Киберпанк, который мы заслужили
будущее в фильмах, играх и реальности
Недавно на Wired вышла статья – в ней редакция журнала предсказала основные технологии будущего, которые рано или поздно плотно войдут в нашу жизнь. На фоне разработок Илона Маска и роботов от Boston Dynamics тема выглядит сверхактуальной, а если к ней добавить ренессанс киберпанка, который жанр переживает последние пару лет, то картина становится и вовсе противоречивой. Извечными остаются вопросы, заменит ли искуственный интеллект человека, случится ли экологическая катастрофа, смогут ли люди стать бессмертными? И, конечно, мечтают ли андроиды об электроовцах?

Мы сравнили будущее из трёх разных вселенных – из игровой, используя в качестве референса недавно вышедшую Detroit: Become Human, из кинематографической – по мотивам прошлогоднего фильма «Бегущий по лезвию 2049», и из реальной, основываясь на материале Wired.
Автор: Максим Полюдов / «Газета Кемерова»
Фотографии, иллюстрации, видео: Tumblr, Giphy
Андроид и ИИ
Detroit: Become Human в принципе завязана на человеческих взаимоотношениях с андроидами – к слову, андроидом является и один из протагонистов. Роботы в игровом мире выглядят как люди: по исследованиям вымышленной корпорации «Киберлайф», это повышает уровень доверия к ним. Однако андроиды не имеют никаких прав и свободы мышления, являются товаром, запрограммированы на определённые действия и полностью подчиняются своему владельцу. Чаще всего их используют для тяжёлого физического труда или в качестве домашней прислуги. Есть и узкоспециализированные модели – например, наёмные солдаты или секс-куклы.

В «Бегущем по лезвию 2049» всё зашло гораздо дальше: репликанты являются полноценными членами общества (пусть и не все это признают) и способны испытывать чувства – по их собственным ощущениям. Причём чувства оказываются платоническими: одна из важных сюжетных линий фильма – отношения между андроидом Кеем и голограммой с ИИ по имени Джой. В мире «Блэйдраннера» это нормальный способ бороться с одиночеством, главной болезнью будущего.

Wired же практически не затрагивает эту тему: возможно, потому что это слишком очевидно, но скорее всего по той причине, что до полноценной замены человека искусственным интеллектом очень далеко. Хотя реалистичные секс-куклы у нас уже есть, ИИ пытается общаться как человек и постоянно учится благодаря нейросетям, но всё-таки поговорить с условным голосовым помощником Алисой по душам пока ещё не удастся.

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Роман Филипа К. Дика, вдохновивший Ридли Скотта на создание «Бегущего по лезвию»
Беспилотный транспорт и летающие автомобили
Прототип летающего автомобиля, представленный в 2017 году во Франкфурте разработчиками словацкого проекта Aeromobil
Почти все автомобили в Detroit: Become Human работают на автопилоте. Они выглядит как симметричные кэбы, в которых, по сути, кроме сидений ничего и нет – даже руля. Лобовое стекло обладает дополненной реальностью и выводит всю информацию о поездке, там же – можно изменить конечный пункт маршрута. Личные автомобили отличаются только внешним видом: они больше похожи на то, к чему мы привыкли.

В киберпанк-вселенной «Бегущего» нет никакого автономного транспорта, а привычные автомобили заменили «спиннеры», которые являются основным средством передвижения. Они могут не только ездить, но и летать благодаря реактивным двигателям. В реальном мире пока что нет ничего, что хотя бы отдалённо напоминало машины, показанные в фильме.

В материале Wired единственное предсказание, связанное с беспилотными автомобилями, гласит, что профессия дальнобойщика станет неактуальной, а вместо людей грузы на огромные расстояния будут доставлять автономные грузовики-перевозчики. За эту возможность борются Volvo, Daimler, Waymo, Tesla и Uber. У последней компании преимущество – их грузовик проехал 200 километров без водителя ещё два года назад, в 2016-м. Но испытания беспилотников в городской черте проходят не совсем удачно.
Медицина будущего
В Detroit: Become Human пока не раскрыли секрет бессмертия, но зато научились бороться с главными болезнями человечества: такими как рак. Вместо врачей и лекарств это делают наноботы, которых вводят в тело пациента и программируют на определённые действия: борьбу с раковыми клетками или укрепление иммунной системы. Одному человеку требуется несколько миллионов таких роботов, чтобы они успешно купировали болезнь. После завершения операции они выходят вместе с продуктами жизнедеятельности.

Медицина «Бегущего по лезвию» плотно завязана на имплантах и взаимодействии технологий и человеческого тела. Подробностей на эту тему в фильме нет, но есть, например, слепой предприниматель Ниандер Уоллес, который способен видеть при помощи дронов, управляемых нейроинтерфейсом прямо из его головы.

В Wired уверены, что технология изменения ДНК станут доступны простым смертным. Она называется CRISPR и позволяет найти в ДНК необходимый ген, а после – удалить или исправить его. Это поможет лечить генетические заболевания и мутации, а также «программировать» детей, чтобы они никак не зависели от родителей на генном уровне. Грубо говоря, можно будет выбрать рост, цвет глаз или цвет волос ребёнка. Всё это похоже на создание персонажа в компьютерной игре.
Индустрия развлечений
Detroit: Become Human не может похвастаться живыми концертами или театральными представлениями: людям будущего достаточно VR. Большинство актёров и музыкантов – андроиды, которые могут принимать какую угодно внешность, быть в нескольких местах одновременно и не лажать на выступлениях. Из-за этого появилась небольшая группа людей, желающая возродить культурную жизнь в реальном мире, а не пользоваться лишь виртуальной реальностью.

В «Бегущем по лезвию» очень много голограмм – это и трёхмерные модели людей, и огромные киноэкраны, и реклама на улицах. Весь внешний мир говорит о том, что будущее развлечений – за визионерами.

Wired
предсказал, что через пять лет VR и AR полностью заменят людям экраны и мониторы, но будут использоваться не только в качестве развлечения, но и рабочего инструмента. Кроме этого, торговые центры превратятся в автоматизированные склады товаров с полным самообслуживанием. Любую вещь можно будет заказать в специальном приложении – и доставит её вам робот.
Люди перестанут быть нужными