1 ноября 2018 в 10:25

Как построить успешный бизнес со стартовым капиталом минус 15 000 рублей

Что нужно, чтобы открыть своё дело? Одним требуются инвестиции, другим — идеи, Татьяне Чештановой достаточно увидеть возможность. Именно благодаря бизнес-интуиции, упорству и умению рисковать кемеровчанка открыла свою фотошколу, проект IDphoto и недавно анонсированную фотостудию «А5».

«Если ты поднимаешься с самого низа, тебе совершенно нечего терять»

Когда я закончила обучение в вузе, а училась я на кафедре фото- и видеотворчества в КемГУКИ, у меня было лишь одно желание — продать камеру и найти себя в чём-то другом. Но прошло месяца четыре, и вот я уже еду в Новосибирск за комплектом студийного света и сооружаю фотостудию у себя в съёмной квартире на пятом этаже.

Надо понимать, что фотостудия в 2018 и 2008 годах — это две совершенно разные студии. И вот, к потолку приделан бумажный фон, вся мебель арендной квартиры «после бабушки» сдвинута в одну часть комнаты, в оставшихся три на два с половиной метра пятачок для съёмки, а во второй комнате спальня и небольшой рабочий уголок: компьютер и принтер. Тогда же появляются заказы на небольшие частные съёмки, и параллельно я фотографирую студентов для выпускных фотоальбомов. За четыре месяца через эту минифотостудию прошло более 500 человек, а соседи стали задавать вопросы: «Куда ходит столько людей на 5 этаж?». «Да в гости ко мне ходят», — шутила я и старалась быстрее испариться из подъезда.

Было весело, бессонно, но не очень удобно. Как технически, так и физически. Жить и работать в одном месте можно, но не долго. Хотя, когда вспоминаю это сейчас, в голову приходит только одна мысль: «Жить захочешь — не так раскорячишься».

Не знаю, сколько бы это продолжалось, но меня всё чаще стали спрашивать: «Таня, где научиться фотографировать?». Я всех отправляла на родную кафедру. Но люди же разного возраста, у них семья, работа, им некогда получать второе высшее, даже заочно. Тратить 3-5 лет на обучение — слишком долго. Тогда фотошкол ещё не было, но идея в воздухе уже витала. И в один прекрасный момент мне надоело отправлять всех на кафедру, и я сказала: «У меня!».

Официально фотошкола начала работу 15 сентября 2009 года. Но еще до этого одна знакомая предлагала совместно арендовать помещение под фотостудию и разделить расходы. Мы искали место, и в какой-то момент я спросила: «А какое у тебя оборудование? У меня навесное». У неё оказалось на стойках. Стало понятно, что работать в одном офисе нам будет трудно. Она предложила решить эту проблему потом, я же предпочитаю все спорные моменты решать на берегу. В итоге решилась на самостоятельную аренду и с минусовым стартовым капиталом. Я была должна 15 000 рублей подруге, заняла их гораздо раньше и совсем на другие цели, эта сумма была у меня на руках, но я попросила её еще немного подождать и вложила деньги в аренду помещения под фотошколу. Как такового стартового капитала у меня не было. Годом ранее я купила студийное оборудование, а родственники помогли мебелью — отдали своё.

Кстати, тогда как раз начался мировой экономический кризис. И на вопрос директора офисного здания на Соборной, 8: «Не боишься? Ведь через месяц закроешься», — осталось только развести руками: «Ну не получится — соберу вещи и съеду». Потому что когда ты поднимаешься с самого низа, тебе совершенно нечего терять.

Решилась на самостоятельную аренду с минусовым стартовым капиталом

 

«Я человек дела, пру как танк»

Первую группу я отвела сама, но быстро поняла, что так дело не пойдет. Нужны преподаватели. Во-первых, меня одной на всё не хватит. Во-вторых, фотография очень обширна, я просто не знаю всего. С кадрами было трудно. Одна из девочек — крутой специалист в фотошопе, но как преподаватель она не состоялась. Делать может — учить нет. Задача учителя не просто объяснить материал, он должен вдохновлять. В общем, искала я долго, пока в один момент не встретила Константина Наговицына. Потом нашлась Маша Каретина. Такой командой мы достаточно долго работали, это было здорово.

Однако первый год фотошкола не приносила никакой прибыли, только аренду отбивала. Я зарабатывала своими частными съёмками, но такой расклад меня не устраивал. Делать ради делания — не моя история, нужна прибыль. Шесть лет мне понадобилось на то, чтобы превратить фотошколу в полноценный, в моём понимании, бизнес. Я считаю, хороший бизнес тот, который не требует от тебя стопроцентного присутствия и приносит хорошие дивиденды. Достичь этого мне удалось, когда я ушла в декрет. Как только легла на сохранение, сразу же отошла от дел. В тот момент на первый план вышли другие вещи. До этого же я с трудом могла делегировать.

Последние годы идет активная пропаганда предпринимательства. Я же восхищаюсь людьми, кто подхватывает идеи генераторов и внедряет, делает. Эти люди отвечают за стабильность процессов компаний. Главное — уметь таких людей найти и организовать. Помочь развиваться. Идейные, ответственные, дисциплинированные — это такая же редкость, как предприниматель со свежей идеей.

Не буду лукавить и говорить, что у меня сразу всё получилось. Я ремесленник, хорошо знаю своё дело, но мне не хватало знаний о том, как организовать бизнес-процессы, как наладить работу так, чтобы не требовалось моего постоянного участия. Я много читала, смотрела, изучала, спрашивала у других. Сейчас в каких-то вопросах бизнес-процессов советуются уже со мной.

Первый год фотошкола не приносила никакой прибыли

Весь свой бизнес я строила без займов и кредитов. Все дыры закрывала частными съёмками. Единственный раз взяла ипотеку, чтобы купить помещение для фотошколы. Встав перед выбором: платить 40 000 рублей аренды или примерно такую же сумму за ипотеку, я выбрала второе. Купить коммерческую недвижимость не могла — финансы не позволяли, хотя и ипотеку взять было трудно. Условия жёсткие. Казалось бы нашлось выгодное предложение. Но когда я пришла в банк, и там рассмотрели мою ситуацию, условия изменились. Вместо 20 процентов первоначального взноса стало 30, а 10 процентов годовых сменились на 13. Я сначала очень расстроилась. Я ведь человек дела, пру как танк, раз решила — нужно брать и делать. В итоге нашла деньги и взяла ипотеку, и школа переехала в свой собственный дом на Островского.

Фотошкола успешно пережила несколько кризисов. Рынок истощался, мы находили новые ниши — мобилографию, фото на документы. Главное — всегда следить за потребностями людей. В 2009-2014 годах был большой спрос на обучение профессиональной фотографии. Тогда выпустилось много талантливых фотографов — Диана Соболевская, Елена Симонова, Ольга Смирнова, Катерина Гачко, Дмитрий Хомяков, Ольга Никитина, Юлия Вадиян, Любовь Зудилова, Влад Некрасов, Иван Сапожников и много других, которые сейчас очень востребованы на рынке фотографии. Потом люди хотели научиться снимать для себя, а не для заработка. Сейчас в приоритете мобильная съёмка, телефон же всегда под рукой, да и Instagram[*] внёс свою лепту.

Главное — всегда следить за потребностями людей

«Делать фото на документы — всё равно, что на базаре семечками торговать»

Проект IDphoto — красивые фото на документы — появился случайно. Как-то вечером позвонил мой тогда ещё будущий муж и попросил найти его чёрно-белое фото размером три на четыре. Я была на работе, ехать домой некогда. Предложила ему приехать в студию и просто сфотографироваться заново. Готовое фото быстро обработала и просто ради шутки выложила в Instagram[*], мол, фото на документы — обращайтесь. Кстати, до этого многие мои друзья и знакомые просили меня сфотографировать их на документы, я отказывала. Сама ходила в фотоателье на Пионерском бульваре, там работал мастер старой закалки, и проблем с фото у меня не было. Я даже не знала, что другие страдали.

Пост в Instagram[*] взорвал мой телефон. Желающих получить фото на документы от меня было очень много. Сначала я отшучивалась, ведь для меня заниматься подобными съёмками было всё равно, что на базаре семечками торговать. Но оценив спрос, сказала мужу: «Серёжа, мне нужен хороший принтер». Купила специализированную бумагу, выучила все требования и стандарты к фото на документы, купила тот самый принтер и запустила эту услугу. На всё потребовалось где-то 5 000 рублей.

Фото и обработка такого качества — процесс не быстрый, поэтому заниматься этим за три копейки мне было неинтересно. Мои клиенты — люди, которые хотят качественно и красиво, и они готовы платить за это. Поэтому стоимость услуги изначально я поставила 600 рублей, для сравнения, в других точках тогда это были — 120-180. Но количество желающих, на мое удивление, росло снежным комом.

Если честно, я не думала, что фото на документы будет приносить доход. Была уверена, что пофотографирую знакомых, — и на этом лавочка закроется. Спрос увеличивался и я решилась на эксперимент. Фотографировала знакомых девочек и заодно сделала фото и себе. В этот же день пошла по другим точкам недалеко от нас, попала в три, остальные были закрыты, всё-таки суббота. Сравнив их работы и своё фото, я наконец-то поняла, почему люди так страдали и просили меня сфотографировать их на документы. Разница колоссальная. Так совершенно случайно появилось новое направление моего бизнеса. Сегодня стоимость услуги 1 000 рублей, и она очень востребована.

Если честно, я не думала, что фото на документы будет приносить доход

 

«Бизнес без риска не построить»

Когда я «ушла» в декрет в 2016 году, бизнес из моего поля зрения никуда не пропал, я же платила ипотеку (улыбается). Вообще мне сложно было долго сидеть без работы. Я человек действия, муж мне даже порой говорит, что работа для меня важнее семьи. И будучи с ребёнком на руках, я поняла — пришло время открыть свою фотостудию. Раньше была категорически против этой идеи — её нужно содержать, убирать, следить за трендами. Мне было некогда, тем более другие студии меня вполне устраивали.

Подтолкнула к этому решению одна из кемеровских фотошкол. В один момент они начали позиционировать себя, как единственную, у которой есть своя профессиональная фотостудия. Хоть это и не так, наше помещение тогда немного проигрывало по масштабам. Я поняла — нужно открывать свою.
Как раз удачно совпало, что новое место для своей команды искал и мой муж. Мы решили искать помещения рядом, которые подойдут и ему, и мне. Требований было много, поэтому искали долго. В один момент Серёже на глаза попалось объявление: лофтовые помещения, аренда-продажа. Он думал, что это Новосибирск, но всё равно зашёл посмотреть. Оказалось, Кемерово, здание на Советском, инфраструктура развита, то, что нам нужно. На семейном совете единогласно решили покупать.

Полгода ждали окончания строительства, а потом ещё два месяца делали ремонт. Не скажу всю сумму инвестиций, но только на ремонтные работы и мебель был потрачен миллион рублей, и это ещё не всё. Но оно того стоило. Кстати, благодаря тому, что за стенкой у нас находится шоу-группа «Интеграл», в нашей студии можно сфотографироваться с катушкой Теслы, запустить дым-машину, устроить бумажное золотое шоу. Полезное соседство.

К запуску фотостудии мы готовились тщательно. Составили список того, что нам нравится в других студиях, чего не хватает, и в итоге постарались удовлетворить все запросы. У нас есть гримёрка, ресепшн, гармоничное пространство и декорации, которые не затмевают людей, прекрасный свет и циклорама. Приятно получать хорошие отзывы от профессиональных фотографов. Они хвалят продуманность помещения: «Сразу видно, не дилетант делал».

Конечно, в моей голове постоянно появляются новые идеи, но сейчас цель — развить студию. И я уверена, всё получится. Ведь если человек хочет чего-то добиться — он ищет возможности и варианты. Это моё глубокое убеждение. Ну и бизнес без риска не построить, а я умею рисковать.

Желаю всем в новом 2019 году смелости делать то, что нравится, и получать от этого много кайфа!

 


Проект «Малый бизнес в лицах» рассказывает об успешных кемеровских предпринимателях, каждый из которых вкладывает часть себя в развитие родного города, ежедневно делая жизнь его жителей лучше, комфортнее и интереснее. Больше информации о проекте на сайте Фонда поддержки малого предпринимательства.

 

Организатор проекта

 

*При финансовой поддержке администрации города Кемерово


* - запрещён на территории Российской Федерации

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Яндекс.Метрика