12 марта 2018 в 10:15

Мануфактура уникальных подарков

Чем измерить успех, если не деньгами? Всегда ли сокращение масштабов бизнеса во вред владельцу? Как вести дела, если речь идёт о подарках, творчестве и даже искусстве? Историю своего бизнеса рассказывает A42.RU Валентина Божок, директор «Сувенирной мануфактуры».

Важная часть работы «Сувенирной мануфактуры» – корпоративные заказы. Здесь наносят корпоративную символику, выпускают и адаптируют типографскую продукцию, собирают комплекты к праздникам. – Но самое главное, мы создаём оригинальные, адресно подобранные подарки, и этим помогаем нашим клиентам выстраивать деловые коммуникации, – объясняет Валентина.

Такой акцент на творческой работе существовал не всегда. История «Сувенирной мануфактуры» – история эволюции бизнеса. Начинаясь как большое, массовое производство сувенирной продукции, она прошла важный поворот и превратилась в мануфактуру уникальных подарков, порой фактически штучных произведений искусства.


Эволюция бизнеса

На старте, в 2004 году, компания была нацелена на массовое производство. Понадобились серьёзные вложения, но в итоге «Сувенирная мануфактура» располагала целым цехом оборудования. Здесь выпускали весь спектр продукции – календари, значки, кубки, вымпелы, призы и так далее. На штучных подарках акцента не делали, наоборот, отгружали товар партиями и тиражами.

Экономический спад 2008 года не сразу, но догнал рынок сувенирной продукции в Кузбассе. В 2009–2010 годах связанные с ним кризисные явления стали тяжёлым испытанием. Кемеровский бизнес включил режим экономии, сувенирная продукция вычёркивалась из расходной части бюджета.

— Я ручаюсь, что ни одна сувенирная компания не прошла тот период без потерь, — говорит Валентина. — Все пострадали тем больше, чем крупнее было производство. «Сувенирной мануфактуре» пришлось продать большую часть оборудования, распустить штат. По сути, мы начали почти с нуля, направив весь накопленный опыт в другое русло: создание уникальных подарков. Они передают определённую мысль или доброе намерение, они яркие и оригинальные, вызывают позитивные эмоции. А ведь именно эмоции — залог эффективной коммуникации. Каждую группу сувениров мы подробно обсуждаем с будущим дарителем, творчески перерабатываем его идеи. Это совершенно другой подход. Меняется культура корпоративных сувениров. Люди всё больше понимают, что намного приятней получить специально для тебя приготовленный подарок вместо типичного календаря с логотипом компании.

Мы начали почти с нуля, направив весь накопленный опыт в другое русло: создание уникальных подарков.

О месте в компании, семье и работе

Валентина Божок — руководитель компании, но так было далеко не всегда.

— В 2004 году я работала в коммерческом отделе сотового оператора, — рассказывает Валентина, — а «Сувенирной мануфактурой» занимался супруг. Но я хотела помочь, а ему требовался хороший продажник, и к 2007 году мы пришли к выводу, что лучше работать вместе. Только это совсем не та история, когда жена собственника компании назначается сразу директором. Я начала с должности кладовщика, потом работала с рекламными агентствами и корпоративными клиентами, затем возглавила отдел продаж. Мне не очень-то доверяли сложные вопросы, будь то переговоры с поставщиками или набор персонала. Пришлось несколько лет на деле доказывать, что я в силах принять это бремя.

Бремя оказалось нелёгким. Когда «Сувенирная мануфактура» начала поглощать всё время Валентины, её младшему сыну было всего 8 месяцев. Чтобы полностью погрузиться в работу, пришлось воспользоваться услугами няни.

— Я запомнила этот период как три года тяжёлой, изматывающей работы, — говорит она. — Но когда любишь дело, которым занимаешься, у тебя рано или поздно начнёт получаться. Было трудно, но было и интересно. Я уверена: в малом бизнесе состояние дела напрямую зависит от энергетики человека, который им руководит. Если он вкладывает душу, усилия, свой энтузиазм, если он умеет зажечь людей, то компания развивается. Если он отстраняется от дел, то и его люди «сдуваются». В больших компаниях это не так заметно, потому что первое лицо напрямую с подчинёнными не контактирует. Но для малого и среднего бизнеса энтузиазм и вовлечённость лидера критично важны.

Для малого и среднего бизнеса энтузиазм и вовлечённость лидера критично важны.

О лидерстве и стиле управления

— Раньше я могла бы сказать, что мои сотрудники мне как семья, — признаётся Валентина. Сейчас уже, пожалуй, нет. Я много раз обжигалась, привнося слишком много личного в отношения на работе. Но в любом случае это близкие люди, о которых я забочусь, стараюсь помогать и относиться к ним максимально лояльно.

«Сувенирная мануфактура» не проводит агрессивных маркетинговых кампаний.

— Это приводит к наплыву заказчиков с типовыми заказами, — поясняет Валентина. — Огромное количество пакетов с логотипом. Тысячи одинаковых ручек. Это делать легко, просто и совсем чуть-чуть прибыльно, но совершенно неинтересно. Я всеми руками за творчество, и это зачастую интересно именно частным лицам. Взять, например, наши «ёжики» — специально подготовленные ежедневники. Такой подарок мотивирует или радует, расслабляет или о чём-то напоминает. Тебе хочется его открывать, писать в нём. Мы работаем в атмосфере улыбок, радости, позитивной энергии, передаём её через подарки людям, заряжаем друг друга и распространяем дальше.

— Конечно, бывают и сложные переговоры, и конфликтные заказчики. Мы, безусловно, исправляем малейший намёк на брак и всегда идём навстречу клиенту.


О специфике бизнеса и факторе успеха

Сувенирный бизнес — сезонный. Пики приходятся на Новый год и Рождество, на 23 февраля и 8 марта, на праздники профессий: энергетика, шахтёра, строителя.

— Кроме того, наш бизнес связан с эмоциями. Это не поставки, скажем, оборудования, со строгой схемой работы, чётко выстроенной логистикой, где всё просчитано до мелочей. Наша работа — творческая. Люди приходят не за ежедневником и не за подарками в конечном счёте. Люди приходят за эмоциями, даже если сами этого не осознают. Они получают не флешку и не ежедневник, а расположение, улыбку, добрые чувства. Даже пакетик с логотипом компании — это ощущение сервиса, положительная эмоция, связанная с конкретным делом, — уверена Валентина. — Именно эмоция приводит клиента второй, третий, десятый раз. Мы можем говорить о бюджете, конструкции, сроках, цветовой гамме, фирменном стиле; главное не забывать, ради чего это всё: ради эмоций. Эмоцию не просчитаешь на калькуляторе. Чтобы её вызвать, нужно вложить в каждый подарок частичку души. Это, пожалуй, и есть наш фактор успеха.

Именно эмоция приводит клиента второй, третий, десятый раз.

О достижениях и целях

В планах Валентины — выделить успешные направления в бизнесе и сделать акцент на их развитии, выстроить слаженную работу отдела продаж. У «Сувенирной мануфактуры» нет задачи выйти на всю Сибирь или всю Россию, но она работает и по области.

— По производственным мощностям и годовому обороту «Сувенирная мануфактура» сейчас не в числе первых, — констатирует Валентина. — Но есть важный капитал — доверие и репутация. Когда в городе возникает вопрос — сделать что-то интересное, удивительное, и притом сложное, — нас рекомендуют в первую очередь. Нет ничего лучше, чем совет человека, которому вы доверяете. Для меня доверие — это показатель успеха не менее важный, чем деньги.

— Сейчас внутренние процессы отстроены, у нас есть имя, надёжная база клиентов, которые возвращаются и приводят своих друзей и партнёров. Изменились и мои личные цели. Я прикладываю усилия к тому, чтобы делегировать полномочия, высвободить больше времени для семьи, для совместных занятий, путешествий. Есть время сеять и время пожинать урожай, и оно течёт неостановимо. Раньше я сутками думала о том, как выстроить дело, наладить процессы. Сейчас мне чаще хочется путешествий с детьми, друзьями, хочется увидеть мир.

Доверие — это показатель успеха не менее важный, чем деньги.

Об источнике вдохновения

— Вдохновляет живая музыка, хорошие книги, изобразительное и фотоискусство. Люблю творчество импрессионистов: Винсента Ван Гога, Клода Моне. Люблю и современных российских художников, таких как Фёдор Парфёнов, Кирилл Суханов, замечательную кемеровчанку Веронику Тартаковскую.

— Я проходила не одно падение, — говорит Валентина. — Если дело, которым занимаешься, тебе интересно, руки никогда нельзя опускать. Можно выйти из любой ситуации и остаться открытой, оптимистичной, женственной. Мне в этом помогает окружение. Одна я бы точно не справилась. Окружение — это мои замечательные сотрудники, надёжные партнёры, клиенты, но самое главное, конечно, — семья, муж и сыновья. Меня окружает и вдохновляет огромный, светлый, мощный, мудрый мир.

Проект «Малый бизнес в лицах» рассказывает об успешных кемеровских предпринимателях, каждый из которых вкладывает часть себя в развитие родного города, ежедневно делая жизнь его жителей лучше, комфортнее и интереснее. 20 историй успеха, 20 путей становления и развития бизнеса: в течение двух месяцев вы познакомитесь с ними на страницах бизнес-журнала «Капитал» и увидите на телеканале «Мой город». А уже весной, к 100-летию города Кемерово, будет издан каталог «Малый бизнес в лицах», куда войдут 40 успешных бизнесменов, меняющих жизнь нашего города к лучшему. Больше информации о проекте на сайте Фонда поддержки малого предпринимательства.


 

Организатор проекта

  

*При финансовой поддержке Администрации города Кемерово

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Кемеровчане массово переучиваются на ИТ-специальности: кто берет на работу бывших менеджеров и продавцов
Яндекс.Метрика