30 августа 2018 в 15:35 Культура

«Тоска по дикой природе есть во всех больших городах»

28 августа в Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась фотовыставка журнала National Geographic «Дикая природа России — 2017». Главный редактор отечественной версии издания Андрей Паламарчук рассказал A42.RU о любимых работах, планах и фотографиях, меняющих мир.

— Андрей, вы когда-нибудь бывали в Кузбассе?

— В Кузбассе я в первый раз. Надеюсь, что успею прогуляться по Кемерову, так как завтра уже улетаю. Одна из причин, почему я так люблю ездить на открытие выставок, — выступить и разрезать ленточку, а другая — увидеть места, в которые я просто так бы не приехал. Кроме того, иногда удаётся познакомиться с фотографами, которые предлагают журналистам [National Geographic] интересные идеи и места. Они, как правило, сами подходят. Для них это повод заявить о себе. Думаю, что и здесь что-нибудь получится.

Журнал постоянно сотрудничает с регионами. Я против того, чтобы везде отправлять фотографов, условно говоря, из Москвы. Таланты есть в каждом субъекте России. Если находится активный человек, который предлагает тему, то мы очень радуемся и идём навстречу. В сентябре выходит юбилейный номер National Geographic, посвящённый пятнадцатилетию отечественной версии журнала. Впервые он полностью состоит из русского контента. Москвы там нет, зато есть Архангельская область, Приморье, Якутия и Чукотка.

— В мегаполисах ностальгия по природе ощущается больше?

— Нет. Тяга к природе есть везде и у всех. Если организаторы постарались и выбрали хорошее место для выставки, то придёт больше людей. «Дикая природа России» одинаково интересна посетителям из мегаполисов и регионов. Мне кажется, тоска по дикой природе есть во всех больших городах (а Кемерово всё-таки большой город), даже несмотря на то, что в двух часах езды отсюда — тайга.

— Расскажите о ваших фаворитах фотовыставки.

— Самая любимая — «В северных джунглях» Александра Алечица (на фотографии изображён белоплечий орлан — прим. ред.). Фотография была среди претендентов на гран-при, но что-то сорвалось. Снимок нарушает и переворачивает законы перспективы. Это как японская живопись — нет первого, второго и третьего плана. Благодаря удачному ракурсу и освещению перед нами графичная плоская картинка, и она поражает. Только потом, когда начинаешь приглядываться, понимаешь — перспектива есть, но она так классно творчески спрятана, что мы видим произведение искусства. 

Ещё мне нравится работа Алексея Кускова «В рамках цивилизации». Она заняла второе место в новой номинации «Городские джунгли». Снимок Алексея — пример правильного фотографического взгляда: изображение делится на планы, задаются рамки из зданий, похожие на полоски фотоплёнки. Автор как бы сообщает, что природа растёт, жизнь, зажатая со всех сторон, находит свой путь. Если бы не было безупречного по технике снимка Михаила Калинина «Трагедия», то Алексей Кусков стал бы победителем. Чтобы хорошо снять природу, нужно войти в её ритм и медитировать.  Хотя, например, Наталье Бачковой для кадра «Игры ласточек» пришлось много бегать и быстро думать.

 

— Почему добавили номинацию «В рамках цивилизации»? Было ли желание создать конкурс со снимками природы, которую человек уже как следует тронул? Из Кузбасса вам бы отправили снимки карьеров...

— Нам присылали много достойных фотографий, которые мы по старым правилам не могли выставить. Изначально в правилах было написано — присылать снимки в естественной среде обитания животных, потом мы посмотрели немножко шире. Нам удалось включить в конкурс очень классные фотографии, которые многие могут сделать отлично, не выезжая из города. 

Мы, скорее, не конкурс бы создали, а проблемный материал. Но это не всегда легко, потому что, в отличие от американского издания, у нас не такие большие бюджеты. Но мы стараемся публиковать социальные материалы. В следующем году будем делать большой материал о мусоре. Может быть, удастся снять что-нибудь такое, что вправит мозги людям. Но фотографии специально ради шока National Geographic делать не будет. Мы не говорим: «Давайте сейчас сделаем фотографию, которая перевернёт мир». Она его либо переворачивает, либо нет...

— В 2017 году фотографы National Geographic Пол Никлен и Кристина Миттермейер выложили на сайте SeaLegacy видео и фотографии с умирающим от голода в Арктике белым медведем. Их снимки вызвали на Западе большую шумиху и привлекли внимание к проблеме глобального потепления. Есть ли подобный случай в истории российских СМИ?

— В мировой практике таких случаев полно, у нас всё гораздо сложнее — сила общественного мнения и гражданское общество работают немножко не так. Примеры резонансных фотографий на экологическую тематику в России мне вспомнить не удаётся. Пол Никлен не преследовал цели шокировать публику. Он снял истощённого медведя на видео просто потому, что всё время торчит в Арктике. Рано или поздно что-то подобное ему пришлось бы увидеть. На самом деле, никто не знает, почему умер именно этот медведь. В СМИ стали появляться материалы о том, что многие поспешили с выводами.

— Как фотографу лучше заявлять о себе: через конкурс или социальные сети?

— Одно другому не мешает. National Geographic — популярный бренд, который уважают во всём мире. Сделать фотографию, которая не то что победит, а будет участвовать в конкурсе, — честь для любого фотографа, и помогает ему здорово продвинуться. Особенно это производит впечатление на иностранных партнёров. 

— Как жюри отбирает фотографии для конкурса? 

— В 2017 году на конкурс «Дикая природа России» прислали около 40 тысяч снимков. Специальные люди отсеивают явный брак: расфокус, плохой свет, неформат — многие шлют котиков, своих козлят из деревни. Отсев — безумно сложная работа, жюри потом только сливки собирает. В прошлом году я отсмотрел где-то 600 фотографий. В каждой номинации работ было столько, что они заваливали стол. Из них мы раскладывали пасьянс, чтобы выбрать 6 победителей. Всё делается вслепую — редко, когда мы узнаём фотографа по почерку. Есть риск замылить взгляд, поэтому всё время стараемся звать новых людей в жюри, чтобы этого не случилось. Мне везёт, я каждый день смотрю на большое количество лучших фотографий, снятых лучшими фотографами мира. И, конечно, «Дикая природа России» — это ещё один источник вдохновения. 

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика