«ЗЭТА»: от подков к творческим мастерским
Чем был для Кемерова завод, который скоро снесут
В Кемерове согласовывают облик жилого комплекса, который построят в центре города на месте бывшего завода электротехнической аппаратуры. Все здания, кроме главного, снесут. Арендаторов попросили на выход до 21 июля. Рассказываем, как легендарная «ЗЭТА» оказалась в самом центре столицы Кузбасса и при чём здесь немецкий сенатор, московское метро, лошади Красной Армии, арматура, утюги и малый бизнес.
Косы, гвозди и барон
ЗАО «ЗЭТА», которое обанкротилось в 2004 году, было прямым наследником Кемеровского электротехнического завода, который раньше назывался Кемеровским метизным, а до того, во время Великой Отечественной войны – военно-подковным заводом №1. Его создали в 1942 году на базе завода металлических изделий и транспортных сооружений «Красный металлист», эвакуированного из Ленинграда сквозь кольцо блокады. Но это – не начало истории завода: к моменту эвакуации она уже насчитывала более полувека.

До того, как приехать в Кемерово, завод работал в Петербурге, а история его создания уходит корнями аж к 1887 году. Именно тогда Эмиль Поссель, сенатор немецкого города Любека, основал в Виленской губернии Российской империи фирму по производству кос и гвоздей. Технологию подковных гвоздей Поссель запатентовал и составил заметную конкуренцию столичному заводу фон Дервиза, который тоже производил гвозди, а ещё шипы и подковы. Спустя более чем десятилетие конкурентной борьбы Поссель купил у барона фон Дервиза его завод и объединил производства, переведя оборудование и рабочих в Петербург.
«Подковный и гвоздильный завод Э. Л. Посселя» стал заметным в масштабах страны: здесь было машинное отделение, котельная, лаборатория измерительной техники. Продукцию Посселя представляли на Всемирной выставке в Париже в 1900 году – той же, на которой впервые представили озвученное кино и запустили парижское метро. Фотографии завода Посселя, подков и рекламных плакатов есть на сайте музея «Красная Горка».

С началом Первой мировой войны завод Посселя начинает работать на нужды армии, но не справляется и отказывается от крупного подряда. Государство конфискует завод, он переходит под прямое управление военного министерства. После революции завод останавливают на шесть долгих лет.
Красный металлист и элеваторы
В 1923 году структуры Красной Армии запускают цеха заново: хотя Гражданская миновала, лошадям нужны миллионы подков. Завод развивают теперь уже советские инженеры и подковами не ограничиваются: на базе механического цеха запускают производство подъемно-транспортного оборудования. В 1929 году завод получает новое имя – «Красный Металлист».

В тридцатые Советский Союз строит московское метро. Изготовление первых эскалаторов поручают «Красному Металлисту», потому что эскалатор – это же, по мысли заказчика, почти как подъёмник, только сложней. Как его проектировать на самом деле – никто не знал. Газета «Кемерово» цитировала воспоминания директора: технической литературы достать не удалось, поэтому опирались на фотографии и рассказы очевидцев метро за рубежом. При этом даже пробной сборки сделать было нельзя – монтировали сразу на московской ветке. Всё получилось, и до начала Великой Отечественной войны эскалаторы стали основной продукцией завода, которые к концу века превратится в «ЗЭТУ».
Метизы и те самые здания из кирпича
С началом войны завод перешёл от подков и эскалаторов к минам и гранатам. Работал в Ленинграде, когда сомкнулось кольцо блокады. Эвакуировали его только осенью 1942 года. Оборудование для производства цепей и подъёмников отправили в Москву, а подковное производство – в Сибирь.
Будущий электротехнический завод приехал в Кемерово в ноябре 1942-го в двух эшелонах: оборудование, станки и 28 работников подковного цеха. Разгружались сутками на морозе. Специальной площадки не было, оборудование разместили в школе и здании рабфака. В военное время никого не смущал завод в центре города. Да и центр был разве что географическим: не было ведь ещё ни здания горисполкома, ни площади Советов, ни даже площади Пушкина.

28 человек – это примерно 1/10 от нужной численности. В Кемерове свободных трудоспособных взрослых людей к тому времени не осталось, так что на завод мобилизовали рабочих из Топкинского, Юргинского, Мариинского районов. 1 мая 1943 года первая партия подков, шипов и гвоздей Кемеровского военно-подковного завода №1 отправилась на фронт.

Да, это был не порох и не снаряды, но тоже продукция исключительной важности. В 1943 году в Красной армии служило более 200 тысяч кавалеристов, а гужевой транспорт оставался основным средством, как сейчас бы сказали, тыловой логистики. За всю войну в армии побывало более трёх миллионов лошадей, и каждой нужны были подковы.

После войны завод продолжил лить подковы для нужд сельского хозяйства.

К 1957 году производство расширили, завод переименовали в метизный. Сейчас этой аббревиатурой чаще обозначают металлический крепёж типа болтов, гаек и шурупов, но в 1950-е «металлические изделия» понимали более широко – это и бытовая мелочь типа ножниц и игл, и сельхозинструмент – лопаты, топоры, пилы, и промышленные материалы, например, тросы.
Именно в это время на площадке завода строят здания из красного кирпича, которые достояли до 2024 года и которые теперь предстоит снести.
Плитки, утюги и приватизация
Лошади уходили в прошлое, мир завоёвывали автомобили и электроника. В 1965 году предприятие передали в ведение Министерства электротехнической промышленности и преобразовали в Кемеровский электротехнический завод – КЭТЗ. Подковное оборудование демонтировали и из индустриального Кузбасса отправили в посёлок Ямново Горьковской области, где оно ещё оставалось востребованным.

Завод переоборудовали. Теперь здесь производили магнитные пускатели для электротехники и «товары народного потребления» – например, электроплиты и утюги. В структуре был штамповочный и гальванический цех, литейно-прессовое оборудование, сборочное производство и инструментальный цех. В этой ипостаси его и помнят пожилые кемеровчане – КЭТЗ проработал с минимальными изменениями четверть века, до самого развала СССР в 1991 году.
Здание заводоуправления появилось последним, уже перед перестройкой. Именно его фасад ассоциируется с заводом «ЗЭТА» («Завод электротехнической аппаратуры»), хотя это имя он получил ещё позже – в 1991 году, после превращения в акционерное общество закрытого типа. В таком виде завод продержался дольше других и обанкротился только в 2004 году. И даже тогда не окончил существование совсем – станки перевезли на «Токем», позднее на Карболитовской открылась фирма с похожим названием.

Примечательно, что ООО ПО «ЗЭТА» работает до сих пор – поставляет запчасти и комплектующие к маневровым тепловозам и тяговым агрегатам на железной дороге. На сайте компании её история начинается с 1942 года, но связь между «новой» и «старой» «ЗЭТОЙ» выглядит призрачной – их не связывают ни оборудование, ни люди, ни место.
Бизнес-центр и локальная идентичность
В девяностые производство сокращалось, территория завода постепенно приходила в запустение, здания разрушались. Часть площадки при составлении кадастрового плана оформили как отдельный участок, на нём выросли капитальные гаражи.
Когда в 2004 году оборудование вывезли, заводоуправление «ЗЭТЫ» стало прибыльным бизнес-центром благодаря удачному расположению – в двух шагах площадь Советов, самый центр областной столицы.
Другие постройки заняли десятки разношёрстных компаний-арендаторов – автосервисы, кафе, парикмахерские, офисы и магазины. В разное время на площадке завода размещались автосалон Audi, ночной клуб «Динамик», рок-бар «Buffer», несколько фитнес-центров, репетиционная точка, творческие студии, в которых работали с камнем, глиной, цветами, красками. За два десятка лет площадка обрела новую локальную идентичность и стала местом концентрации креативного малого бизнеса – в центре города такие места можно сосчитать по пальцам.

Планы по сносу промплощадки и созданию современного жилого комплекса в этом месте появились давно – самое позднее в 2012 году, когда на кемеровском портале обеспечения градостроительной деятельности опубликовали концепт-арты с огромным овальным домом-микрорайоном. Название инвестора и причины, по которым проект не получил хода, редакции найти не удалось. Судя по изображениям, предполагалось снести все старые здания, включая и бывшее заводоуправление.
В марте 2024 года пресс-служба минстроя Кузбасса сообщила, что тогдашний губернатор Сергей Цивилёв встретился с руководством компании-застройщика «Кемеровогражданстрой» и обсудил концепцию создания жилого комплекса. К сообщению прилагалась предварительная визуализация – судя по изображениям, здание заводоуправления останется на месте, но остальные постройки снесут, их место займёт современный микрорайон.
Позднее минстрой уточнил, что ни сроки, ни списки объектов под снос и строительство пока не определены.

В администрации Кемерова корреспондентам A42.RU рассказали, что застройщик не обращался за выдачей разрешения на строительство. Тем не менее, арендаторы зданий за заводоуправлением уже получили уведомления – до 21 июля они должны покинуть помещения. В офисе застройщика на вопросы о сроках не ответили, отметив, однако, что вопрос о подготовке ответа будет рассмотрен после окончательного утверждения концепции застройки. Ожидается, что это произойдёт в июле.
«ЗЭТА» – последняя крупная площадка в центре Кемерова, до которой не добралось благоустройство. Индустриальные развалины в двух шагах от центральной площади, конечно, не красят город. С другой стороны, комбинация малого бизнеса и индустриального колорита уже составляют часть кемеровской идентичности, которую жалко будет потерять бесследно. Перед застройщиком встаёт непростая задача снести старое и построить новое, сохранив дух истории и оставив место для творческих начинаний. Будет ли он вообще ставить перед собой такую задачу – узнаем уже в этом году.

Текст: Вячеслав Ворожейкин
Фото: Александр Денисов, портал обеспечения градостроительной деятельности города Кемерово, государственный архив Кемеровской области, музей «Красная Горка»