20 марта 2017 в 10:00

Взлёты и падения кемеровского общепита: 1960–1980 годы

 

60-е годы: столовые-«тошниловки» и приобщение к коктейльной культуре

 

После расцвета общепита, когда рабочие использовали бесплатный хлеб в качестве салфетки из-за его изобилия, в 60-х начинается упадок – дефицит продуктов и рост цен. У хлебных магазинов появились длинные очереди, которые занимали ещё ночью. В столовых в это время вешали плакаты: «Хлеба к обеду в меру бери! Хлеб – драгоценность! Его береги!».

В первой половине 60-х кемеровчане постепенно забывают о столовых и кафе и всё больше времени уделяют домашней кухне. В начале десятилетия отмечается ажиотаж с мичуринскими – люди покупали участки, чтобы прокормить себя.

О низком качестве питания в столовых свидетельствует пример из статьи «Чем богаты, тем и рады» Владимира и Ольги Сухацких. Вот что написала в 1964 году про обед рабочих газета «Кузбасс».

«Обеденный перерыв, но прессовщицы завода не спешат в столовую: многие предпочитают перекусить тут же, у прессов, всухомятку. Почему? Этот вопрос привёл нас в столовую №12 Ново-Кемеровского химкомбината, которая находится на заводской территории. Пришли мы как раз в часы пик – в разгар обеда. Вот из-за столика встают две женщины. «Неважно поела, – говорит работница первого цеха З. И. Грибанова. – Гарнир опять холодный – невкусно». Соседка по столику добавляет: «Хлеб всегда чёрствый, выпечка бывает редко и тоже почему-то чёрствая. Если же во вторую смену работаем – вообще нечего поесть».

В начале 60-х более 10% населения города составляли студенты вузов и техникумов, поэтому в областном центре зарождается студенческий общепит. Заставшие его на заре кемеровчане утверждают, что в это время качество питания в столовых было ужасным, а меню – скудным. Единственный плюс – скромная сумма, которую можно было отдать за невкусный, но всё же обед.

Отличительной особенностью заведений в то время были грязные подносы, жирные алюминиевые столовые приборы и мутные гранёные стаканы, за что в народе их стали называть «тошниловками». Однако их альтернативой стали домовые кухни, которые пользовались большой популярностью, так как продавали блюда и полуфабрикаты (шницели, котлеты, тефтели, рулеты, пирожки, булочки, готовые обеды) по ценам на 25% ниже, чем в столовых.

К концу десятилетия мало что изменилось. Приведём отрывок из публикации газеты «Кузбасс» о столовых 1969-го.

«Недавно я пережил минуты очарования столовой №13. Меню звучало как музыка, обещало порадовать богатством летней кухни – огурчики, окрошка, холодное молоко… Ободрённый посулами, предвкушая утоление разыгравшегося аппетита, спешу к раздаче. Очарование тут же меркнет: того нет, другого нет, на две трети меню заполнено наименованиями блюд ради пущей важности. На гарнир – только рис, суп-лапша – пересоленный, на второе – ничего, кроме шницеля, камбала, упомянутая в меню, как таковая отсутствовала… В четырнадцатой столовой меню не менее блестящее, чем в тринадцатой, и тоже составлено по принципу «Не верь своим глазам». Мало того, что в этот вечер (7 июля) я не застал ни одного овощного блюда, пришлось пить горячий и абсолютно несладкий компот, очень похожий на чай без сахара».

Взлёты и падения кемеровского общепита: 1960–1980 годы 5

В конце 60-х годов кемеровская молодёжь стала приобщаться к коктейльной культуре. Это произошло в том числе благодаря открытию трёхэтажного кафе «Льдинка» на Советском проспекте.

«На два рубля здесь можно было выпить коктейль, например, «Царская водка» (смесь мариинской водки, азербайджанского коньяка, ленинградского ликёра «Шартрез» и лимонада), кофе-гляссе, съесть порцию мороженого. Никакие правила и рецептура при приготовлении коктейлей не соблюдались. Всё зависело от того, какие напитки были под рукой. «Льдинка» пользовалась огромной популярностью у молодёжи не только потому, что здесь можно было хорошо выпить и послушать «Битлз», но и потому, что употребление коктейля в баре ассоциировалось у молодых людей с западным образом жизни», – пишут Ольга и Владимир Сухацкие.

 

70-е годы: рыбные дни и обилие куриных блюд

 

Несмотря на то, что подавляющее большинство заведений общепита было «тошниловками», в Доме политического просвещения работала столовая, приглянувшаяся студентам, которых по неизвестной причине туда пускали. На рубль здесь можно было взять обед из четырёх блюд, однако для получателей стипендии в 40 рублей это было дорогим удовольствием.

В 1976 году, согласно постановлению ЦК КПСС, на предприятиях общественного питания ввели рыбный день – четверг. Подобное изобилие морских продуктов возмущало кемеровчан: горожане считали, что «лучший вид рыбы – это колбаса». Рабочие хотели есть мясо, но его катастрофически не хватало, поэтому СМИ начали готовить публикации о тяжёлых заболеваниях из-за ежедневного употребления мяса и традиционности русской рыбной кухни.

«В эти годы кемеровский общепит стал активно предлагать горожанам блюда из курицы. Местные птицефабрики наладили выпуск бройлерных цыплят в огромных количествах. Синюшные, худенькие тушки пернатых стоили всего 1 рубль 60 копеек за килограмм и по своим вкусовым качествам очень отличались от дородных домашних куриц. В меню столовых появились недорогие кушанья из курицы. Из-за однообразия и неумелого приготовления люди не любили эти блюда, считая их невкусными и заурядными. В какой-то мере общепит закормил кемеровчан куриным мясом, и они стали его ненавидеть», – объясняют кемеровские историки.

Взлёты и падения кемеровского общепита: 1960–1980 годы 7

При этом в городе были достойные рестораны, которые славились своей кухней. В частности, речь идёт о «Томи» и «Кузбассе». К примеру, в 1979 году бифштекс с луком в них можно было купить за 1 рубль 29 копеек, а лангет с гарниром – за 1 рубль 7 копеек. Также некоторое время примером для подражания были ресторан на железнодорожном вокзале, в котором подавали очень мягкие и сочные антрекоты, и заведение в аэропорту. Многие жители областного центра специально наведывались туда, чтобы пообедать ухой из осетровой головизны.

В середине 70-х в Кемерове начал работу двухэтажный ресторан «Солнечный». Как пишут Ольга и Владимир Сухацкие, советская власть, вероятно, надеялась, что скоро наступят лучшие времена и люди станут ходить в престижные заведения не только по праздникам, а просто утолить голод. Но чуда не произошло, и с каждым годом качество блюд ухудшалось – посетителей становилось меньше. В итоге огромное заведение превратилось в торговый центр.

Взлёты и падения кемеровского общепита: 1960–1980 годы 9

 

80-е годы: тотальное падение общепита

 

В 1982 году в подвале на Ноградской, 9 открылся бар «Грот», ставший для молодых людей эффективным местом знакомств. Парни часто встречали здесь представительниц прекрасного пола, готовых провести вечер в приятной компании за чашечкой наивкуснейшего кофе или чего-нибудь покрепче. Также в историю вошёл и интерьер заведения: низкие сводчатые потолки, отделка из натурального камня и кабинки, похожие на пещеры, придавали бару «прибалтийский» вид.

Кемеровчане попрощались с коктейлями вместе с началом антиалкогольной компании 1985 года, когда спиртное стали продавать по талонам. В этот период популярные в 60-х домовые кухни перестали радовать горожан: отсутствие пищевого сырья сломало систему, существовавшую полтора десятилетия. То же самое было и с ресторанной кухней, которая сильно зависела от количества и качества продуктов, – в условиях дефицита продовольствия меню стало умещаться на одной страничке.

Всё это снова вернуло кемеровчан на домашние кухни, которые практически перестали посещать рестораны. Повара-профессионалы увольнялись, и городская система общественного питания в годы перестройки пришла в полный упадок.

Читайте также: Взлёты и падения кемеровского общепита: 1910–1950 годы

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика