От ночных клубов до развалин
Как сложилась судьба домов культуры в Кемерове
Все дома культуры в Кемерове родом из СССР с его дворцами молодёжи, спорта и труда. Пережитком их не назовёшь: у ДК есть место и роль в современном городском ландшафте. Сегодня там поёт хор пенсионерок, завтра авангардная выставка, послезавтра – рок-концерт. И если одни ДК стоят в развалинах или тихо доживают свой век, то другие постоянно забиты людьми, это центры культурной активности без скидок на возраст.

Мы прошлись по самым примечательным кемеровским ДК и удивились тому, какие они на деле разные и как странно сложилась их судьба. Один был ночным клубом, у другого есть двойники в Москве и Киеве, третий был самым красивым – а теперь стоит в развалинах... побывайте в этом путешествии и вы.
ДК в Кировском: творческая лаборатория
На сайте самого дома культуры его называют «первым очагом культуры Кировского района». Не поспоришь: махина с колоннами и сейчас-то кажется древнегреческим вторжением в край сероватых многоэтажек, а в 1940 году ДК завода «Прогресс» был воплощением мечты о городе будущего. Вот таким должен был быть Кемерово – с заводами-гигантами, с колоннами и портиками, с величественными дворцами, в которых чествуют не барина, а человека труда. Жизнь сложилась прозаичнее, но воплощённая в камне мечта до сих пор служит горожанам.

Кировский район как таковой – жилую застройку, школы, больницы – создали ради «большой тройки» оборонных заводов. А всё, над чем шефствовали заводы, хорошо снабжалось и стояло на особом счету. В 1962 году Дом культуры «Прогресса» повысили в звании до Дворца культуры – с новыми штатами и повышенными ставками. В 1967 году вручили на вечное хранение переходящее знамя и присвоили новое имя: ДК имени 50-летия Октября. Официально он так называется и сейчас.

Примерно с того времени он неформально считался в Кемерове главным и самым прогрессивным среди ДК. Если в эстрадном искусстве за прогресс отвечала областная филармония (к ней, например, были приписаны в 1970-х «Земляне» и «Лейся, песня» с Шуфутинским, Кипеловым и Расторгуевым), то в массовом культпросвете – как раз ДК в Кировском. Ретроспективно его даже называют творческой лабораторией: в 1970-е здесь был эстрадный оркестр, академический хор, самодеятельный театр, хор русской песни, который гастролировал по стране и за рубежом. И если создатели всесоюзных хитов были кемеровчанами лишь формально, то ДК в Кировском со своими коллективами с 1960-х по 1980-е семнадцать раз становился победителем в областных соревнованиях с вручением знамён, дипломов и премий.

Потом страна развалилась, и стало не до культпросвета. ДК стал муниципальным и сфокусировался на детских кружках и массовых мероприятиях – не только концертах, но ещё и корпоративах и других не самых культурных, но прибыльных мероприятиях. Возможности большой концертной площадки и расположение в многолюдном районе позволили ДК спокойно пережить голодные годы и уверенно себя чувствовать сейчас. В залах и фойе отличный ремонт, по вечерам свет люстр и брызги шампанского отражаются в мраморе, а днём здесь занимаются около 40 клубов и коллективов: ДК стал подразделением муниципальной дирекции по развитию клубных учреждений в Кемерове.
Дворец молодёжи: соцгород и рок-концерты
Несмотря на советские аллюзии, нынешнее название Дворец молодёжи получил лишь в 2009 году. В 1964 году его построили как Дом культуры строителей по типовому проекту. В СССР клонов нашего ДК было как минимум девять, они стояли в Омске, Комсомольске-на-Амуре, Котласе и даже Киеве.

Строители постарались вписать старый фасад ДК в архитектурный ряд соцгорода: светло-бежевый цвет, квадратные портики колонн, уличные фонари в стиле модерн. ДК стал центром архитектурного ансамбля, к нему примыкал красивый сквер. Благодаря расположению в густонаселённом районе у транспортной развязки он был тотально востребован и в советское время, и позднее.
В 2007 году в ДК стартовала масштабная реконструкция. За два года строители обновили канализацию и электрику, интерьеры и фасад, большой зал оснастили прожекторами и дорогим оборудованием. Изменилась и концепция: к ансамблям пенсионерок добавилась DJ-студия, к кружку народных танцев – хип-хоп-коллектив, а рядом расположился городской рок-клуб с собственной студией звукозаписи.

Это была не имитация бурной деятельности. В конце нулевых – начале десятых, в эпоху расцвета субкультур, ДК на Рукавишникова действительно был важной точкой на неформальной карте Кемерова. Концерты здесь шли несколько раз в неделю. Самые шумные вечеринки с алкоголем к дворцу формально отношения не имели (с алкоголем было проще, чем сейчас), и молодёжь отрывалась как могла – в конце концов, ведь это же её дворец.
Сейчас громких тусовок уже нет, легендарная боковая лестница обычно закрыта. Дворец фокусируется на работе более спокойных и традиционных творческих коллективов – вокальных, хореографических, инструментальных и даже этнических. Структурно он входит в ту же муниципальную дирекцию по развитию клубных учреждений, что и ДК в Кировском.
ДК в Промышлённовском: тихий труженик
ДК в жилом районе Промышлённовском в ряду городских дворцов выглядит скромно. Это типичный поселковый клуб, разве что построен при шахте – а потому изначально был оборудован чуть богаче. Здание внешне не поражало воображения и в 1974 году, но внутри всё было круто: мраморные коридоры, широкая лестница и зрительный зал на несколько сотен человек с настоящей сценой.

Сейчас большой зал в аварийном состоянии и не используется. ДК при этом очень востребован – здесь более 30 клубных коллективов и кружков, вынужденных заниматься в коридорах и кабинетах.
Жители Промышлённовского с теплотой отзываются о работе дома культуры и с огромным уважением – о его сотрудниках. В городе вариантов занять ребёнка много, а в посёлке ДК – реальный оплот культуры и досуга. Сейчас контраст не так бросается в глаза, а лет тридцать назад здешние работники спасли от клея и прочей дряни немало мальчишек и девчонок. Вот так и выходит, что по влиянию на судьбы людей малые ДК могут дать фору роскошным дворцам.

Сейчас Дом культуры Промышлённовского приписан к ДК «Содружество» в близкой Кедровке и является его структурным подразделением, проводит более 500 мероприятий в год и много внимания уделяет людям с ограниченными возможностями, благотворительным и социальным инициативам.
ДК «Азота»: величественная заброшка
Новокемеровский химический комбинат (будущий «Азот») начали строить в 1945 году. Для строителей и работников промышленного гиганта строили жилые дома в центральной и заискитимской части Кемерова, даже на автобусе и трамвае дорога была дальней. Так что в считаные годы с привлечением труда военнопленных прямо за будущей проходной завода возвели целый благоустроенный посёлок. Со школой, детсадом, больницей, баней, котельной и, по плану, Домом культуры. Под ДК оставили огромную площадку, а достроили монументальное здание только к 1957 году.
ДК подчинялся обкому профсоюза нефтяной и химической промышленности, поэтому его порой называли «ДК химиков». Здание строили по типовому проекту клуба на 600 мест, однако кемеровские архитекторы дополнили проект классическими элементами – аркой, мощной колоннадой и роскошным декором. Получился блестящий образец сталинского ампира, кемеровский Парфенон. Первые годы работы он поражал воображение кемеровчан яркой подсветкой и роскошью убранств. На открытии выступали артисты Ленинградской эстрады с участием всесоюзно известной певицы Тамары Кравцовой.

ДК стал центром культурной жизни завода и района, но масштабу здания эта культура соответствовала не вполне. Под колоннами и пилястрами занимались самодеятельные коллективы, драматический, хореографический и прочие кружки, инженеры завода отмечали здесь свадьбы и юбилеи. В авангарде культурных веяний ДК НКХК не шёл и больших артистов не рождал, оставаясь районным домом культуры.

С приходом капитализма удалённый и малочисленный район не мог обеспечить рентабельность огромной площадки. Четырёхэтажный гигант ветшал, мероприятия в большом зале не проводили, но в боковых помещениях теплилась жизнь – тут нашли приют и панк-рок-репетиции, и разные варианты малого бизнеса. К 2016 году здание окончательно вышло из строя и после восьми неудачных аукционов было продано за миллион рублей частному лицу. Какого-то применения покупатель организовать не смог, и сейчас бывший ДК «Азота», пожалуй, самая величественная заброшка в Кемерове.
«Азот», к слову, годом позже организовал себе дом культуры в другом месте – в закрывшемся развлекательном комплексе «Континент», он же бывший клуб ГРЭС.
Клуб ГРЭС: ночной клуб и ресторан
Собственный клуб у городской электростанции появился сравнительно поздно – в 1954 году. Здание по улице Советской строили по типовому и очень распространённому проекту дома культуры на 500 мест архитектора Якова Корнфельда. Такие же строили по всему СССР от Находки до Харькова. Клуб ГРЭС ненамного уступал в размерах самым крупным домам культуры, кемеровчане называли его ещё «ДК энергетиков». На небольшой площади перед крыльцом стоял памятник учёному и инженеру-электротехнику Павлу Яблочкову – его позднее перенесли на территорию ГРЭС.
«Начинка» клуба была стандартной – кружки, самодеятельность, концерты, танцы, культмассовые мероприятия. Примечательно другое: после распада СССР здание в самом центре города стало пристанищем для множества более или менее прибыльных бизнесов. В здании открылся один из первых ночных клубов Кемерова – «Спрут», позднее сменивший название на «Венеру». Репутация у клуба была самая скандальная – здесь собирались «новые русские» с шальными деньгами, танцевали девочки, случались конфликты. Корнфельд, пожалуй, расстроился бы, узнав, как потомки распорядились его проектом.

Позднее здание переделали в развлекательный комплекс «Континент» – площадку для мероприятий с собственной кухней и светозвуковой аппаратурой. Здесь пели караоке, ели суши, пили кофе и не только кофе. В 2015 году суд признал РК «Континент» банкротом – компания более трёх месяцев не выплачивала долги крупному поставщику алкоголя.
В 2019 году в бывшем клубе ГРЭС планировали открыть первое в Кузбассе заведение известного ресторатора Аркадия Новикова. Вывеска «by Novikov» появилась на фасаде, здание даже начали перестраивать внутри, но всё испортила пандемия – в разгар ограничений открываться не было смысла. Вывеска провисела два года, после чего франчайзи от идеи отказался.

Сейчас, несмотря на удачное расположение, здание пустует – официально из-за продолжающегося ремонта.

Текст: Вячеслав Ворожейкин
Фото: Александр Денисов / A42.RU, государственный архив Кемеровской области