногда подкрашиваю, топливопроводные шланги вот потрескались – заменил, обрабатывают антикором. Чувствует он себя отлично, это единственный из моих автомобилей, который зимует в сухом тёплом гараже.

На трассе он, конечно, ужасен. Двигатель сзади, развесовка непропорциональная, тормоза слабые, на скорости выше 80 км/ч его болтает то вправо, то влево, постоянно корректируешь рулём. Шутка ли – технологии середины прошлого века. А вот по городу, по кочкам в деревне – чистое удовольствие. Я на нём за грибами ездил тем летом – он кочек не чувствует, катится как мячик.

Куда бы в городе ни приехал – все смотрят, улыбаются, машут. Даже на параде ретро-техники, в окружении «Побед» и «Чаек» он в центре внимания. Просят сфотографироваться, дети непременно хотят залезть внутрь.

Многие говорят, что вот, мечтали о машине, но я о «Запорожце» не мечтал. Вообще не считал его за машину никогда. Просто это что-то такое, знаешь, из детства. То, что уже не вернуть.

Текст: Вячеслав Ворожейкин
Фото: Александр Денисов