5 марта 2019 в 12:32 Давайте разберёмся

Будущее за киберспортом: как зарабатывать тысячи долларов, играя в Dota 2

В мартовском номере журнал Esquire рассказал о новокузнечанине Романе Кушнарёве, больше известном как RAMZES666 — капитане команды Virtus.pro по Dota 2. Его назвали одним из «апостолов нашего времени», а киберспортсменов — «рок-звёздами XXI века». Роман начинал играть в «Доту» в 13 лет, а к 17 годам уже заработал полтора миллиона долларов и 22 золотых кубка. В 2018 году РБК включил киберспортсмена в список «20 молодых и перспективных», а Adindex Awards вручила премию в категории Esports Influencer 2018.

Киберспорт за последние годы и правда принимает серьёзные масштабы: трансляции турниров на Twitch смотрят по несколько миллионов человек, спонсоры вкладывают в команды огромные деньги, а МОК даже обсуждает возможность сделать его олимпийским видом спорта. Разбираемся, как и зачем следить за киберспортивными играми на примере «Доты 2».

 

Они же просто играют за компьютером, разве это спорт?

Тут, как и в спорте, есть свои правила и ограничения. Правда, физические данные неважны, так как соревнования проходят на виртуальном поле боя. Здесь играет роль тактическая и интеллектуальная составляющая, поэтому киберспорт нередко сравнивают с шахматами.

Изначально Dota была всего лишь модом к WarCraft III, но уже в середине нулевых по ней стали проводить турниры. Позже права на разработку игры выкупила Valve, а в 2011 впервые провела крупнейший чемпионат — The International. Из года в год масштаб и бюджет чемпионата растёт в геометрической прогрессии: например, в 2018-м призовой фонд составил 25 миллионов долларов, а финал смотрело почти 15 миллионов человек.

В 2016 году российское министерство спорта сделало киберспорт официальным видом спорта, из-за чего в интернете разгорелись жаркие споры. Многих возмущал тот факт, что изнуряющие физические тренировки якобы приравнивают к посиделкам за компьютером. Правда, в киберспорте игры перестали быть играми в классическом понимании, а повторение одних и тех же действий или отрабатывание командной тактики по десять часов подряд изматывает, как минимум, морально.

Теперь, благодаря приказу министерства, у нас проводят состязания за Кубок России по киберспорту, которым занимается Федерация компьютерного спорта, а сами соревнования приобрели серьёзный размах. Например, своими киберспортивными командами обзавелись футбольные клубы «Спартак» и «Локомотив», да и сами футболисты в интервью не раз признавались, что любят постреляться в той же Counter-Strike.

Кстати, из-за присвоения официального статуса в кибеспорте теперь можно получить разряд. Так что теперь это не просто посиделки за компьютером.

 

И что, в России киберспорт действительно популярен?

Ещё как. В 2017 году аудитория киберспорта в России достигла 10,2 млн человек. В среднем показатель ежегодно растёт на 23-25%. Такие данные в конце 2018-го предоставило спортивное подразделение Nielsen Sports по итогам онлайн-опроса, проведённого ​с января по март. В нём поучаствовали 1450 респондентов в возрасте от 13 лет.

При этом больше 50% аудитории — это не школьники, а люди в возрасте от 18 до 34 лет со средним доходом 43 000 рублей в месяц. Также директор по развитию новых вертикалей «Nielsen Россия» Сергей Гламазда назвал отличительной чертой российских болельщиков высокую вовлечённость: 90% опрошенных играют сами.

По прогнозам компании, к концу 2018 года аудитория выросла примерно до 12,5 миллионов человек, но пока что это неточно — цифры появятся осенью. Ну, а глобальная аудитория составляет около 380 миллионов зрителей.

 

Так а в чём вообще смысл Dota 2?

Играют две команды по пять человек, конечная цель — уничтожить крепость противника. Участники выбирают себе героя, у каждого из них есть свои способности. Например, RAMZES666 предпочитает играть на позиции керри (то есть, наносить основной урон сопернику) такими сигнатурными героями как Lifestealer, Ursa, Juggernaut.

Первый «похищает» вражеское здоровье и использует его для самолечения, второй — наносит массовый урон окружающим его юнитам, третий — атакует сокрушительным вихрем. Конечно, на самом деле способности этих героев гораздо шире, но вкратце выглядит всё примерно так. Всего таких героев 115, что делает исход любого матча непредсказуемым, если абстрагироваться от скилла игрока.

Герои «качают» уровни, зарабатывают золото, покупают артефакты, которые наделяют их какими-либо свойствами, сражаются с врагами и постепенно добираются до крепости. Чья крепость падёт первой, тот и проиграл. Вообще описывать «Доту» — дело неблагодарное, проще зайти на Twitch и посмотреть стримы.

В целом за одну игру, которая длится примерно 40 минут, проигроки совершают около 20 000 действий. Сюда входят и передвижение по карте, и атаки на вражеских героев, и наложение заклинаний. Чтобы вы понимали: средний игрок в «Доту» совершает около 50-70 действий в минуту, то есть, за одну «катку» — это всего около 2 800. Почти в десять раз меньше.

Но это не бездумное тыканье по клавишам: команды разрабатывают стратегии, просчитывают наперёд ходы соперника, при этом на экране происходит бесконечный экшен. Неподготовленному зрителю это покажется хаотичным действием, но стоит вникнуть - и становится сложно оторваться.

 

Российские команды на хорошем счету в киберспорте?

Вообще в киберспорте Россия не существует отдельно от стран СНГ, поэтому в наши команды входят игроки и из Украины или, скажем, Казахстана. Одна из старейших организаций — Virtus.pro. Сейчас её состав по Dota 2 — один из основных претендентов на мировое чемпионство и сильнейший среди русскоязычных команд. Но, допустим, в Counter Strike: Global Offensive ситуация с этой командой обстоит иначе: она состоит сплошь из поляков, которые за последние пару лет сдали позиции.

Есть ещё Natus Vincere — команда с самым большим фан-клубом. Были ситуации, когда NaʼVi выходила в финал чемпионата мира по Dota 2 трижды подряд, но побеждала лишь однажды. При этом за них очень сильно болеют, а игры с их участием могут собрать чуть ли не больше зрителей, чем финальные матчи. Многие комментаторы отмечают, что СНГ-комьюнити очень сплочённое и массовое.

Есть и менее известные, но набирающие обороты, коллективы: Vega Squadron, Gambit Esports, Team Spirit, Winstrike Team. Причём большинство из них работает на несколько фронтов: то есть, у организации есть несколько команд по разным кибердисциплинам.

 

А какие ещё существуют кибердисциплины?

На самом деле их не так много, так как в киберспорт нельзя записать любую игру. К примеру, не подойдут игры, содержащие в себе элемент случайности, котоырй преобладает над личными умениями игроков.

Вообще сейчас есть несколько основных направлений помимо Dota 2. Это уже упомянутая Counter Strike: Global Offensive, которая имеет древнейшую турнирную историю. PlayerUnknown’s Battlegrounds – игра в популярном ныне жанре battle royale, где задачей игроков является выжить на постоянно сужающемся поле боя и победить оппонентов. И League of Legends – RPG с элементам стратегии. Однако, согласно опросам, самым популярным играми в России и напостсоветском пространстве остаются всё же Dota 2 и CS:GO.

 

И что, люди, играющие в такие игры, реально много зарабатывают?

По словам генерального менеджера Virtus.pro Романа Дворянкина, средний ежемесячный заработок игрока  составляет 8 тысяч долларов (за год чуть ли не сто тысяч). При этом европейские или американские команды типа Team Liquid, по данным The Verge, и вовсе получают до 200 тысяч долларов в год. Сюда, конечно, не входят призовые с турниров.

Помимо этого, многие киберспортсмены стримят на Twitch, где им донатят зрители. Есть даже такие, кто ушёл из киберспорта в стриминг. Прекрасный пример – Майк shroud Гржесик, бывший профессиональный игрок CS:GO из команды Cloud9. Сейчас он, пожалуй, один из самых популярных стримеров на планете.

Конечно, далеко не все столько зарабатывают, многое зависит от региона и легендарности команды. У многих игроков довольно скромные зарплаты. Но Dota 2 как раз та игра, которая может сделать из человека долларового миллионера за один турнир.

 

Как мне стать киберспортсменом?

Надо много играть. В киберспорте порог вхождения гораздо ниже, чем в любительском или профессиональном спорте. Плюс у большинства людей, желающих стать киберспортсменами, уже имеются какие-то навыки игры. Кроме этого не нужна экипировка, которая будет быстро изнашиваться: достаточно среднего компьютера и удобных девайсов с низким временем отклика – речь идёт, в первую очередь, о мышке.

Но если в обычном спорте человек проходит путь от юниора до профессионала, то киберспорт – понятие новое, поэтому никто вам не скажет, как построить карьеру. Профессионалы советуют много тренироваться и играть в  рейтинговые матчи тренироваться. Чем выше ранг в Dota 2, тем больше вероятность, что игрока заметят и при случае позовут на просмотр. Но до этого момента может пройти год-два-три.

Хотя такой момент может и не наступить. Поэтому всё-таки не стоит пренебрегать традиционной карьерой и образованием. Нужно быть готовым к тому, что с киберспортом у вас ничего не сложится.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика