Мода за бесценок
Как я пытался одеться в кемеровских секонд-хендах
Я люблю одеваться в брендовых магазинах, но теперь это становится всё сложнее. Бутики закрываются, качество растёт в цене, а мысли о доставке из зарубежья вгоняют в экзистенциальную тоску. Поиски решения привели к секонд-хендам: я решил проверить, можно ли в них одеться со вкусом по цене обычного похода в продуктовый.

По данным «РБК», к началу 2023 года закрылось 2800 сетевых магазинов одежды, а количество ушедших брендов близится к 5000. Секонды же предлагают трёхзначные числа на ценниках и при этом широкий выбор: от люксового сегмента до H&M, Zara и Uniqlo.
По запросу «секонд-хенд Кемерово» справочник выдаёт список из двадцати магазинов, но большая часть – обычные комиссионки. Лишь три больших бутика позиционировали себя именно как секонд-хенды: «Модное местечко», «Мегахенд» и «Дресс код» – в этом порядке я их и посещу, сравню, поговорю с владельцами и куплю одежду.

Для чистоты эксперимента я пригласил помочь с подбором вещей стилиста люксового магазина одежды Елизавету Чернецову. Она проконсультирует меня по брендам, соберёт образ и поделится впечатлениями.
«Модное местечко»

Мода двухтысячных и пальто из кенгуру

Бледно-серая железная дверь, плевавшая на архитектонику фасада, украшена плакатом дизайнера родом из нулевых и приглашает погрузиться в мир настоящего андеграунда. В этот секонд-хенд в центре города более 20 лет ходит вся администрация – по крайней мере, по словам его владелицы.

Внутри магазин был небольшим. Пахло чем-то сладковато-древним. Взгляд притягивали цветастые блики ювелирных изделий, балалайки, духи, чучела. Из одежды – экстравагантные платья, куртки, жакеты. Я едва успел осмотреться, а моя спутница уже любезничала с продавцом, уцепившись за красную шубку из лисы.
Ассортимент был именно что эксклюзивный, пусть и скудный на именитых дизайнеров. Футболки, которые используют врачи для операций, – не мнущиеся, со слов кассира, – по 1000 рублей. Бельгийские рубашки в психоделической окраске по 350. Винтажные куртки с олимпийской символикой по 4000 рублей. Льняные платья и брюки, немецкие джинсы «очень популярных брендов», которые я видел впервые, – по 2000 рублей.
Из минусов – маленький выбор женской одежды. Владелица магазина уверяла, что раньше было намного лучше.
«Культура секонд-хенда у нас мертва»
– Сейчас культура секонд-хенда у нас мертва, – сходу отрезала она.
– Что вы имеете в виду?
– Неоткуда брать поставщиков. Вещи либо везут контрабандой из Казахстана, где в мешках 90% на мусор, либо собирают с людей и помоек барахло. О качестве и редкости никакой речи идти не может. А мы продолжаем работать лишь потому, что репутация хорошая. Люди нам доверяют. Выживаем на вторых запасах, ну и на том, что подвернётся по знакомству.
– То есть у населения всё же тоже принимаете?
– Видишь, контингент особенный. Приезжает как-то одно высокоуполномоченное лицо и отдаёт тридцать пар итальянской обуви, потому что шкафы лопаются. Или судья сезон отходил, просит повесить здесь шубу за такую-то цену, а процент я забираю себе. Работаем не на наценке, а на обороте.
Типичные покупатели в «Модном местечке» – взрослые состоятельные люди, понимающие, зачем они тут: за уникальностью. До нас были двое «постоянников», которые заходят сюда уже 22 года. Они заранее по телефону назначают день встречи и делают магазину приличную выручку.

– Важно не то, как быстро ты возишь, а какой именно товар ты предлагаешь, – пояснила нам владелица.

Стилист Елизавета Чернецова уже разгуливала в шапке-ушанке и пальто из кожи кенгуру. Ей понравилось, что магазин предлагает и официальный стиль, и неординарные решения. Разочаровало состояние вещей – многие были изношенными, с потёртостями и даже дырками.

– Брендированная одежда есть, но давно вышедшая из моды, – отметила она.

Многообразие выбора манило одеться в то, что можно увидеть на прокуроре или чиновнике – сенаторскую рубашку и итальянский пиджак. Но мы решили подобрать образ под стать чудаковатой обстановке.



ЗАМШЕВЫЙ ЖАКЕТ
3500 рублей

КЕПКА-ВОСЬМИКЛИНКА
500 рублей


КОЖАНАЯ КУРТКА РУЧНОЙ РАБОТЫ
15000 рублей

ВИНТАЖНАЯ СУМКА
1500 рублей


«Модное местечко» – это живой отпечаток прошлого. Настоящий винтаж во всех отношениях – вещи интересные, но не для масс. Место пользуется популярностью у обеспеченных людей, хотя цены удивляют доступностью. Если вы ищете эксклюзивности, стиля и чего-то пахнущего уже ушедшей эпохой – вам сюда.
«Мегахенд»

Одежда с послевкусием комиссионки

В помещении царили атмосфера общего недовольства и стойкий запах белизны. Раздражал тусклый свет ламп вкупе с больнично-жёлтым цветом стен.

– Комиссионка масштабного толка, – весело заметила моя спутница.

Глаза мозолил рой суетливых консультантов, количество которых вызывало ощущение незащищённости. Покупателей было много: молодые влюблённые, свысока разглядывающие искусственный мех дублёнок; подростки, бегающие по вешалкам со слегка растерянным видом (как оказалось, вчера был день привоза нового товара); жёны с мужьями, усердно выбирающие брюки.
Одежда будто брошенная. Вся мятая, неуклюжая, небрежно сложенная, наугад отсортированная. Чахлые джинсы то мизерных, то исполинских размеров по 800 рублей. Кофты из сельского шифоньера по 1500. Никакие рубашки по 1000 рублей.
Зато радовало изобилие ботинок, очков, ремней, носков и шляп. Безобразие выцветшей радуги, тянущейся десяток метров по рейлам, прерывается на одну-две надписи «H&M» или «Pull & Bear», а затем ставит точку дешёвой подделкой Gucci.

Подобные места наталкивают на мысль о важности разумного потребления. Глядя на ассортимент и понимая, что спрос рождает предложение, невольно начинаешь представлять: кто покупает все эти дырявые детские комбинезоны и колючие кофты? Что не нужно вам сегодня – жизненно необходимо другому завтра.
«Вид одежды вызывает жалость»
– Как часто сюда заходите?
– Обычно по выходным, в дни завоза, – отвечает мне Яна, одна из покупательниц, увлекающаяся модой из секондов.
– А правду говорят, что в эти числа происходят массовые побоища шопоголиков?
– И такое бывает, но редко, обычно просто много народу.
– И сколько удаётся вынести приличных позиций?
– Ну всегда по-разному, в среднем две-три. Бывает, что на все хотелки не хватает денег, а иногда вовсе ничего интересного.

Стилист Елизавета Чернецова описала вещи коротко и ёмко: «Барахло». По её мнению, здешний ассортимент – как в пунктах сбора вещей на переработку.
– Почти полное отсутствие брендов, хотя прошёл один день с пополнения товаров. От вездесущего запаха химии кружится голова. Вещи раскиданы по магазину словно наугад. Вид одежды вызывает жалость, – комментирует она.

Тем не менее, журналистский долг обязывает продолжать эксперимент, так что мы попытались собрать образ. Решили выбрать соответствующий тусклой атмосфере стиль. Долгие скитания по вешалкам и корзинам привели нас к следующему:




ЗАМШЕВАЯ КУРТКА
2700 рублей

КОФТА ИЗ H&M
1600 рублей

БРЮКИ
1200 рублей
«Мегахенд» – одна из главных потерь для модников Кемерова. Магазин обладал реноме крупного секонд-хенда. Раньше сюда везли брендовые, качественные, винтажные вещи из Европы. Теперь после посещения остаётся послевкусие дешёвой комиссионки. Интересные товары западного масс-маркета – скорее редкость. Радует, что большую часть месяца на весь товар действуют скидки порядка 70%, 80% и 90%. Если вы в поисках дешёвых решений – вооружайтесь календарём скидок и вперёд.
«Дресс код»

Вельвет, экологичность и чистота

В пути я представлял неряшливое подвальное помещение с неулыбчивыми консультантами и тесные ряды рейлов, увешанные скучными вещами. Так что приятно удивился, когда оказался в приличном бутике с пастельными тонами и мягким освещением. Интерьер был изящным, магазин – ухоженным. Новогодние украшения добавляли обстановке домашнего уюта.

На входе смеялся мужчина в винтажном бежевом пальто и… трикотажных спортивных брюках. Продавец-консультант явно сдерживал улыбку. Из их разговора я понял, что мужчина пришёл выбрать кофту сыну, но увидел пальто и не устоял.
Интересный винтаж, редкие для нынешних секондов имена дизайнеров и опрятный вид – вот что окружает вас в этом месте. Вельветовые брюки делят вешалку с редкими Levi’s. Футболки Adidas, Puma, Lacoste по 800 рублей. Дизайнерские куртки – по 2800.
Ассортимент в секондах не бывает обычным – это всегда лотерея. Часто они перегружены никому не нужным хламом. Но здесь же было видно, что подбором вещей занимаются с трепетом и чувством вкуса.
«Вещи везут в основном из Валенсии и Неаполя»
– Пришли бы вы на пару дней пораньше! Тогда было пополнение, а сейчас много интересного уже разобрали, – посетовала консультант.

– Из-за санкций всё стало намного сложнее, – рассказал владелец «Дресс кода» Ярослав. – Трудности в переговорах с поставщиками, с таможней, логистикой. Мы собираемся командой секондов из Кемерова, Новосибирска, Екатеринбурга, Питера, Москвы и делаем большой заказ Европейской организации пунктов сбора, которая находится в Италии. Конкретно к нам вещи везут в основном из Валенсии и Неаполя.
– Почему люди несут вещи в пункты сбора? Поговаривают, что иногда их собирают с трупов...
– С трупов, конечно, нет! В Европе дорого обходятся услуги ателье, чистки и ремонта. Людям проще отдать одежду в специальные организации, которые найдут ей новое применение.

Экологичный тренд на повторное использование одежды ещё не прижился в Кузбассе, но его актуальность и влияние можно заметить уже сейчас. Со слов Ярослава, несколько отечественных компаний уже организовывают пункты сбора, но качество пока оставляет желать лучшего.
«Типичный покупатель – молодёжь, которая ищет бренды»
– А по Кемерову не пытались собирать?
– У нас здесь нет очистительного цеха. Мы бы хотели, но это гигантское вложение, а спрос невелик. Наши вещи обрабатывают ещё в Европе, сертификаты лежат в потребительском уголке. Главный стерилизующий компонент – озон, плюс комплекс из семи разных химических очистителей.

По словам Ярослава, типичный покупатель – молодёжь, которая ищет бренды. В день пополнения товара магазин похож на поле боя, люди с открытия толпятся перед дверьми. Что-то покупают себе, что-то на перепродажу в интернете. Ходят и взрослые люди из-за того, что материальное положение становится всё сложнее, а потребность прилично одеваться остаётся.
Елизавете Чернецовой этот секонд-хенд запал в душу больше остальных. Вещи выглядели опрятно: отутюженные, рассортированные, в хорошем состоянии. Очень радовало обилие брендовой одежды.

– Здесь действительно можно найти классные вещи от Fred Perry, Diesel, Levi’s, Armani, Tommy Hilfiger. Радует их вид: это не обноски, а качественный винтаж, – говорила она.

Тем временем мужчина на входе успел сменить куртку на другую, более сочетающуюся со штанами, подобрать олимпийку Puma сыну, и уже выкладывал несколько купюр на кассе.

Мы же приступили к подбору образа. Флёр элегантности, витающий в магазине, склонил к формальному стилю. Взгляд цепляли угловатости стрелок, дизайнерские потертости на джинсах, но остановились мы на закольцованной композиции вельвета и винтажа.





ВЕЛЬВЕТОВЫЙ ПИДЖАК
2800 рублей

ХАЛФ-ЗИП СВИТШОТ
1600 рублей

БРЮКИ
1600 рублей
«Дресс код» оказался впечатляющим открытием, привлекательным внешне и не отстающим в наполненности. Сюда можно прийти, одеться и выйти с приятным послевкусием и в новых качественных вещах. Просторное помещение, доброжелательный персонал, радующий щепетильным отношением к одежде, и низкие цены ставят этот магазин в число тех, что я обязательно посещу и без редакционного задания.
В итоге в Кемерове есть куда сходить?
Да. Пусть волна популярности секонд-хендов и обошла Кемерово стороной, у нас всё равно есть места, которые можно посетить и не остаться равнодушным. Будет ли это неприметный подвал, крупное пространство или нежный бутик – неважно. В поисках ли вы уникальности, дешевизны или брендов – каждый найдёт что-то для себя.

У меня получилось собрать три образа примерно в одном ценовом диапазоне – 5500 рублей. Самые низкие цены оказались в «Модном местечке»: рубашки, кофты, футболки по 350 рублей. Самые высокие – в «Дресс коде», но с учётом скидочной системы и отношения к работе это того стоит.

Количество брендовых товаров почти везде оказалось схожим – низким. «Дресс код» показал себя лучше всех: большая часть ассортимента была с оригинальными этикетками западных бутиков. Впрочем, и в «Мегахенде» в силу большого количества товара я находил узнаваемые логотипы, масс-маркет и интересный винтаж, но в плачевном состоянии. В «Модном местечке» бренды были, но не того направления, что искали мы.

Самое приятное впечатление на меня произвёл «Дресс код»: чистотой полов, улыбками кассиров, нежными тонами, ухоженным товаром, а главное – большим количеством одежды, которую хочется приобрести. «Модное местечко» позволило прикоснуться к чему-то эксклюзивному и редкому, пусть и во мраке подвала и с привкусом нулевых. «Мегахенд» больше напоминал барахолку с призраками былых времен.

Схожие в целом, кемеровские секонд-хенды в деталях оказались очень разными. Всем, кто желает погрузиться в пучины дорогих тканей, итальянского кроя и немецкого качества, я предлагаю проверить это самим.

Текст и фото: Кирилл Кириллов