3 апреля 2018 в 18:23 Общество

«Это наша общая беда»: кто помогает кемеровчанам после пожара в «Зимней вишне»

25 марта во время пожара в торговом центре «Зимняя вишня» погибли 64 человека, среди них 41 ребёнок. Тела 37 погибших ещё не опознаны. Семьи не могут похоронить своих родных.  Ещё 12 человек сейчас находятся в стационаре — они получили травмы и нуждаются в помощи медиков. Ещё 48 кемеровчан лечатся амбулаторно. Все они нуждаются в поддержке.

В Кемерове с первых дней трагедии работали волонтёры. Число тех, кто готов помогать пострадавшим от пожара в «Зимней вишне» и семьям погибших, с каждым днём растёт. «Газета Кемерова» познакомилась с людьми, которые поддерживают всех, в чей дом 25 марта пришло горе.

«Более 300 человек хотели сдать кровь»

Утром 26 марта у Кемеровского областного центра крови выстроилась очередь. Не только кемеровчане, но и жители соседних городов приехали сюда, чтобы помочь пострадавшим во время пожара в «Зимней вишне». Студент юрфака РЭУ им. Плеханова Алексей Барков одним из первых приехал сдавать кровь и стал волонтёром — составлял списки доноров вместе с медиками, организовывал очередь. Свою работу Алексей и другие добровольцы завершили только 1 апреля — всё это время поток людей не иссякал.

Фото: «Это наша общая беда»: кто помогает кемеровчанам после пожара в «Зимней вишне» 2

Алексей Барков, студент РЭУ им. Плеханова, волонтёр ОНФ:

— 26 марта я приехал в Центр крови в восемь утра. Очередь была километровой, около 300 человек. Меня попросили помочь организовать людей. Их было слишком много.

Вместе с главным врачом мы объясняли, что банк крови уже переполнен. Что сегодня столько доноров уже не нужно — кровь должна быть свежей. Я нашёл в толпе двух ребят, студентов нашего вуза, и мы стали составлять списки доноров по дням недели — по 20 человек на день. Остальным предлагали сдать кровь после 4 апреля.

Так мы работали до 30 марта. Приходили в Центр, стояли на входе и записывали всех желающих. Это были люди разных возрастов, причём не только из нашего города. Приезжали из Промышленной, Тайги, Новосибирска, Томска. В один из дней прибыло 40 человек с какой-то шахты, целый автобус. Приходила хоккейная команда «Кузбасс» в полном составе.

Думали, на третий день после трагедии поток схлынет, но нет. Только к 30 марта число доноров стало прежним. С этим потоком медицинский персонал справляется и без нас.

Людям мы объясняли — кровь нужна и в другие дни, не только после трагедии. В Кемерове каждый день есть пациенты, которые в ней нуждаются. Поэтому ваша кровь всё равно кого-то спасёт. Чтобы сдать её, позвоните в регистратуру: 8 (3842) 52-12-91. Вас запишут на определённый день и время, подскажут, как подготовиться к процедуре. 

Центр крови благодарит волонтёров Алексея Баркова, Богдана Тернового, Романа Токаленко, Андрея Шмаль, Юлию Арямкину, Марию Орлову, Анастасию Друкованую, Руслана Дивеева.

«Мы проверили всех детдомовцев»

Кемеровчане 27 марта вышли на митинг на площади Советов. Именно здесь сформировались две инициативные группы. Первая поехала в морг вместе с мэром Ильей Середюком, чтобы убедиться, что официальные данные о погибших верны.  Вторая группа, которую возглавил правозащитник Расим Яралиев, провела сбор и проверку данных о пропавших людях, которые могли находится в торговом центре во время пожара.

Фото: «Это наша общая беда»: кто помогает кемеровчанам после пожара в «Зимней вишне» 3

Расим Яралиев, правозащитник:

На сегодняшний день мы закончили свою работу. 31 марта в штабе ЧС вместе с Сергеем Цивилёвым, Владимиром Черновым и Ильей Середюком мы подвели её итоги в прямом эфире в Instagram[*].

Мы проехали детские дома Кемерова, Топкинского и Чебулинского районов. Мы смотрели данные, считали воспитанников и опрашивали местных жителей. С нами сотрудничали администрация Кемерова и уголовный розыск, поэтому мы могли оперативно проверить данные.

67 заявлений о без вести пропавших родственниках подали в штабе в ночь с 25 по 26 марта. Три человека попали в списки по ошибке и оказались живы. Осталось 64. Из них один мужчина числился как без вести пропавший до событий в «Зимней вишне», была записана девочка, чьи данные не подтвердились. Одного из пропавших подали в списки дважды.

В итоге мы получили список из 60 человек. Окончательное количество погибших назовёт Следственный комитет после экспертизы в Москве.

Также существовал наш неофициальный список людей, которые могли погибнуть при пожаре в «Зимней вишне». В нём было 25 имён. Заявления от родственников поступали на электронную почту и телефон. Мы проверили все данные, но они не подтвердились. Часть оказалась некорректными данными, часть людей вернулась домой или же числилась в списках пропавших без вести до трагедии.

Семьи погибших в «Зимней вишне» переживают страшное горе, мы скорбим вместе с ними. Я сам отец, у меня пятеро детей. Младшей восемь лет, она была накануне там, с мамой. Они должны были и 25 марта туда пойти…

«Помогать на протяжении всего пути»

В Кемерове 29 марта открылся Общественный центр помощи пострадавшим в ТРЦ «Зимняя вишня». Его создали жители Кемерова, общественные организации и предпринимательские сообщества, которые хотят помогать безвозмездно пострадавшим во время пожара в торговом центре, дополнительно к тому, что делают государственные структуры. Это юристы, психологи, общественники.

Создателей Центра поддержали коллеги со всей страны. Например, список адвокатов, которые готовы защищать интересы потерпевших, постоянно пополняется. Это компании из Кемерова, Москвы, Екатеринбурга, Новосибирска, Санкт-Петербурга. В Кемерово уже приехали из столицы известные юристы Александр Балян и Ирина Фаст, чтобы консультировать коллег.

Фото: «Это наша общая беда»: кто помогает кемеровчанам после пожара в «Зимней вишне» 5

Мария Старинчикова, исполнительный директор КРО «Опора России», координатор Центра:

— Наши миссия и задачи: бесплатная профессиональная помощь в преодолении юридических сложностей, реализации своих прав, оказание психологической помощи, организация социальной помощи, консультация по возникающим юридическим вопросам, представление интересов пострадавших в государственных структурах, содействие органам предварительного следствия в восстановлении всех обстоятельств дела.

Центр оказывает психологическую помощь друзьям, знакомым погибших, простым людям, получившим психологическую травму в связи с трагедией. Под социальной помощью понимается доставка медикаментов, трудоустройство людей, потерявших работу в связи с пожаром. Отметим, что в состав общественного центра входят юристы, психологи, журналисты, предприниматели и общественники.

На сегодня сформирован совет общественного центра, назначены ответственные по блокам – юридический, психологический блок, организационный, социальной помощи и взаимодействие со СМИ. Откликнулось много фондов, общественных организаций, не только региональных, но и федеральных.

Центр сам деньги не собирает и не тратит, но сотрудничает с общественными организациями, фондами, которые будут заниматься сбором в ближайшее время. Пока ещё нет чёткого понимания, на что пойдут средства. Сейчас мы узнаём, кому нужна помощь и какая, чтобы оказывать её точечно.

Помощь будет не только бесплатной, но и бессрочной — на протяжении ближайших трёх лет и более, отмечают общественники. В проекте уже участвуют уже более 100 специалистов: они смогут заменять друг друга в этой работе.

Фото: «Это наша общая беда»: кто помогает кемеровчанам после пожара в «Зимней вишне» 6

Ирина Фаст, адвокат:

 

— Пройдёт месяц, полтора, может, три месяца, и люди останутся один на один со своими проблемами. Помимо выплат, которые они сейчас получают, им надо будет решать вопросы официальные, документальные, хождение по инстанциям. <…>

Наша задача состоит в том, чтобы помочь им на протяжении всего пути, до конца. Кто сейчас говорит про ансамбль Александрова? А дело ещё не завершено. Люди до сих пор занимаются, люди до сих пор ходят. Эта ситуация для них не закрыта, а для общества, к сожалению, закрыта. Вот наша задача заменить это общество на таких неприятных моментах, с которыми придётся столкнуться в течение ближайших, я думаю, лет трёх.

«Покинуть стены, где все напоминает о близких»

 

Жители южных городов Росси приглашают семьи погибших и пострадавших во время пожара в «Зимней вишне» на отдых и реабилитацию. Пишут, как сами жители Краснодарского края и других регионов, так и руководители санаториев и домов отдыха. Идея помочь кемеровчанам именно так принадлежит Елене Крекниной, бывшей жительнице Кемерова, которая сейчас живёт в Краснодаре. 

Фото: «Это наша общая беда»: кто помогает кемеровчанам после пожара в «Зимней вишне» 7

Елена Крекнина, бывшая жительница Кемерова:

— Многие из нас имеют горький опыт потерь.  Любой уход, даже старого больного человека, травма для родных и близких. Мы часто говорим про такие смерти «отмучался, освободился от страданий», но все-равно горюем.  Не можем не горевать. Внезапная потеря крепких, здоровых людей, а тем более детей, испытание жестокое.  Никакие слова утешения и сострадания не помогут. А как себя вести, чтобы помочь горюющим, никто и не знает толком.

Как помочь? Это большой труд — слушать горюющего человека. А многим именно в горе хочется рассказывать о своей потере. Многие ли, особенно воспитанные в традициях «позитив любой ценой», готовы к этому? Трудно навещать каждый день страдающего человека. Прибирать в его доме, готовить ему еду, брать его под руки и заставлять его двигаться. Гулять с ним, разговаривать с ним. Терпеть слезы, срывы. 

Понимаю тех, кто покупает игрушку и несет на место трагедии.  При этом, мне более понятен порыв купить сапожки ребенку вместо обгоревших.  Мне ли рассказывать вам про заработки деревенских жителей!  Хочется выразить сочувствие, душа требует — купите в деревенскую школу книги, современную доску для маркеров, шторы, фломастеры. Это и будет лучше памятью для тех, кто не доучился и не доиграл. Это ведь и детям урок – реальная помощь, реальное проявление заботы и любви к ближнему.

Знаю, как хочется многим вырваться из стен, где все напоминает любимого человека. Знаю, как важно вытеснять тяжелые впечатления другими. Как важны в окружении новые люди, которые, не зная о твоей беде, будут отвлекать простыми разговорами и простыми радостями.

Я не кемеровчанка, но долго жила в городе, знаю там многих, как знают многие меня. Трагедию Кемерова приняла, как личную. Подумала: как я могу помочь? Сегодня я живу на юге в просторном доме.  У нас все цветет. Рядом море, горы, целебные источники.  Я пригласила семью одного из пострадавших пожить у меня в доме. Пообщалась с друзьями. Выяснилось, они также рады пригласить к себе кого-то из тех, кому нужно сменить обстановку.

Написала об этом в социальной сети, и люди откликнулись. Анапа, Сочи, Геленджик, Краснодар. Это по Краснодарскому краю.  Обычные люди, у которых есть дома или квартиры у моря, куда они готовы бесплатно пригласить пострадавших и их родных. У кого нет возможности принять гостей, предлагали свои автомобили для трансфера. Мне также написали наши соотечественницы из Италии и Израиля.  Отозвались мои коллеги из Липецка с предложением воспользоваться базой отдыха их предприятия.  Были звонки от знакомых из санаториев, эти обращения я адресовала в городскую и областную администрации. А приглашения тех, кто прочел мой пост, я передам в Центр помощи пострадавшим. 

«Наша задача была — стоять в оцеплении»

25 марта на месте пожара, а затем в штабе с родственниками погибших и пропавших без вести людей работали волонтёры корпуса спасателей «Скала». На месте находились 74 студента-спасателя из всех вузов города и их коллеги из Юрги. В настоящее время волонтёры посменно работают на месте стихийного мемориала.

Фото: «Это наша общая беда»: кто помогает кемеровчанам после пожара в «Зимней вишне» 10

Тереза Геворгян, председатель координационного Совета «Скалы»:

— Когда узнали о трагедии, мы были в политехе, поэтому успели очень быстро подойти. В первую ночь работали в составе 30 человек. Как только пришли, наша задача была стоять в оцеплении. Мы взяли маркировочные ленты, полностью «Зимнюю вишню» с противоположной стороны и все боковые стороны маркировали лентой, чтобы горожане, которые наблюдали за работой спасателей, не проникали в задымлённые участки.

Потом появилась информация, что всех, кого эвакуируют из задымлённого здания, эвакуируют в школу, в пункт временного размещения. Мы начали приходить сюда, поняли, что горожанам нужна помощь, помогали их накормить. Дальше у нас был пункт временного размещения: принесли матрасы, одеяла, подушки. И в кабинете, который нам выделила директор школы, сделали пункт, куда мы размещали людей, которым было плохо, которые после уколов засыпали — таких тоже было много.

Если вы хотите помочь или нуждаетесь в поддержке, обратитесь на сайт Общественного центра помощи пострадавшим в ТРЦ «Зимняя вишня» или позвоните по телефонам: 8-800-550-82-03 (по общим вопросам) и 8-800-250-57-06 (по юр. вопросам).

Ещё материалы по теме


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика