24 августа 2018 в 16:15 Общество

«Двинемся дальше — погибнем»: монолог спасённого в горах Алтая туриста

Четверо кузбасских туристов оказались заблокированы на горе Белуха на высоте 4100 метров. Два дня ураган не давал им сдвинуться с места: ветер порвал палатку, а всё вокруг занесло снегом. Когда погода немного прояснилась, за ними вылетел вертолёт. Мужчины остались живы и вернулись к своим семьям.

Один из спасённых, Михаил Брагин, вот уже 15 лет сам работает спасателем. Его туристический стаж и того больше: в первый поход он отправился в 1987 году. О том, как выжить в тяжёлых условиях и почему выходить из палатки – подобно смерти, Михаил рассказал A42.RU.

«Ночью ветер порвал палатку»

В горы мы пошли вчетвером, один парень ни разу с нами в походы не ходил. С остальными неоднократно вместе поднимались на Белуху. Неопытных людей не было. Маршрут планировали по трём вершинам. К слову, приблизительным маршрутом мы уже двигались раньше: в этот раз шли по каменному гребню, по которому раньше не ходили, а дальше путь продолжался бы по прежнему сценарию.

Для меня это третье восхождение на Белуху. Всегда всё проходило по чёткому плану, никаких форс-мажоров не случалось, нигде не застревали. Высота горы — 4100 метров, и это единственная гора, где я бывал так высоко.

Во время восхождения видимость упала до нуля и поднялся ветер 40 м/с, двигаться не представлялось возможным. Разбили лагерь, поставили палатку, окопали её, заночевали там. Но ночью ветер изменился — усилился — и порвал палатку. Поскольку температура близилась к нулю, идущий снег превращался в дождь, и вся эта влага оказывалась у нас внутри.

«Страха не испытывали»

Защищались остатками тента. То, что возможно подвязать, подвязали. Потому что пока погода не утихнет, ничего нельзя нормально починить. Две дуги сломались, но изнутри палатки мы их восстановили. Это в общем-то нас и спасло: то, что можно было сделать, не выходя наружу, мы сделали. Конечно, когда начался ураган, также первым делом закрепили вещи, чтобы их не унесло.

В итоге так и спасались: просто сидели и ждали пока всё утихнет. На протяжении двух суток ничего не менялось. Постоянство ветра вызывало удивление, он не прекращался ни на минуту. Такого я не встречал. Одно дело порывы, но чтобы ветер несколько суток дул с такой скоростью, — подобное видел первый раз.

Страха не испытывали, потому что ещё имелись силы. Конечно, немного замёрзли, но мороз стоял некритичный. Все намокли, но мы грелись, кипятили чай, у нас оставался газ. Приняли трезвое решение: пока находимся в палатке, можем держаться. Если двинемся дальше, учитывая все условия, никуда не дойдём и погибнем. Больше никаких вариантов не видели. Выходить из палатки в такую погоду — смерти подобно. И фигурально, и буквально.

Хотя периодически приходилось выходить наружу и откапывать снег, который налипал на тент. Он прижимал его к земле. За эти два дня насыпало примерно метров 70 снега. Сначала наша палатка стояла практически на ровном месте, потом она сравнялась по уровню со снегом.

Даже если бы ураган кончился, а непогода утихла, было бы проблематично пробираться по выпавшему снегу. Мы рассматривали такой вариант, но из-за того, что все склоны завалило, решение двигаться выглядело очень опасным. Дальше по маршруту предстояло восхождение на западную Белуху, потом — на восточную. Это всё пересечение на широких снежных участках, которые могут быть лавиноопасны. Мы не думали вернуться тем же путём, потому что возвращаться — себе дороже, проще идти вперёд. Самый опасный и сложный участок успели пройти до того, как застряли.

«Ми-8 специально за нами не летел»

В тот день, когда прибыл вертолёт, ветер начал стихать, мы мало-помалу просушили свои вещи, починили палатку — вплоть до того, что её теперь можно ставить. Но задний ход включать было поздно, ведь вертолёт стоял внизу на Ак-Кеме и ждал, когда появится окно, чтобы нас забрать. Так вот: солнце светит, вещи сушатся, и мы решили вытоптать буквы побольше, чтобы привлечь к себе внимание. Написали «WELCOME».

Кстати сказать, Ми-8 из Красноярска специально за нами не летел, как думают многие. Имелась связь со спасателями на Ак-Кеме по радиостанции, там как раз дежурили парни из красноярского отряда, и за ними послали вертолёт, чтобы снять смену. Так получилось, что нас с горы просто подобрали по пути.

На момент, когда за нами прилетели, всего хватало — ещё и с запасом. Конечно, если бы пришлось двигаться дальше, нас ждало минимум две ночёвки, чтобы добраться до пункта назначения. Еды бы хватило, а вот газа — нет. Оставалось примерно полтора баллона, один баллон расходуется за день.

«Мы снова пойдём в поход туда же»

Разумеется, все наши переживали. Но мои родственники и родственники моих друзей знают, что мы не первый раз туда пошли. Постоянно ходим в горы, не новички. Конечно, они молились и надеялись, что нас спасут. После случившегося родные наверняка хотели бы, чтобы мы сидели дома на диване, но этого не будет. Уже в конце августа снова идём в поход — туда же. Возможно, немного изменим маршрут и зайдём с другой стороны.

Вообще если человек идёт один в горы или в пещеры — это неблагоразумный человек. На мой взгляд, не нужно никакого геройства. Когда существует реальная опасность, необходимо прибегать к услугам людей, которых обучали спасению. И тогда всё кончится хорошо.

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате: