gazeta.a42.ru
8 июня в 16:29

Россельхозбанк назвал факторы роста спроса на мясо и напитки на растительной основе

К 2030 году Организация Объединённых Наций прогнозирует увеличение населения нашей планеты на 700 миллионов человек — до 8,5 миллиарда. Наряду с более пристальным вниманием людей к вопросам питания и поддержания здоровья, а также растущим трендом на более осознанное потребление имеющихся на планете ресурсов в перспективе это будет способствовать развитию производства растительных аналогов продуктов животного происхождения. По прогнозам Россельхозбанка, к 2025 году россиянин в среднем будет потреблять до 1 кг растительного мяса в год, а доля растительных аналогов мяса, а также напитков на растительной основе на российском рынке может составить 1,5% и 5-8% соответственно. Перспективы развития новых направлений в России, по мнению экспертов РСХБ, в первую очередь будут связаны с повышением доступности альтернативных видов продуктов питания.

В настоящее время растительные аналоги мяса занимают 1,4% мирового рынка, а объем продаж категории за последние 2 года увеличился на 40% и в настоящее время оценивается в 1,4 млрд долларов. В России на эту продукцию приходится менее 1% рынка. Чаще всего из растительных компонентов производят аналоги продуктов из говядины и курицы, поскольку бургеры, наггетсы, котлеты проще в производстве, чем цельные мясные продукты.

Растительное мясо — это состоящий из растительного белка продукт, имитирующий вид, вкус, цвет, запах и консистенцию натурального мяса. Первый такой продукт — стрипсы из растительной курятины — был запущен в производство в 2012 году в США. В России растительный аналог мяса впервые появился в начале 2019 года.

Гораздо раньше растительного мяса в тренд вошел сегмент напитков на растительной основе (из орехов, зерновых и бобовых культур), которые стали применять для приготовления блюд и напитков (например, кофейных), где традиционно используется молоко. Сейчас на эту продукцию приходится около 35% мирового рынка растительных продуктов, а общий объем мирового рынка напитков на растительной основе составляет 2,5 млрд долларов. В России этот продукт уже можно встретить на полках многих крупных сетевых ритейлеров.

По прогнозам Россельхозбанка, необходимость обеспечения продовольственными ресурсами быстрорастущее население планеты, а также растущая популярность ответственного отношения к окружающей среди и климатические изменения будут в дальнейшем определять вектор развития сегмента альтернативных продуктов питания.

Запрос на новые виды продовольствия

К 2030 году Организация Объединённых Наций прогнозирует увеличение численности населения нашей планеты на 700 млн человек — до 8,5 млрд человек.

Важность развития технологий производства продуктов питания для обеспечения продовольствием растущее население планеты отметила заместитель Председателя Правительства РФ Виктория Абрамченко в ходе сессии «Еда. Трансформация в условиях постковидной реальности», организованной РСХБ в рамках Питерского международного экономического форума (ПМЭФ-2021). По ее словам, в рамках работы над стратегией социально-экономического развития РФ до 2030 года развитие аграрной науки и ускоренное научно-технологическое развитие станут ключевыми направлениями.

— Нужно готовиться к тому, что в ближайшие годы мировое сельское хозяйство будет ждать качественный технологический прорыв, цифровой прорыв во всех странах, — сообщила Виктория Абрамченко.

— Ещё один тренд (по которому развивается агрорынок РФ — прим.) — это запрос на новые виды продовольствия, в том числе из растительного белка, и новые виды выращивания сельскохозяйственных культур. Это тренд тесно связан с глобальным изменением климата, с тем, что у нас на планете сокращается возможность использовать чистую плодородную пахотную землю и применять орошаемое сельское хозяйство. Поэтому новые формы, такие как гидропоника, будут развиваться дальше. Хочу призвать и наш, и зарубежный бизнес инвестировать в экологию и умное сельское хозяйство, я считаю за этим будущее, — подчеркнула вице-премьер.

— Крупные компании всё больше инвестируют в развитие современных технологий, а стартапы активно привлекают венчурный капитал. Но проверку спросом пройдут не все. Пандемия COVID-19 сместила акценты с технологического хайпа на реальные потребности людей. Меняются форматы и производства, и продажи еды. Но задача для государства остается неизменной — накормить своих граждан качественными и безопасными продуктами по доступным ценам. На это не раз обращал внимание Президент России Владимир Владимирович Путин. Именно поэтому для каждой страны обеспечение продовольственной безопасности — тема национального значения. По важности сравнимая с обороноспособностью, — отметил Председатель Правления Россельхозбанка Борис Листов.

Усиление тренда на ответственное потребление

Рост численности населения усилит становящийся все более значимым тренд на экологичность и поддержку устойчивого развития, который проявляется уже не только в распространении вегетарианства, но и в более масштабном изменении отношения человека к потребляемым ресурсам.

В будущем необходимость рационально расходовать имеющиеся на планете ресурсы станет неизбежной. Все более значимым становится и вопрос климатических изменений. Поэтому в последнее время получают распространение такие практики, как переход на более экологичную упаковку, переработка различных видов отходов, ESG, расчет углеродного следа и тд. То есть осознанность потребления начала проявляться не только на уровне отдельных людей или компаний, но и на уровне государства, отмечают в Россельхозбанке.

Повышенное внимание к своему здоровью

Наряду с более ответственным отношением к окружающей природе люди все больше стали обращать внимание и на вопросы здорового образа жизни и этичного отношения к животным, которые все больше ассоциируется с сокращением или отказом от продуктов животного происхождения и повышением потребления растительной пищи.

— Такой рацион питания, как флекситорианство, уже сегодня не является чем-то только супертрендовым и модным. Это баланс животных и растительных продуктов в ежедневном рационе человека, который может принести пользу нашему здоровью. В то же время такой рацион экологически устойчив и помогает снизить наш углеродный след на 20-40%, — поясняет Валерия Трифонова, директор по коммуникациям Danone Россия и СНГ. В марте 2021 года компания запустила производство растительных напитков под брендом Alpro.

Напитки на растительной основе — это продукты переработки злаков, семян, орехов, а также бобовых культур. Самыми популярными среди россиян являются напитки из овса, кокоса, миндаля и сои. В последнее время на отечественном рынке стали появляться новые виды растительных напитков — из кешью, грецкого ореха, гречихи.

По прогнозам Danone, категория продуктов на растительной основе будет развиваться и занимать значительное место в ежедневном рационе человека благодаря более внимательному отношению людей к своему здоровью.

По данным исследовательского агентства Nielsen, которые приводит Danone, в период с 2018 по 2020 год темпы роста продуктов на растительной основе в мире составили 38% в стоимостном и 36% в натуральном выражении.

— Российский рынок продуктов на растительной основе еще достаточно молодой (порядка 10 лет), но он очень динамично развивается. Столь интенсивное развитие происходит благодаря запуску большого числа новинок от разных производителей, а также расширению дистрибуции каналов продаж, — отмечают в Danonе.

Будущее традиционного животноводства

Доступность растительных аналогов продуктов животного происхождения и готовность производителей выйти в массовый сегмент будут в перспективе определять дальнейший вектор развития этого направления сельского хозяйства, считают в Россельхозбанка. Достижение ценового паритета, по мнению экспертов РСХБ, будет зависеть от развития технологий производства растительных белков, а также роста спроса на продукцию на их основе.

— В настоящее время разница в стоимости килограмма натурального мяса и его растительного аналога в России составляет 1,5–2,5 раза. По нашим расчетам, при условии дальнейшего развития технологий производства и повышения конкурентоспособности альтернативных видов мяса этот продукт может перейти в категорию нерегулярных покупок и в перспективе следующих 5 лет занять до 1,5% российского рынка мяса. То есть на каждого россиянина будет приходиться до 1 кг растительного мяса в год, — прогнозируют в Россельхозбанке.

По данным компании «ЭФКО Инновации», которая развивает производство растительного мяса, сегодня на американском рынке стоимость килограмма замороженного мяса и растительных котлет практически сопоставима. В России «ЭФКО» продает свой продукт с премией не более 10-12% к цене говядины. В следующие 3-5 лет рост объема производства растительного мяса в целом по России приведёт к тому, что это разница в цене нивелируется, прогнозируют в компании.

Другим аналогом мяса животного происхождения является клеточное мясо, производство которого в России не развито. Поэтому, по мнению «ЭФКО Инновации», говорить о выходе такой продукции в массовый сегмент и достижения его ценового паритета с традиционным мясом можно будет не раньше, чем через 10 лет. В то же время именно клеточное мясо, по мнению генерального директора «ЭФКО Инновации» Андрея Зюзина, обладает наибольшими перспективами для налаживания поставок за рубеж.

— Производство любых продуктов на растительной основе подразумевает наличие этого сырья в стране. Поэтому экспортная история тут маловероятна, потому что у каждой страны будет свой собственный набор продуктов, созданный на базе того сырья, который ближе всего и к которому местный потребитель привык больше всего. Что касается производства клеточного мяса, то, полагаю, у России есть хороший технологический задел, который может позволить ей в будущем продавать свои разработки и оборудование по производству клеточного мяса за рубеж, — отмечают в «ЭФКО Инновации».

В то же время, как отмечают эксперты РСХБ, в перспективе следующих 10 лет повышение доступности растительных аналогов мяса позволит усилить позиции крестьянских фермерских хозяйств в сегменте КРС и повысить их рентабельность за счёт перехода в премиум сегмент.

— Традиционно мясо воспринимается как богатый на питательные вещества продукт и некоторый признак достатка. Поэтому в перспективе распространение альтернативных источников белка приведет к премиумизации натуральной фермерской продукции, повысит маржинальность ее производства и, тем самым, окажет положительное влияние на развитие традиционного фермерства страны, — добавляют в Россельхозбанке.


Поделиться

Комментарии:

Подпишитесь на оперативные новости в удобном формате:

Читайте далее
Перспективы будущего: в «ЛокоТех-Сервис» провели экскурсии для школьников
Яндекс.Метрика