7 мая 2018 в 13:27 Общество

Беспилотники или знания — чего хотят современные студенты?

Сегодня многие промышленные предприятия испытывают нехватку специалистов. Но ещё более серьёзные кадровые проблемы начнутся у предприятий через 2-3 года. К тому времени выпускаться из вузов будет поколение 2000-х, которое называют демографической ямой. Как сегодня вузы борются за абитуриентов, как заинтересовывают студентов и чем впечатляют будущих работодателей своих выпускников? Эти серьёзные вопросы «Газета Кемерова» задала ректору КузГТУ Андрею Александровичу Кречетову. 

– Андрей Александрович, сегодня много разговоров ведётся о том, что технологии меняют всё вокруг, а традиционное техническое образование тем временем умирает. Вы с этим мнением согласны?

– Сейчас действительно часто рассуждают о том, что классическое техническое образование не востребовано, что многие специальности в будущем станут неактуальны, что ключевые компетенции специалистов – это не определённый набор техник и технологий, а, например, командная работа, искусственный интеллект и так далее

Многие российские университеты сейчас придумывают новые специальности, которые, по их мнению, будут востребованы в ближайшем будущем. Например, специалисты по беспилотным летательным аппаратам. Конечно, технологии развиваются. Сегодня квадрокоптеры используют повсеместно. Но всё же, несмотря ни на что, мы уверены: традиционные индустриальные специальности останутся востребованными. Конечно, они будут изменяться. Всё более актуальны будут так называемые soft skills, навыки, которые подразумевают командную, проектную работу.

Но все они будут бесполезны без hard skills, то есть, без фундамента. Ведь если специалист знает основы, то он сможет все эти навыки транслировать и на новые технологии. Но если ориентации на реальный сектор промышленности нет, то вряд ли этот специалист поможет  нашей экономике развиваться.

 С вузами ситуация понятна, а меняются ли запросы работодателей?

– Базовые запросы по большому счету неизменны. Ребята должны знать, понимать, владеть базовыми вещами, которые характерны для определенной сферы промышленности. Да, конечно, те же беспилотники важны, сегодня ими оснащены большинство разрезов. И маркшейдеры уже меньше ходят с теодолитами, используют современные технологии. Другое дело, сможет ли человек со специальностью «Специалист по беспилотным летательным аппаратам» выполнить аналитическую работу маркшейдера? Вряд ли. И мы, общаясь с работодателями, с нашими крупными промышленными партнёрами видим, что зачастую ориентация на новые технологии - это лишь погоня за модой.

 Наверняка, это ещё и погоня за абитуриентами?

– Конечно, ориентация на модные решения у абитуриентов есть. Но с другой стороны, в процессе обучения, когда студенты попадают, например, в рамках практики или обучения на базовых кафедрах, на промышленное производство, они видят, что происходит на предприятиях, более чётко понимают, что нужно работодателям. И это, конечно, база.

 Насколько востребованы сегодня выпускники КузГТУ на рынке?

– Сегодня многие предприятия, ощущая нехватку специалистов, обращаются к нам за сотрудничеством и приглашают студентов на практику. Интересно, что это не только предприятия Кемеровской области, где наши выпускники уже давно серьёзно востребованы, но и других регионов. Так, в Новосибирской области есть необходимость в кадрах, обученных по горным специальностям. Особый интерес они представляют для предприятия «Сибирский антрацит». Весьма востребованы химики-технологи. За Уралом таких специалистов готовят только в двух вузах, в том числе, в КузГТУ.

По нашим оценкам более 75% выпускников нашего вуза устраиваются работать по специальности. Среди вузов Кузбасса по показателю трудоустройства мы находимся на первом месте.

Наш университет сегодня является флагманом и основной кузницей кадров для всей угольной промышленности России. По данным мониторинга министерства энергетики РФ более трети всех молодых специалистов, устроившихся на предприятия угледобывающей отрасли – наши выпускники. И это не только угольщики, но и экономисты, строители, автомобилисты и так далее. 

– С чем вы связываете эти показатели?

– В первую очередь, с номенклатурой специальностей. Мы больше ориентированы на реальный бизнес. Так, сейчас в КузГТУ работают 13 базовых кафедр практически по всем отраслям промышленности – угледобыча, большая химия, строительство, информационные технологии, машиностроение… Это хорошая форма обучения, которая повышает практикоориентированность, даёт студентам возможность для проведения научно-исследовательских работ. Благодаря базовым кафедрам, мы как вуз, более чётко понимаем, чем живёт предприятие, что ему нужно, и, конечно, как готовить для него специалистов. Да и студентам гораздо интереснее не просто слушать лекции, но и посещать предприятия, смотреть, как устроена работа на них.

Кроме того, сегодня вуз реализует проект по взаимодействию с крупнейшими мировыми производителями промышленного оборудования. Предприятия заинтересованы в подготовке кадров для себя на нашей базе. Ведь сегодняшний выпускник через пару лет работы станет middle-менеджером, влияющим на принятие решений о приобретении той или иной техники, а через 5 лет – топ-менеджером, непосредственно принимающим решение. Таким образом крупные компании формируют мощный центр долгосрочной лояльности.

Сейчас в КузГТУ открыты две замечательные учебные аудитории, которые построил нам «БелАЗ» в рамках соглашения о научно-техническом сотрудничестве. В этих научно-практических аудиториях можно получить навыки работы с гидравлическим приводом, смоделировать условия, приближенные к работе на предприятии при угледобыче, в том числе, пожар двигателя.   

Теперь мы активно работаем над заключением аналогичного соглашения с компанией «Liebherr». Вскоре наши ребята в рамках лабораторных работ по горным машинам будут восстанавливать экскаватор под руководством сервисных инженеров Liebherr.

Компаниям действительно интересно сотрудничество с нашим вузом. И это свидетельствует о серьезной востребованности КузГТУ на федеральном уровне. А нашим ребятам это позволяет учиться с использованием  самых современных решений.

 Наверняка, студентов привлекает в вузе не только образовательная деятельность?

– К внеучебной деятельности в высшей школе относятся по-разному. Безусловно, университет – это место, где люди получают знания. Но мы выстраиваем работу так, чтобы у студентов был не только интеллектуальный, но и личностный рост. Мы положительно относимся к их участию, например, в студвесне. Ведь если в качестве специалистов они станут уже на предприятиях творчески подходить к решению инженерных задач, то будет здорово.

Направление студенческого самоуправления у нас в вузе одно из самых сильных в стране. В числе реальных результатов – студенческий корпус спасателей «Скала». Во время трагедии в Зимней вишне наши студенты активно работали волонтерами. Так получилось, что в момент пожара ребята очень быстро оказались возле торгового центра. Благодаря тому, что до этого они взаимодействовали с МЧС, их активно включили в работу, они ставили ограждения, помогали родственникам, дежурили в штабе. 

 Сегодня многие вузы ведут прицельную охоту на талантливых абитуриентов. Переманивают их особыми условиями. А как вы на своём уровне решаете эту проблему?

– Мы работаем над тем, чтобы талантливых ребят в Кузбассе стало больше. Пусть даже они поступят не в наш вуз. Мы прекрасно понимаем важность этой задачи в целом для региона. Так, мы традиционно проводим летние инженерные школы, когда у школьников старших классов есть возможность заниматься научно-техническим творчеством. Это что-то вроде лагеря при вузе.

А с этого года мы совместно с Фондом Андрея Мельниченко запустили центр доинженерной подготовки. Два раза в неделю в аудиториях и лабораториях КузГТУ талантливые ребята осваивают направления «Робототехника», «Искусственный интеллект», «Интеллектуальная электромеханика», «Науки о земле». Занятия проходят под руководством опытных преподавателей и учёных. У ребят уже есть серьёзные результаты. Пока в центре занимаются ученики 10-х, 11-х классов. Но с 1 сентября мы начнём набирать ребят, начиная с 5 класса. Все занятия в центре проводятся бесплатно. 

 Андрей Александрович, почему в вузе решили заняться научно-техническим творчеством: пошли за имеющимся интересом или решили его создать?

– Для нас это одна из составляющих нашей миссии. Мы не только готовим кадры для промышленности, но и формируем комфортную среду в регионе. Это ведь бесплатное дополнительное образование. Не всем талантливым детям в семьях могут позволить подобные занятия. А у нас ребята занимаются 2 раза в неделю по 4 часа. Мы предоставляем им всё необходимое оборудование, с ними занимаются преподаватели вуза.

Задача нашего центра – развить у детей целостное естественнонаучное мышление, логику, конструкторские и инженерные способности, сформировать системный подход к решению исследовательских задач и поддержать стремления двигаться по пути научных открытий.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика