Вход
gazeta.a42.ru

Прокачали бизнес: программа акселерации завершилась в Кузбассе

20 декабря в Кемерове прошёл выпускной акселератора для предпринимателей. Все они — участники перспективных кластеров региона. На три месяца бизнесмены вышли из зоны комфорта и вновь встали на позицию обучающихся ради ускорения роста своих компаний. О неприятных вопросах трекеров, собственных слабостях и скрытых ресурсах корреспонденту A42.RU рассказали сами участники.

Выстроить стратегию — повысить эффективность

В сентябре в Кемерове запустили бизнес-акселератор — ограниченную во времени программу ускорения развития бизнеса. Она помогает изучить новые методы организации работы, вскрыть и разрешить существующие проблемы, выстроить стратегию, способную существенно повысить эффективность.

Добиться результатов участникам помогали бизнес-эксперты и опытные трекеры. Руководители известных компаний, специалисты-практики в сфере маркетинга и онлайн-продвижения встречались с командами на групповых мастер-классах и индивидуальных консультациях — выявляли слабые стороны, разбирали каналы продаж, работали над привлечением новых клиентов и масштабированием бизнеса.

Акселерацию проходили 30 малых компаний из Кузбасса. Желающих было больше, но для того чтобы поучаствовать, нужно было пройти отбор по ряду критериев. В первую очередь принимали компании, деятельность которых соответствует четырём перспективным кластерам Кузбасса: углехимическому, агропромышленному, биомедицинскому и туристическому. Всё дело в том, что инициатива запуска акселератора принадлежит Центру кластерного развития Кузбасса. Именно в нём задумались о том, как важно бизнесу не просто существовать и вариться в собственном соку, а искать и находить ресурсы для роста. Участие в акселерационной программе командам предоставили за счёт федерального бюджета.

Инициаторы проекта уверены, что этот вклад принесёт плоды.

— Методику не назовешь уникальной, но она особенным образом складывается для каждой сферы, — говорит Наталья Чурсина, руководитель Центра кластерного развития Кузбасса. — Наша задача — помогать субъектам малого и среднего бизнеса увеличивать количество рабочих мест и прибыль. Если сфокусироваться, то самая первая задача акселератора — рост организации.

Найти точки роста

Крупнейшие акселераторы мира работают, как правило, со стартапами — это бизнес на стадии идеи, только планирующий или едва начавший производство и продажи. Но в Кузбассе стартапы в программу не допустили, хотя желающих было немало. Обязательным условием стал опыт продаж. Этот акселератор помогал решить вопросы, с которыми компании уже столкнулись: медленный рост продаж, неэффективная система менеджмента, неспособность вынырнуть из оперативки и заняться стратегией. При создании программы опирались на методику акселерации Фонда развития интернет-инициатив, который проверил её более чем на 500 компаниях, 80% из которых увеличили выручку и другие показатели.

От каждой компании в акселератор пришли минимум два представителя, причём участие первого руководителя было обязательным условием. Всех участников, прошедших отбор, сначала продиагностировали. Эксперты выявили слабые стороны и узкие места, определили запросы бизнесменов. Затем участников разбили на команды и назначили трекера-наставника. В этом качестве выступили руководители известных кузбасских компаний, опытные предприниматели. Все они также прошли конкурсный отбор и заранее обучились технологии трекинга.

Роль наставников в акселераторе коренным образом отличается от роли педагога или тренера. Главное отличие в том, что трекер не учит. Совсем. Он только задаёт вопросы, которые помогают команде самой найти решения. Он фокусирует усилия предпринимателя, способствует поиску точек роста, помогает разобраться с краткосрочными и долгосрочными целями. В зависимости от того, сколько времени участники готовы уделить прокачке своего бизнеса, в акселераторе запустили три программы с возможностью работать с экспертом от одного до трёх раз в неделю. В остальное время команды работали самостоятельно.

Проверить гипотезы

Бизнес-акселератор охватил участников из разных городов Кузбасса: Кемерово, Новокузнецк, Мариинск, Тайга, Анжеро-Судженск. Среди компаний были довольно крупные и известные, такие как крестьянское хозяйство «Волков», «Кузбасский скарабей», клиника «Здоровье» и медицинский центр «Мегаполис». Попали на акселерацию и менее крупные, но заметные бренды, например, производитель одежды My Siberia.

Интересно, что запросы компаний не зависели от стадии развития бизнеса. Так, компания «Вишнёвый город» из Осинников больше десяти лет перерабатывает ягоду и овощи и продаёт их по всей Сибири. Тем не менее, команда поставила целью кратный рост компании, искала узкие места в бизнес-процессах и новые возможности развития. Несколько компаний пришли на акселерацию с запросом на формирование команды. Кого-то интересовало масштабирование и выход за пределы региона. Артём Волков, руководитель фермерского кооператива «Калина-Малина», выставил сразу две команды с разными продуктами — чтобы провести своего рода эксперимент.

Решать непростые задачи бизнесменам помогали наставники. Их компетенция соответствовала заявленному запросу команды: если нужно было прокачать продажи — приходил опытный практик продаж, если наладить продвижение в соцсетях — с командой занимался интернет-маркетолог. Предприниматели учились проводить проблемное интервью, осваивали маркетинг, погружались в основы unit-экономики. Все команды работали по hadi-циклам — это метод быстрой проверки гипотез и поиска наиболее эффективных способов влияния на конкретные бизнес-показатели.

— Мне интересна тема продуктового подхода, — отметил Артём Волков. — Я изучаю эту методологию сам, а тут выпала возможность взять действующие бизнесы, прогнать их через программу и посмотреть, как будет отличаться результат. Акселератор помог нам увидеть совершенно неочевидные цифры, а ещё — найти нетипичную технологию, которая позволит в себестоимости сильно отыграть от конкурентов. Самый большой инсайт: твои представления о продукте — это ничто, они скорее всего неправильные. Потому что ты нерелевантен, ты — вообще не та публика, которая потребляет твой продукт. Правильный custdev позволит выпускать продукт, который нужен людям, не производить то, что им не нужно, сократить затраты времени и денег.

Ускориться и вырасти

До финиша успешно добрались не все. Кто-то долго сопротивлялся системе и не смог выложиться на максимум, кто-то и вовсе сошёл с дистанции. Но организаторы программы считают это закономерным этапом.

— Акселерация — не самый комфортный процесс для бизнесмена, — рассказывает руководитель проекта акселератора Мария Кравец. — Трекеры задают командам неприятные вопросы. Многих участников это раздражает, ведь они бизнесмены и привыкли чувствовать себя гуру. Но на проекте у них другая роль. И её важно принять. Ведь только выход из зоны комфорта может дать рост, за которым компании и пришли сюда.

Большинство команд смогли взять от своих наставников максимум знаний и потратить время на проекте с пользой для бизнеса.

— Два месяца назад мы не ожидали, что выполним задачи, которые поставили, — говорит Олег Жданов, руководитель компании «Вишнёвый город». — Те упущения в логистике, технологии и реализации, которые мы в текущей деятельности не видели, взгляд команды акселератора позволил вычислить и исправить. Мы повысили производительность труда, реализация продукции выросла на 20%. 

— Несмотря на то, что у нас вроде бы всё хорошо, все процессы проходят успешно, мы смогли взглянуть на бизнес под другим углом, — поделилась Кристина Тимонина, менеджер по маркетингу медицинского центра «Мегаполис». — Перестроили понимание того, как нужно строить маркетинг, для чего, в какое время, в каком месте, в каких масштабах. Акселератор явился толчком.

— Для компании это как бы взгляд со стороны, — рассказал Вячеслав Данилкин, директор компании «Кедр Экспорт». — Акселератор помог найти слабые стороны, понять, какие направления в моём бизнесе более перспективны и какие решения мне необходимо принимать, чтобы двигаться по ним. Кроме того, появилось много новых знакомств, это всегда полезно для бизнеса.

На выпускном команды кратко рассказали о своих результатах, подвели итоги. Разрезали торт, было много добрых, трогательных слов: за время программы команды и наставники сблизились, многие подружились. Но главный результат, конечно, лежит в материальной плоскости. Прохождение акселерации помогло предпринимателям повысить эффективность, по-новому взглянуть на свою деятельность и дальнейшие коммерческие перспективы.

Возможно, это не последний бизнес-акселератор в Кузбассе. Информация об образовательных, финансовых и иных мерах поддержки бизнеса в 2020 году будет оперативно появляться на портале мойбизнесскузбасс.рф.


комментарии

MEDIAMETRICS

Новости Кузбасса

MEDIAMETRICS

Интересное на а42.ru

Загрузка...
Восстановление пароля
Регистрация
Проекты А42.RU
В санатории «Россия» рассказали о выгодных акциях на курорте Белокуриха
Яндекс.Метрика